Александр Машкевич: почему ERG препятствует экологическому скандалу

Сегодня горнорудная и добывающая промышленности как никогда оказывают влияние на экологическое положение в мире. Всего за 140 лет глобальный уровень мирового океана поднялся на 30 сантиметров — где-то это усложнило рыбакам жизнь, в других местах целые острова ушли под воду. Эксперты называют разные причины, но среди основных выделяют темп сжигания природных ископаемых и нерациональный менеджмент производственных отходов.

Сейчас удобства, полученные путем переработки природного сырья, стали неотъемлемой частью нашей жизни и коммерции по всей планете. Но как крупные корпорации и концерны борются с экологическим скандалом столетия? Александр Машкевич рассказывает, как ERG Service сводит угрозу от горнорудной отрасли в мире к минимуму.

Александр Машкевич: индустриальный скандал и почему страдает экология

Деятельность горнорудных компаний накладывает определенную форму обязательств на окружающие регионы. Одно из таких «обязательств» — хранение отходов, которые остаются после очищения основных пород, рытья шахт и обработки руд.

«В основном это шлаки — сброс после обработки руд и отводы из шахт. Материала набирается достаточно много, поэтому его необходимо перерабатывать. За рубежом из такого сырья делают относительно недорогие материалы для постройки зданий, из остатков руды выплавляют новые металлы. Потенциал вторичного сырья в горнорудной промышленности высок, просто не у всех хватает сил использовать себе это на пользу», — отмечает Александр Машкевич.

Причина, ставшая основой скандала — это пыль. Согласно исследованиям, она повышает риск появления профессиональных заболеваний среди работников карьеров и шахт. Отходам в целом приписывают повышение риска смертности и снижения продолжительности жизни населения в горнорудных регионах. Александр Машкевич отмечает, что ERG давно известна эта проблема, поэтому в 2019 году была создана группа компаний ERG Recycling. Их деятельность направлена на решение вопросов переработки производственных отходов. Один из положительных результатов работы компании — снижение смертности среди рабочих и жителей горнорудных регионов, сокращение количества сигнальных показателей биологического риска.

Горнорудная промышленность оказывает существенное влияние на формирование бюджета Казахстана. Путем экспорта сырья и готовых продуктов страна наращивает бюджеты на образование, медицину и реализацию коммерческих проектов. Данные предприятия рассредоточены по всей стране, потому экологическое влияние происходит на весь регион. Отсюда вытекает следующая проблема — карбонизация окружающей среды.

«Повышение уровня углерода в атмосфере — это глобальная проблема, но есть и другая — рост локального уровня карбонов в воздухе. Это вызвано природой горнорудных предприятий. Чтобы бороться с проблемой, ERG планирует выделить 350 млн долларов для финансирования проектов по декарбонизации. И это только в Казахстане», — отмечает Александр Машкевич.

Александр Машкевич: успехи ERG Recycling и чего ожидать в будущем

Исследователи подсчитали, что в Казахстанской области находится 1.4 млн тонн отходов, которые были накоплены за десятилетия существования советской горнорудной промышленности. Переработать абсолютно всю массу материала в полезные и пригодные для жизни ресурсы нельзя, но большую часть — вполне реально.

«Наши предприятия мобильны, благодаря сплоченности и скоординированности. Всего за 2020 год ERG Recycle переработали 500 тыс тонн отходов в Казахстане. Мы собираемся наращивать производительность в три раза, чтобы расправиться с остатками и наладить очистку окружающей среды от загрязнений», — сообщает Александр Машкевич.

Если учитывать скорость, с которой работает ERG Recycle, то полная переработка отходов производства должна занять 4 года. Один из ярких примеров работы ERG Recycling — это контракт на переработку шлакоотвала Актюбинского завода ферросплавов. Речь шла о вторичных остатках горнорудных работ, оставшихся еще с советских времен.

Согласно договору объем работ составлял 50 тыс тонн рафинированных шлаков. ERG Recycling перевыполнили собственную норму, переработав 100 тыс тонн отвала. Из пыли после газоочистки ферросплавных печей, шлаковых насыпей и шламов (отходы дробления руды — прим. ред.) на Актюбинском заводе получили более 20 видов продуктов.

«Сегодня компания ERG Recycling занимается обработкой вторичных отходов с последующим изготовлением базового сырья, которое будет использовано другими производствами, — говорит Александр Машкевич. — Инженеры и ученые компании изучают новые возможности для переработки отходов К примеру, оценивается вариант создания недорогих цементов из металлургических отходов».

Александр Машкевич отмечает, что у ERG Recycling есть проекты вне Казахстана. Например, предприятие Metalkol RTR в Демократической республике Конго. Сейчас это второй по величине производитель кобальта в мире. Их продукция используется при производстве аккумуляторов для смартфонов, электрокаров и беспроводных наушников. За 2020 год компания обработала только 8 млн тонн сырья, но эксперты отмечают, что потенциал отрасли высок.

«Кроме сырья для литий-ионных аккумуляторов, Metalkol RTR косвенно устраняет последствия неправильного управления отходами: вода в местных реках и озерах становится чище, снижается смертность среди взрослых рабочих», — отмечает Александр Машкевич.

Александр Машкевич: заключение о глобальном экологическом скандале

В период с 2010 по 2021 год многие эксперты высказывались по поводу состояния экологии. Люди выходили на трибуны, доказывая, что от предприятий и промышленности много вреда, а наша экономика основана на культуре потребления. Но кроме громких слов требуются изменения на более глобальном уровне.

«Мы долго наблюдали за общим положением дел. Сейчас ERG Recycling монетизирует технологии переработки вторичного сырья, его корректной утилизации. Из-за того, что переработка приносит пользу в форме вторичных продуктов, это становится востребованной услугой. Можно сказать, что деньги и выгода в данном случае побеждают зло, которое мы подразумеваем под загрязнением. Чистота — это выгодно», — заключает Александр Машкевич.

Разработкой «умных» способов использования вторсырья занимается команда исследователей ERG Recycling, также вовлечены НИИ, инжиниринговые компании и внешние лаборатории.

«Если вникать, то использование вторичного сырья позволило снизить количество отходов, повысить общую прибыль альянса ERG путем снижения себестоимости продукции наших контрагентов», — комментирует Александр Машкевич.