Психолог Приморского наркодиспансера: лучший метод профилактики – здоровая семья

25 октября 2021

В последнее время в России растёт число наркозависимых. В Приморье помощь людям, страдающим от наркотической зависимости, оказывают специалисты «Краевого наркологического диспансера». Так, основными задачами учреждения является ока­зание ква­лифи­циро­ван­ной спе­ци­али­зиро­ван­ной нар­ко­логи­чес­кой кон­суль­та­тив­но-ди­аг­ности­чес­кой и ле­чеб­но-про­филак­ти­чес­кой по­мощи, медицинской реабилитации на­селе­нию Приморского края, а также ока­зание сель­ским и го­родс­ким ле­чеб­но-про­филак­ти­чес­ким уч­режде­ни­ям об­ласти ор­га­низа­ци­он­но — ме­тоди­чес­кой по­мощи по воп­ро­сам ди­аг­ности­ки, ле­чения, реабилитации и про­филак­ти­ки наркологических заболеваний. Помощь гражданам оказывается бесплатно. Так, специалисты проводят про­филак­ти­чес­кие ме­роп­ри­ятия, нап­равлен­ные на пре­дуп­режде­ние и сни­жение нар­ко­логи­чес­кой за­боле­ва­емос­ти, ин­ва­лид­ности, смерт­нос­ти на­селе­ния; оказывают стационарную и неотложную наркологическую помощь, осуществляют пси­хокор­рекци­он­ную и пси­хоте­рапев­ти­чес­кую де­ятель­ность; проводят дис­пансер­ное наб­лю­дение за ли­цами с наркологическими расстройствами, а также внедряют но­вые ме­тоды ди­аг­ности­ки, ле­чения, ре­аби­лита­ции и про­филак­ти­ки нар­ко­логи­чес­ких за­боле­ваний.

О том, можно ли вылечиться от зависимости, почему люди начинают употреблять и чем опасны наркотики в интервью РИА VladNews рассказал психолог, заведующий кабинетом профилактики наркологических расстройств ГБУЗ «Краевой наркологический диспансер» Александр Кубиков в интервью РИА VladNews рассказал, сколько наркоманов реально излечивается и насколько сильно страдают созависимые.

– Александр Иванович, можно ли вылечить наркомана?

– Наркомания – заболевание хроническое, неизлечимое, ведущее к стойким нарушениям в психике и соматике, а также к проблемам в быту, в семье, на работе и в обществе. В 90-е годы из Москвы во Владивосток приезжал иеромонах Берестов, невролог, доктор медицинских наук.  В то время он был руководителем центра по реабилитации наркоманов. Его методы лечения включали в себя медикаментозную терапию, психотерапевтические приёмы и духовные беседы. Он говорил, что за определённый период пролечил тысячу наркозависимых. Из этой тысячи только сорок человек перестали употреблять окончательно. А из этих сорока восемь полностью вернулись в общество, построив семьи и трудоустроившись. Примерно такое же соотношение на сегодняшний день и по синтетическим наркотикам. Но есть и другая сторона медали – синтетические наркоманы гораздо тяжелее поддаются лечению, потому что у них начисто отсутствует критика к своему заболеванию. Они не понимают, что с ними что-то происходит, они считают, что всё это нормально. С такими сложно. В основном «синтетиков» лечат в стационаре, хотя они и прикладывают все усилия, чтобы уйти оттуда.

– То есть, героинщик может понять, что он болен, а синтетический наркоман - нет?

– У старых немецких психиатров есть такая интересная мысль о том, что наркомания – это психическое расстройство. Героинщик понимает, что он наркоман. А вот у синтетического наркомана нет критики к заболеванию .

– Что побуждает человека начать принимать наркотики? Дело в каком-то эскапизме? Или он пытается заглушить какую-то душевную боль? Может просто хочет таким образом «повеселиться»?

