Заброшенные золотые прииски манят любителей приключений на остров Аскольд в Приморье
Жители и гости края приезжают посмотреть на остатки береговой батареи и маяк с вековой историей (ФОТО)
Достопримечательности забытого острова в Приморье привлекают все больше и больше туристов каждый год. Золотые прииски, остатки береговой батареи и маяк с вековой историей манят любителей приключений на остров Аскольд, сообщает корр. ИА PrimaMedia.
Раньше остров носил имя "Маячный". Такое название ему дали моряки клипера “Стрелок”, исследовавшие его в 1859 году. Проливу, разделяющему острова, дали имя одного из первых русских винтовых фрегатов "Аскольд". Экспедиция подполковника Бабкина в 1862—1863 годах дала более подробное гидрографическое описание залива. Тогда название острова "Маячный" переименовали и назвали как и пролив — “Аскольд”.
На южной стороне острова есть бухта, которая носит имя клипера "Наездник". На ее берегу расположен приисковый поселок, построенный еще в 1876 году золотопромышленником Кустером.
В 1878 управляющим островом Аскольд был назначен Михаил Иванович Янковский. До этого времени прииск острова не имел постоянного управляющего, и это привело к тому, что здесь выработались свои неписаные законы. Артельщики утаивали часть золота и контрабандой переправляли его за границу. Орудовала банда "хунхузов", так прозвали местные рабочие китайских разбойников. Хунхузы ради дорогих лечебных пантов, шкур и мяса извели почти всех пятнистых оленей на Аскольде.
С помощью верных помощников, Янковский провел операцию по выявлению и захвату главарей хунхузов, которых под конвоем доставили во Владивосток и передали властям. После этого на Аскольде установился новый порядок. Янковский и Бабих организовали здесь охотничье общество, по которому действовал запрет отстрела оленух, и ограничение охоты на все виды дичи.
В 1892 году на Аскольде был создан постоянный наблюдательный пост, главной задачей которого являлось наблюдение за попытками японцев поставить минные заграждения перед входом в пролив Босфор Восточный. Для защиты острова от высадки десанта было сооружено несколько дотов. Имел остров и огневую поддержку “Ворошиловской батареи”, которая свободно простреливала водное пространство перед Аскольдом с острова Русский.
В 1938 году на острове установили батарею №26 на четыре 180-мм пушки в двухорудийных башенных установках МБ-2-180. Казарменный городок батареи был рассчитан на проживание 28 человек начальствующего состава, 20 человек младшего начальствующего состава и 228 краснофлотцев. В городке предусматривались помещения для хранения запасов продовольствия на 3 месяца, ГСМ для электростанции городка на три месяца и горючего для силовых станций башенных блоков на 100 часов работы.
Поскольку на острове не редкостью являются туманы, то на небольшом скалистом мыске между мысами Пальчатый и Елагина был оборудован "низкий" туманный пост наблюдения.
Особое внимание заслуживает маяк, построенный на мысе Елагина.
Строительство маяка началось 1879 году. Было принято решение, что для такого влажного климата, как на острове, башню надо строить не из железа, как было предусмотрено проектом, а из камня. Строительные работы начали с возведения пристани, бараков и дороги. Башню высотой 8,4 метра от основания построили из кирпича, служебные и жилые здания — из местного бутового камня. Светооптический аппарат был закуплен в Англии на заводе братьев Чанс.
В 1881 году строительство было закончено, а в 1896 году маяк уже имел вращающиеся механизмы. Маяк должен был работать круглогодично. Обслуживающий его персонал состоял из смотрителя и восьми матросов Сибирского флотского экипажа.
Из-за сурового климата кирпичная башня маяка не простояла и 50 лет, уже в начале прошлого века она начала трескаться и крошиться. В 1917 году маяк был перестроен. Его внешний вид сохранился до настоящего времени.
Сейчас на Аскольде возобновилось разведение пятнистых оленей. Гуляя по лесу можно то и дело увидеть рога, следы, а самые везучие могут повстречать и самих животных. Со слов разводчиков, потомство оленей за 2012 год выросло на 10 голов.
Главным богатством острова остается его уединенность. Труднодоступность и отсутствие автомобилей делает его одним из немногих на юге Приморья мест, привлекательных для экотуристов.