Можно ли заниматься музыкой, преподавать французский и играть в компьютерные игры, если ты слеп от рождения? Возможно, многие ответили бы на это вопрос отрицательно, но только не герой нашего интервью. Этот 24-летний хабаровчанин приехал во Владивосток специально, чтобы побывать на фестивале киберспорта Sunrise Challenge, где его и встретил корр. ИА PrimaMedia. Парень в черных очках как ни в чем не бывало играл в Mortal Kombat Х со своим сопровождающим и побеждал. Оказалось, что он уже полгода играет для зрителей во всемирной сети, которые с удовольствием смотрят его стримы (трансляции) и записи игр. Предлагаем читателям рассказ об этом слепом человеке с неограниченными возможностями.
— Игорь, когда ты потерял зрение?
— Я слеп от рождения. У меня ретинопатия недоношенных. В свое время ее пытались лечить, но еще больше загубили глаза. Мне самому кажется, что я никогда ничего не видел. Хотя родственники рассказывают, что когда-то я еще реагировал на свет. Сейчас, конечно, полная темнота, но это только перед глазами. Воображение работает прекрасно.
— Как ты преодолел обычные для людей с ограниченными возможностями комплексы и психологические блоки, чтобы начать активно жить?
— Тут большое спасибо родителям. Без их поддержки это было бы невозможно. Я сейчас смотрю на многих других слепых людей, и 80% из них живут замкнуто. Таких как я совсем мало. Я стараюсь по возможности давать советы, помогать, мотивирую их. Сам я не только геймер. Я занимаюсь музыкой и недавно закончил университет по специальности преподаватель французского и английского языка.
— Где ты живешь и как попал на Sunrise Challenge?
— Я родился в Хабаровске, но и во Владивостоке успел пожить. Правда тут у меня толком не было друзей и знакомых. Они появились недавно, поэтому я и решил, что можно приехать сюда на фестиваль киберспорта.
— Ты сказал, что еще и музыкой занимаешься?
— Да, я играю на клавишах. У меня был опыт выступления в группе, но, в основном, я даю сольные концерты.
— А как ты вообще пришел к тому, чтобы серьезно заняться изучением компьютера вопреки слепоте?
— У нас комп появился очень рано, я тогда еще в школу не ходил. Там были примитивные игрушки, которые сразу начали меня интересовать. Мои сестры играли, а я слушал, дескать, что это они там делают? Ну и со временем начал осваивать компьютер активно.
Для этого есть специальные программы экранного доступа, так называемые скринридеры (от англ. screen – экран, и to read — читать). Они позволяют незрячим пользоваться и интернетом, и многими программами. Нам недоступна только графика. То есть фотографии, графические мемы и другие картинки.
Но я свободно работаю со сложнейшими музыкальными студиями и не понимаю, почему незрячие не хотят осваивать возможности компьютера. Думаю, если бы государство озаботилось курсами для слепых по обучению пользованию ПК, то их качество жизни обязательно повысилось бы.
— Как и почему ты решил стримить?
— Мысль об этом у меня зародилась давно. Но толчком послужил пост на форуме Battle.net.
Справка: Battle.net — игровая онлайн сеть и одноименный сервис, созданный компанией Blizzard для игроков, использующих продукты компании, такие как Diablo 3 или StarCraft 2. Он сочетает функции игровых серверов, менеджера личной игровой учётной записи и интернет-магазина для покупки игр и оплаты игровых услуг.
Играя в Diablo 3, я понял, что мне надоело бегать в одиночку. Я решил набрать себе компаньонов и разместил объявление об этом на форуме Battle.net. В комментариях начались разговоры, вопросы и ответы, а потом один из пользователей написал об этом на популярный сайт — Pikabu. И вот уже там посыпались вопросы: Почему ты не стримишь? Это же так отлично зашло бы! Я начал интересоваться, как это делается, создал канал на Twich и расконсервировал канал на YouTube. С первого же стрима появились зрители, которые начали меня поддерживать.
Потом мы начали адаптировать игры с помощью программ — прописывать горячие клавиши. Например в "реал-тайм стратегиях" любые объекты меню вызываются только с помощью мыши. А есть такая программа AutoHotkey, в которой мы с ребятами прописываем скрипты для управления меню одной клавиатурой. Ну а в самой игре я справляюсь с помощью уже имеющихся "горячих клавиш".
— Как ты ориентируешься внутри игры?
— Мои излюбленные жанры это РПГ, типа "Ведьмака", экшены и другие игры, ориентированные на ближний бой. В "шутеры" (от англ. to shoot — стрелять) играть трудновато. Я играю в очень ограниченное количество "шутеров", где хорошо реализована помощь в прицеливании, как, например, в GTA 5. Ну а ориентироваться в самой игре мне помогает слух. У меня восприятие очень чуткое, я считываю слуховую палитру и прорабатываю тактики для выигрыша. Или так "собираю" персонажа, чтобы он подходил именно под мой стиль игры.
— Что тебе дают все эти компьютерные игры?
— Британские ученые выявили, что игры развивают в людях реакцию, память, логику, внимание и другие когнитивные функции. И честно говоря, я это ощущаю.
— Ты как-то представляешь себе, как должен выглядеть твой персонаж и другие персонажи в игре?
— У меня хорошо работает воображение, в голове строится картинка. Она может не совпадать с тем, что есть в реальности, но это никогда не мешает.
Некоторых врагов я представляю по набору их звуков, их же хорошо озвучивают. Если идет на тебя какой-то большой страшный зверь, то у него и шаги будут грузные, и тембр рыка низкий.
— Как считаешь, звуковое позиционирование в компьютерных играх хорошо реализовано?
— Далеко не везде. В любом случае, его надо улучшать. Но вы подходите к одному из аспектов того, почему я начал стримить. Дело в том, что с популярными раскрученными стримерами сотрудничают разработчики игр. И на самом деле, для адекватного незрячего геймера не нужна сильно упрощенная игра. Взять того же "Ведьмака", там сложности у меня только с навигацией. Там, конечно, есть лошадь по имени Плотва, которая везет тебя на задание, но и у нее бывают сбои, и она везет тебя уже в забор, в дерево или другие преграды.
Если бы мы могли отдавать координаты выполнения задания стандартному движку Windows для помощи слепым, то с навигацией уже не было бы проблем. И технически это сделать не сложно. Вот только сообщество слепых геймеров сегодня очень инертно. Они про все говорят: "Это не играбельно для нас". Я даже в World of Warcraft играю с друзьями. Там просто есть друг, за которого я всегда цепляюсь специальной командой, и мы идем на задание. Выход можно найти всегда. Эту мысль я надеюсь донести до таких же как я.