Ситуация с задержанием владивостокского фотографа Сергея Орлова в День Победы и изъятием у него квадрокоптера разрешилась. По словам Орлова, дрон ему вернули вечером 11 мая. ИА PrimaMedia рассказывает, кому предоставить план полета дрона и как получить разрешение на использование воздушного пространства.
Как ранее сообщало агентство, фотографа Сергея Орлова, который снимал парад Победы во Владивостоке, задержали сотрудники полиции на балконе музея им. Арсеньева. Причиной задержания послужил запуск квадрокоптера. После его увода всех находившихся на балконе людей попросили тоже уйти, все окна в здании закрыли. В отделении у Сергея взяли объяснения, переписали паспортные данные и номера техники. Как рассказал фотограф, протокол о задержании и несанкционированной съемке не составлялся. Был составлен протокол об изъятии "объекта правонарушения".
– В отделении при двух понятых полицейские составили протокол об изъятии, при этом причина, по которой изъяли квадрокоптер, не указана. На мои вопросы "что послужило причиной задержания?" и "что я нарушил?" они ответили, что не знают, просто поступил приказ свыше. На руки мне отдали копию протокола и сказали, что квадрокоптер смогу забрать, когда принесу на него документы. Пока я это сделать не могу, так как они находятся у человека, который сейчас не в городе, – рассказал накануне Сергей Орлов.
После выхода данного материала фотограф связался с редакцией и сообщил, что вечером четверга дрон ему все-таки вернули. Но отметим, что это не первый случай в практике правоохранительных органов, ведь с каждым годом летательных аппаратов, осуществляющих фото— видеосъемку, становится все больше. Но не все пользователи знают, что для того чтобы полетать законно, необходимо предоставить план полета и получить разрешение на использование воздушного пространства в территориальном центре "Госкорпорации по организации воздушного движения в РФ". В ДФО получить разрешение или запрет на полет можно в филиале "Аэронавигация Дальнего Востока" ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения", который находится в Хабаровске.
Но даже если пилот зарегистрировал свой квадрокоптер, это еще не значит, что его можно бесконтрольно использовать. Необходимо предварительно согласовать запуск беспилотника с органами Росавиации.
Для соблюдения законности полета дальневосточникам необходимо подать заявку в зональный центр организации воздушного движения Росавиации в Хабаровске. И другие воздушные суда летать в указанном квадрате уже не будут. Таким образом, угроза столкновения между участниками воздушного движения будет исключена.
Как пояснили корр. агентства в центре организации воздушного движения, перед тем как запустить квадрокоптер над населенным пунктом и совершить посадку и взлет в границах городов и сел, нужно написать заявление или запрос на имя директора филиала. В нем указать технические характеристики аппарата, приложить техпаспорт (если есть), указать число, время (со скольки и до скольки будет длится полет), место и цель полета, а также высоту подъема квадрокоптера. Затем запрос необходимо отправить на почту office@dv.gkovd.ru и дожидаться ответа.
– Хабаровский зональный центр единой системы организации воздушного движения или разрешает, или запрещает использование дрона. Если разрешает, то зональный центр устанавливает для пользователя беспилотную зону на определенное время. Перед тем как начать использовать дрон, необходимо будет уведомить центр, что вы начинаете свой полет, после окончания также нужно сообщить в центр об окончании.
В случае нарушения такого порядка, полиция оформляет дело, затем оно направляется к нам и мы его рассматриваем. Если пользователь ранее не нарушал, то ему будет определен штраф от 3 до 5 тысяч рублей, – рассказал начальник отдела надзора в сфере использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Олег Рябов.
Как пояснил старший юрист юридической фирмы "Инмар" Константин Иванчин квадрокоптер массой до 30 кг пока не требует регистрации и обязательной сертификации.
– Несмотря на то, что большинство квадрокоптеров, используемых гражданами, регистрировать не нужно, разрешение на осуществление полета на основании пункта 116 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации необходимо получить в обязательном порядке.
Получить указанное разрешение не составит большого труда, но займет время. Получение разрешения на выполнение полетов дрона над населенным пунктом с целью выполнения воздушной съемки начинается с подачи заявления с последующим согласованием с местным аэропортом и установления "временного режима". Подробный порядок получения разрешения описан в приказе Минтранса РФ от 27.06.2011 N 171, – сказал Константин Иванчин.
Таким образом, использование квадрокоптера без получения разрешения на его полет является нарушением правил использования воздушного пространства и влечет ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 11.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Для физических лиц штраф составляет от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц – от 300 до 500 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
При этом во всех случаях запрещается использовать воздушное пространство вблизи аэропортов, в зонах взлета и захода самолетов на посадку, а также рядом с охраняемыми объектами.
Западные страны активнее используют возможность правового регулирования полетов беспилотных летательных аппаратов, отметил Константин Иванчин. Например, в законодательстве Канады имеется положение, согласно которому допускается запуск дронов не выше 90 метров и на расстояние к людям, животным и постройкам не ближе 150 метров. Существуют определенные ограничения и в ЕС, где отдельные страны устанавливают свои нормативы. Так, в Италии запускать квадрокоптеры можно лишь на открытых пространствах, вдали от важных городских объектов и людей.
Тема специальных правил при использовании квадрокоптеров неоднократно поднималась законодателями, за последние два года регистрация дронов то вводилась, то отменялась. В итоге их все же решили регистрировать.
Напомним, согласно Федеральному закону №291-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ" с 5-го июля 2017 года беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 до 30 кг, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в ней, подлежат учету в порядке, установленном правительством Российской Федерации. То есть все аппараты указанного веса должны быть внесены в реестр малых воздушных судов Росавиации. Порядок получения регистрации пока не опубликован.
Справка: "Аэронавигация Дальнего Востока" несет ответственность за организацию воздушного движения в небе над Хабаровским и Приморским краями, Еврейской автономной областью, Амурской и Сахалинской областями, а также над нейтральными водами Охотского и Японского морей. Общая площадь этих территорий около 2,5 млн кв. км.
В состав "Аэронавигации Дальнего Востока" входят Хабаровская (базовая) служба движения, Хабаровская (базовая) служба эксплуатации радиотехнического обеспечения полетов и связи (ЭРТОС), Зональный центр Единой системы организации воздушным движением и пять центров организации воздушного движения: Благовещенский, Владивостокский, Комсомольский-на-Амуре, Николаевский-на-Амуре и Сахалинский.
Через воздушное пространство района ответственности "Аэронавигации Дальнего Востока" проходят десятки международных воздушных трасс маршрутов ОВД, которые соединяют аэропорты различных стран и континентов: Юго-Восточную Азию с Европой и Северной Америкой; десятки внутренних воздушных трасс, соединяющих аэропорты региона между собой и с другими аэропортами России и сотни местных воздушных линий. Регулярные полеты из Европы в Японию, КНДР и далее в страны Юго-Восточной Азии осуществляют более тридцати авиакомпаний, еще полтора десятка авиакомпаний выполняют рейсы из США и Канады в Японию, Южную Корею, КНР и другие страны этого направления перевозок.