– Причины могут быть самые разнообразные. Одна из самых банальных – у человека психическое расстройство, при котором он испытывает определённое напряжение, беспокойство, подозрительность. Другой вариант – подросток пятнадцати-семнадцати лет, у которого разводятся родители. Бракоразводный процесс длится долго, и молодой человек всё это время находится в «подвешенном» состоянии: все напряжены, супруги делят всё и вся, никакого спокойствия. И однажды он выходит на улицу, например, прогуляться с собакой, и встречает своих знакомых, которые что-то употребляют: «Хочешь попробовать?». Подросток думает, стоит ли, и пробует. Отмечу, что такие подростки – это лучшая группа для лечения. Третий вариант наркоманов я для себя называю «я баран». Такие говорят: «Я хочу попробовать наркотик». При этом им не важно, что все вокруг твердят, как это опасно. Если кто-то из вашего окружения говорит: «Жизнь коротка! Надо всё попробовать!», то нужно понимать, что такой человек – либо глупец, либо ваш самый большой враг. Четвёртый вариант наркоманов – это люди из криминальных или околокриминальных социальных групп, где употребление наркотиков, табака и алкоголя приветствуется. В данном случае это способ социализации.

– Правда ли, что героиновые наркоманы испытывают крайне сильный физический дискомфорт во время «ломки»?

– Да, но если «ломка» героинового наркомана по сути своей похожа на симптомы гриппа – температура, ломота в костях, общее недомогание, то боль его близких иного характера. Существует такая проблема, как созависимость. Если наркоман зависим от наркотика, то созависимый – от поведения, состояния и настроения наркомана. Наркоман не приходит вечером домой, родственники ждут его и не знают, придёт ли он вообще. Как правило, созависимые занимаются тем, что решают проблемы наркомана. Забрали в полицию – вытаскивают, грозит какая-то судебная ситуация – решают её, назанимал денег – отдают долги. Основной бич созависимых- это невозможность жить своей жизнью, потому что они полностью посвящают себя заботе о наркомане. Они почти не следят за собой, плохо питаются, не спят, не удовлетворяют свои духовные потребности. И, само собой, они страдают не меньше, чем сам наркозависимый. Если наркоман избавляется от зависимости – неважно как – что остаётся человеку, который в течение какого-то, допустим, длительного времени, жил жизнью другого человека? У созависимых образуется духовная  пустота, которую они так или иначе пытаются заполнить. Например, жёны алкоголиков после развода через какое-то время часто находят себе другого человека, который тоже пьёт. Казалось бы, человек другой, но проблемы точно те же. Или, если наркоман пролечился, полностью избавился от пагубной привычки и зажил здоровой жизнью, то есть риск, что его созависимый будет искать то, чего нет. Уже не употребляющий наркозависимый приходит домой, а ему говорят: «Ты как-то выглядишь странно, ты что, употребил? Сознайся. Просто сознайся, мы поможем, мы справимся». В такие моменты существует опасность, что уже пролечившийся человек может сорваться и снова начать употреблять из-за того, что созависимый не верит и пытается вернуть всё в прежнее русло, потому что привык так жить. Существуют специальные занятия для созависимых, которые проводятся в то время, пока наркомана лечат. Созависимые тоже нуждаются в терапии, по крайней мере, им нужна психологическая помощь. В  наркологическом  диспансере на Гоголя,  35 психологи  каждую субботу в 11.00 читают лекции и проводят тренинги для родственников пациентов.

– Какие группы людей более склонны к употреблению наркотиков? Играет ли роль доход, социальное положение или иные обстоятельства?

– Если взять срез пациентов, которые лежат в «остром» отделении, то обычно это асоциальные люди: неработающие, судимые и тому подобное. Поступают студенты вузов, которые где-то на вечеринке попробовали.  Нет особой разницы между бывалыми наркоманами и начинающими. Наркотический  психоз настигает всех.  Тревога, переходящая в ужас, устрашающие галлюцинации,  потеря понимания речи, невозможность отличить верх и низ, правую и левую сторону, психомоторное возбуждение – привычные симптомы наркомана, доставленного «Скорой помощью» в отделение неотложной наркологической помощи наркологического диспансера.

