В последнее время по всему миру и в России, в том числе, участились случаи экстремистского характера. Какова же ситуация в Приморском крае, рассказывает РИА VladNews.
В России случаи проявления экстремизма стали не редкостью. Они как снежный ком нарастают, и с каждым годом экстремистских, а то и террористических, столкновений становится всё больше. При этом Приморскому краю повезло остаться в стороне от всей неприятной «шумихи». Спасает регион и его довольно отдалённое расположение от западной части страны, благодаря которому Приморье находится на длинном плече миграции, и многонациональность, которая образовалась с самого зарождения края.
«В России многонациональность сплачивает, а не разъединяет людей. В крае у нас 158 представителей разных национальностей, а всего в России их около двухсот. В Приморье почти все мигранты или потомки мигрантов. И, несмотря на это, у нас в крае всё довольно спокойно, так как помогают те традиции, которые сложились со времён освоения Приморского края с 1860 года», - отмечает председатель правления Консультационного центра по вопросам миграции и межэтнических отношений Сергей Пушкарёв.
Он также отмечает, что в Приморье ехали со всех концов Российской империи и из других стран. Это помогло людям привыкнуть друг к другу, и теперь приморцам, да и всем дальневосточникам, не важно, кто живёт рядом – татарин, украинец, белорус, русский… И у всех смешанные корни, национальность будет трудно определить. По этой причине в Приморье не приживаются различные экстремистские и националистические движения типа «Русский марш», «Союз славян» (организации, запрещённые на территории Российской Федерации) и подобные. Они просто не находят поддержки у населения и исчезают.
И если в реальном обществе такие «финты» не проходят, то в Интернете это становится реальным вирусом. Социальные сети и форумы заполонили различные группы, организации и личности, которые занимаются пропагандой национализма, экстремизма и терроризма.
«Вся экстремистская информация имеет формат ментального вируса. Распространяется она в виде рассылки. Для этого выделяется сегмент по возрасту и региону, и в его рамках предлагают присоединиться к группе. Такие группы могут называться по-разному, относиться они тоже могут к разным направлениям, например, к национализму. Если вас такой материал «зацепил», то вам могут предложить заняться дальнейшим распространением. Примерно так же работает секта. А за привлечение новых людей могут предлагать бонусы», - отметила филолог, кандидат философских наук, эксперт, входящий в состав рабочей группы Приморской межведомственной комиссии по профилактике экстремизма Надежда Олешкевич.
Важно отметить, что зачастую такие нападки и попытки «зацепить» направлены на неокрепшие умы, «зависающие» в Интернете. Именно дети и подростки, молодые люди, у которых есть внутренние или межличностные конфликты и которые ищут своё место под небом, становятся жертвами специально обученных людей.
«При этом стоит отметить, что вербовочной деятельностью занимаются подготовленные, специально обученные люди, хорошо разбирающиеся в психологии и манипулятивных техниках, умеющие определить слабые стороны собеседника, вызвать у него чувство доверия и заинтересовать. Впрочем, в отдельных случаях оружием в руках вербовщиков может стать и компрометирующий материал, например, эротического характера, которым молодой человек когда-то с кем-то поделился, пусть и в закрытой переписке», - сказала руководитель общественного проекта «Детство в радости без опасности» Майя Шалунова, добавив, что необходима активная деятельность по профилактике экстремизма в Интернете.
Возвращаясь в реальный мир, стоит отметить, что хорошей профилактикой экстремизма является, во-первых, сохранение национальных традиций, так как из этого складывается характер взаимоотношений между людьми, проживающими на одной территории.
Сохранением народных традиций занимаются различные общественные организации, например, Ассамблея народов Приморского края или Консультационный центр по вопросам миграции и межэтнических отношений. Они ежегодно проводят Конгрессы народов Приморья, мероприятия типа «Маршруты дружбы» и другие. Хорошим примером единения разных народов может служить прошедший праздник «Весны и Труда», когда в одной колонне рядом шли и армяне, и азербайджанцы, и киргизы, ни к кому и ни у кого не было каких-либо претензий друг к другу.
Почему же в контексте экстремизма говорят о мигрантах?
«В стабильном обществе не может быть подобных проявлений, так как они не связаны с новыми мигрантами. Когда в сложившееся на территории общество со своими обычаями, приезжают люди со стороны, которые не хотят соответствовать установившимся устоям, люди другой веры, у них другие обычаи и нормы поведения, то общество начинает настораживаться», - прокомментировал сложный момент Сергей Пушкарёв.
Именно мигранты зачастую и вызывают волнения у населения, так как большая часть террористических актов и экстремистских действий связаны с выходцами из Центральной Азии и Ближнего Востока. Если у мигрантов не получается официально оформиться и найти работу, то они выпадают из правового поля, а это значит, что у недобросовестных людей, связанных с теневыми структурами, есть все шансы «заарканить» переселенцев. У таких людей возникает недовольство, и они в свою очередь, вызывают беспокойство у коренного населения, а это уже является предпосылкой развития экстремизма.
