1. Предписано представляться
Что будет обязан сделать полицейский в общении с обычным человеком без формы?
Первое. При общении с любым человеком сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию и по требованию гражданина предъявить своё служебное удостоверение.
Эта норма была и раньше, вот только выполняли ее милиционеры очень неохотно и называли себя так, что кроме звания трудно было что-либо разобрать, а звания и без того на погонах видны. Правда, вскоре обещают, что на полицейских будут именные жетоны с фамилией, но до конца нынешнего года МВД вряд ли потянет такие затраты. Ведь даже новыми удостоверениями полицейских обещают снабдить лишь во втором квартале.)
2. Дать право на звонок
В случае применения к гражданину мер принуждения сотрудник полиции обязан объяснить причину своих действий и разъяснить гражданину его права и обязанности. Гражданин, задержанный сотрудником полиции, имеет право на телефонный разговор со своими близкими в течение 3-х часов, если он не совершил ранее побег или не является подозреваемым в уголовном преступлении.
Это явное заимствование из американского правосудия. Ну, вы помните, киношное "вы имеете право на…" и т.д., так называемое "правило Миранды". Но есть одно маленькое отличие, которое переводить эту обязанность полицейского в раздел сатиры и юмора. В США, если вам не зачитали права при задержании, все остальные обвинения теряют силу, и – здравствуй, свобода! У нас никаких правовых последствий при незачтении этой формулировки не предусмотрено.
3. Беременных не бить
Что касается остальных изменений, то и тут главные положительные моменты нового закона, преимущественно, в том, что из многочисленных подзаконных актов нормы перекочевали непосредственно в закон.
Например, в той части, которые касаются применения сотрудниками спецсредств, оружия, служебных животных (а не собак, как было раньше, что предполагает широкий простор для фантазии – представьте себе подразделения "боевых хомячков" или даже тараканов) и физической силы.
Прописаны в законе и ограничения применения спецсредств. В частности, сотруднику полиции запрещено разгонять дубинками, газом и т.д. даже несанкционированные митинги, если они не перекрывают дороги и не препятствуют работе учреждений. А так же запрещено применять спецсредства "в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц".
Но и тут не обошлось без примечаний, "за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции". То есть группа беременных, которые поймали и лупят, к примеру, вора-карманника, угрожая его здоровью, уже попадают в зону риска.
4. В дома вламываться лишь при угрозе жизни
Одна из самых противоречивых норм касалась случаев, когда сотрудник полиции имеет право на проникновение в жилище или помещение вопреки воле собственников или находящихся там людей. Напомним, ранее авторы законопроекта, которым выступали эксперты самого МВД, написали коротко и просто в том смысле, что правоохранители имеют право проникать всегда, везде и беспрепятственно. В окончательно утвержденном тексте закона определены конкретные случаи, когда полицейские могут это делать. С одной стороны, их всего 4:
"для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; для пресечения преступления; для установления обстоятельств несчастного случая".
Но сколько воли для фантазии полицейских оставляют такие формулировки, покажет только время. Утешает лишь то обстоятельство, что в течение 24 часов с момента такого деяния полицейские должны отрапортовать и собственному начальству и прокурору, осуществляющему надзор.
5. Проводить бизнес-проверки
Никуда, кстати говоря, не делась ни официальная коммерческая составляющая в работе полиции (органам по-прежнему разрешено охранять имущество и т.д. по договорам), ни участие в контроле за соблюдением обязательств по договорам (по той же частной охранной деятельности), ни налоговые проверки, в том числе и в целях "предупреждения преступлений". Каждое из этих направлений хорошо унавоживает почву для коррупции, а вместе они могут свести надежды на качественное изменение работы милиции после переименования к нулю. Но, будем надеяться, авторы закона отследят как он будет работать на практике и, если понадобиться, внесут коррективы.
6. Получать досье на граждан без санкции суда
Вообще, права полицейских в новом законе существенно расширены, и на многие действия, на которые ранее требовалась санкция прокурора или решение суда, они получили право в ходе обычной работы: запрашивание сведений, составляющих, в том числе, и налоговую тайну у организаций или персональные данные граждан. А от перечня категорий лиц, данные которых заносятся в банки данных полиции (статья 17 ФЗ) голова может, вообще, кругом пойти – там перечислены 22 категории, среди которых и получившие водительские удостоверения, а не только владельцы транспортных средств, и реабилитированные, и находящиеся в беспомощном состоянии, и совершившие административное правонарушение, и так далее. В общем, практически все взрослое население страны можно отнести в категорию тех, кто обязан быть в базе данных "Большого брата".
7. Отчитываться перед народом
В законе четко и ясно сказано, что работа полиции проходит под контролем общественности. Правда, и тут не обошлось без сюрприза.
Да, полиция обязана по закону отчитываться перед государственными, муниципальными органами власти и гражданами, но вот порядок отчетности, периодичность и даже уполномоченных для отчетов должностных лиц будет определять, опять же, сама полиция.
Чего нам ждать от закона "О полиции"?Анатолий Кучерена, адвокат, руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по реформе МВД:
- Прежде всего более вежливого отношения сотрудников к гражданам. Это исторический момент для наших правоохранителей - впервые в законе делается акцент на защите прав и свобод граждан, на профессионализме сотрудников полиции и повышении их социальных гарантий.
Владимир Овчинский, экс-руководитель московского бюро Интерпола, советник председателя Конституционного суда РФ:
- Ничего. Система требует реформы, которой пока не видно. Сам же закон, без реформы, мало что меняет.
Михаил Пашкин, председатель координационного совета профсоюза сотрудников милиции Москвы:
- Без закона о социальных гарантиях сотрудникам закон "О полиции" вряд ли что-то изменит. Сегодня по стране средняя зарплата милиционера - 13 - 14 тысяч рублей. Как за такие деньги нормально выполнять свои обязанности? Должно быть так: 10 лет отработал - получи в собственность жилье или субсидию на ипотеку.
Даниил Корецкий, писатель, полковник милиции, профессор:
- У нас в свое время был ЦК КПСС. Его постановления исполнялись и имели большую, чем законы, силу. Сам по себе закон в нашей стране никогда ничего не решал.
Гавхар Джураева, руководитель информационно-правового центра "Миграция и закон":
- Исцеления старого организма, который очень долго не подвергался реформам. Может быть, не только название изменится, но и содержание. Жду, что правоохранители будут действительно защищать и выйдут из коррупционного поля. К сожалению, я не увидела в законе "О полиции" отделения ее от такой кормушки, как миграционные потоки.
Александр Борков, врио начальника управления ГИБДД по Ярославской области:
- Закон позволит обновить ряды - именно отбирать в полицию, а не набирать. А также даст возможность избавиться от ненужного балласта - тех, кто порочит честь мундира.
Рустам Саидмуратов, зам. командира ОМОНа по тылу УВД по Забайкальскому краю:
- Хотелось бы, чтобы поменялось отношение общества к сотрудникам милиции, а то чуть что - сразу милиционеры плохие.
Юлий Каминский, участник штурма Кенигсберга, Калининград:
- Полиция-милиция, а какая разница? Самое главное, чтобы к нам по-человечески относились. Тогда и доверие к полиции будет.