– То есть социальная группа – не определяющее для наркомана?

– Не всегда. Всё-таки наркоманов больше объединяет возраст. Всё-таки наркомания – это болезнь молодых. А вообще почти все истории наркоманов индивидуальны. Да, безусловно, можно проводить параллели, но, так или иначе, для каждого наркомана история его болезни субъективна.

– Какой первый шаг должен сделать наркоман, чтобы избавиться от зависимости?

– Первый шаг – это обращение к специалисту и выполнение рекомендаций, которые он даёт. Необходимо в некоторых случаях делать это «через силу». Считается, что личность наркомана или алкоголика всегда своего рода «двуглавая». Одна «голова» здоровая, а вторая – нет. «Здоровая голова» говорит, что надо идти лечиться, надо заняться собой. «Больная голова» подстрекает принять, говорит, что ты справишься сам. Очень важно в течение первого года после обращения к врачу неукоснительно выполнять его требования. За этот год мысли придут в норму, голова, как говорится, «встанет на место» и появится критика своего состояния. А если у наркомана появляется критика, он начинает осознанно ходить на психотерапию, заново учиться взаимодействовать с обществом, как здоровый человек. Определить, что пациент приходит в норму, очень просто. Можно задать простой вопрос: «Чем птица отличается от самолёта?». Наркоман будет отвечать словесной окрошкой, типа: «Птица хочет, летит на юг, не хочет, не летит, в голове у нее летчики не сидят, она питается червями, а самолет бензином, у него в голове летчики, которые летят на юг».  Если уже выздоравливающему задать тот же вопрос, он ответит, что птица живая, а самолёт металлический. Первый шаг для наркомана, который хочет вылечиться, – это признать необходимость лечения, довериться своему лечащему врачу.

– Какие наркотики на сегодняшний день наиболее опасны?

– Опасны все наркотики без исключения. Деление на легкие и тяжёлые – чисто бытовое. Что касается распространённости, сейчас появилось очень много синтетических наркотиков. И они, как и остальные наркотики, очень опасны, потому что разрушают не только психику, но и организм в целом. От синтетических наркотиков кровь становится более густой, повышается температура тела, идёт огромная нагрузка на почки. Человек теряет ориентацию в пространстве, не понимает, что ему говорят. Если в этот момент его заберёт бригада скорой помощи, то у него есть шансы выжить, поскольку пять процентов, употребляющих погибают именно в этом состоянии. В других случаях человеку начинает казаться, что он умеет летать. В наркотически измененном состоянии сознания они часто выходят в окна и в лучшем случае отделываются переломами. У наркоманов начинается так называемая «измена» – сначала они чувствуют себя хорошо, но потом начинается паника, им кажется, что все вокруг враги, что их преследуют, чтобы арестовать.  В этом состоянии наркоман срывает с себя одежду и бежит куда-то, спасаясь от мнимых врагов. Словом, синтетические наркотики очень опасны. Как этого избежать? Не пробовать никогда и ни за что.

– Какой метод профилактики наркомании самый действенный?

– Я считаю, что лучший метод профилактики – это здоровая семья. Прочные близкие отношения между всеми членами семьи очень важны. Крайне важно со стороны детей ничего не скрывать от родителей, также важно и со стороны родителей быть откровенными со своими детьми. В крепкой здоровой семье профилактика наркомании – просто информирование. Ребёнку необходимо донести, что есть такая вещь, как наркотики, и что они крайне опасны.

Отметим, что за незаконные оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, потребление наркотических средств или психотропных веществ, культивирование наркосодержащих растений законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность, в том числе пожизненное лишение свободы, а незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ вызывает зависимость и непосредственно угрожает жизни и здоровью человека.

Напомним, в Приморском крае реализуется государственная программа «Безопасный край» на 2020-2027 годы, которая предусматривает мероприятия, направленные на снижение уровня преступности в регионе, а также на профилактику правонарушений и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.