Для профилактики экстремизма, во-вторых, важно бороться с предпосылками развития приверженности крайним взглядам. Для этого необходимо на территории края создать нужную миграционную привлекательность. Кто-то для её обеспечения предлагал всем приезжающим на Дальний Восток платить по миллиону рублей, но это не создаст привлекательности, люди будут ехать за миллионом, получать его и любыми путями уезжать.
«Я считаю, миграционная привлекательность определяется уровнем жизни коренного населения этой территории. Когда мигранты увидят, что здесь живут хорошо, то сюда поедут квалифицированные специалисты, и они будут стремиться к такому же уровню. Любые другие действия не дадут результатов. Не нужно ни в коем случае поощрять иждивенчество! Нужно, чтобы люди сюда ехали не за даровыми деньгами, а чтобы заработать их, для этого нужно создать людям условия. Давать ссуды, пусть беспроцентные, долгосрочные, но человек должен будет их отдать, а не просто получить», - добавил председатель Консультационного центра.
Однако, несмотря на то, что в Приморье нет необходимого уровня миграционной привлекательности, в крае полно мигрантов, которые, при этом, сидят без работы. Чтобы остановить массовость, органы власти и гражданское общество ДФО должны решать возникающие проблемы и задачи.
«Наша же первейшая задача сегодня, как организации гражданского общества, совместно с властными структурами – создать такие условия, которые предотвратят стихийность мигрантов из Центральной Азии, которая наблюдается в крае», - отметил Сергей Пушкарёв.
Для создания условий разрабатывается специальный проект «Центр комплексной поддержки мигрантов», который в прошлом году выиграл президентский грант по направлению «Укрепление межконфессионального и межнационального согласия». Этот проект призван создать систему организационного набора, чтобы люди приезжали в край не просто так, а к определённому работодателю, и человек был уверен, что у него будет здесь место и работа.
В Приморье 80% въезжающих из центральной Азии – узбеки. И именно они вызывают беспокойство тем, что многие не успевают вовремя оформить документы. Из 78 тысяч въехавших в прошлом году мигрантов, 50 тысяч находятся вне правового поля. Такие люди не платят налоги, работают в теневых структурах, и они представляют угрозу сами по себе, так как в их среде может возникнуть негативное настроение, и их могут использовать в своих интересах те люди, которые заинтересованы в создании неблагоприятной обстановки в России.
Сергей Пушкарёв заметил, что это серьёзная проблема, и система оргнабора может помочь отграничить количество мигрантов. Консультационный центр исходит заявок работодателей на рабочие места, которые надо занимать в первую очередь местными жителями, и потом уже теми, кто может быть востребован отраслями экономики края. Сейчас работодатель самостоятельно берёт на работу тех мигрантов, которые уже получили патент, то есть «кота в мешке». Система же позволит находить квалифицированных специалистов, тем самым избавит край от случайных людей и, связанных с ними, явлений экстремизма.
А пока система не создана, Консультационный центр, которому, однако, требуется помощь органов исполнительной власти, работает с мигрантами. В том числе, работают над созданием всех составляющих механизма организованного набора недостающих трудовых ресурсов по заявкам работодателей
«У нас работает Общественная приёмная Консультационного центра по вопросам миграции и межэтнических отношений во Владивостоке, пользующаяся достаточно большим спросом у работодателей и у самих мигрантов, попадающих в тяжёлое правовое положение. Мигрант может обратиться за консультацией к нам, мы дадим совет или рекомендацию, как дальше ему поступить в соответствии с законом», - сказал Сергей Пушкарёв.
Отметим, что проблема заключена в непосредственном информировании мигрантов. Большинство из них не знают о существовании различных приёмных и фондах, так как не знают языка и не могут прочитать информацию в СМИ и интернете. В связи с этим сотрудники центра разработали небольшую памятку с рекомендациями и теперь раздают их в местах массового посещения мигрантов. Мигрант может получить её, например, возле Управления по вопросам миграции. Одной из задач центра сейчас – начать распространять памятки на вокзалах, в аэропорту, в других местах, куда мигранты обращаются за помощью (например, Фонд правовой поддержки миграционных процессов на Океанском проспекте, 69, Общественной приёмной на Алеутской, 45-а).
Возвращаясь к возникающей настороженности общества, стоить отметить, что у приморцев нет ненависти к мигрантам. У местного населения есть недовольство тем, что приезжие иногда их не понимают или не хотят понимать, не хотят учить язык.
Напомним, в Приморском крае реализуется государственная программа Приморского края «Безопасный край» на 2015-2020 годы, которая предусматривает финансирование мероприятий, направленных на снижение уровня преступности в регионе, а также на профилактику терроризма и экстремизма.