Дальневосточный МедиаСаммит (12+)
4–5 июля 2024

осталось 67 дней

Трап на крейсер "Адмирал Сенявин"
Фото: из архива Военно-морского флота

Черные страницы ТОФ: взрыв на "Адмирале Сенявине" и жертва подводников К-56

Причины и обстоятельства двух морских трагедий, произошедших 13 июня

Общество

13.06.2017

13 июня стало роковым для Тихоокеанского флота: в этот день произошло несколько крупных катастроф, унесших жизни десятков моряков. Ровно 44 года назад в Японском море столкнулись подлодка К-56 и промысловое судно "Академик Берг", в результате страшной смертью погибли 27 человек, ценой собственных жизней сохранив жизни остального экипажа. Спустя пять лет, в 1978 году, на крейсере "Адмирал Сенявин" произошел взрыв, унесший жизни 37 человек. Военный журналист, историк и писатель Алексей Суконкин специально для ИА PrimaMedia подготовил материалы об обеих трагедиях, которые не оставят равнодушными никого.

13 июня 1973 года, за пять лет до взрыва на крейсере "Адмирал Сенявин", гвардейская ракетная атомная подводная лодка К-56 проекта 675 в сопровождении крейсера "Владивосток" и большого ракетного корабля "Упорный" следовала в надводном положении прибрежным фарватером в базу в бухте Павловского из полигона в Японском море. В этот день К-56 на ракетном полигоне выполнила экспериментальную ракетную стрельбу, которая завершилась успешно, подводники ликовали. Помимо военных на лодке также находились представители промышленности, курировавшие эксперимент.

Всё было знакомо на маршруте – командир лодки неоднократно водил здесь свой корабль. В полночь сменилась вахта, и все понимали, что уже через четыре часа корабль будет в родной базе. Но с идущего неподалеку крейсера "Владивосток", на котором работала радиолокационная станция освещения надводной обстановки, увидели впереди по курсу лодки какое-то судно, идущее пересекающим курсом, о чем немедленно сообщили на К-56.

Подводники сигнал приняли. Пройдя мыс Поворотный, атомная лодка вошла в полосу плотного тумана. Старпом приказал включить навигационную радиолокационную станцию, что и было немедленно выполнено. В то время электроника была ламповой, другой не знали, а лампы уже успели остыть (станция работала весь день в напряженном режиме, и ей дали отдохнуть, не видя в ее работе особой необходимости), и для ввода станции в работу нужно было время. Которым, как оказалось, подводники уже не располагали…

Из тумана появился нарастающий силуэт "Академика Берга" — судна промысловой разведки, которое только что вышло с рейда Находки и направилось в южное направление Японского моря. Форштевень ледокольного типа судна "Академик Берг" ударил атомную подводную лодку К-56 в стык между первым и вторым отсеком. В отсеки тут же хлынул поток воды. В этот момент в первом отсеке находилось 20 человек, во втором больше тридцати.

Читать далее

АПЛ проекта 675 на плаву

АПЛ проекта 675 на плаву. Фото: из архива Военно-морского флота

7 апреля 1978 года для крейсера "Адмирал Сенявин" стал поистине историческим — в этот день флагманский корабль Тихоокеанского флота посетил Генеральный Секретарь Центрального Комитета КПСС Леонид Ильич Брежнев – глава Советского Союза. Вместе с ним на крейсере побывали Министр Обороны СССР маршал Советского Союза Дмитрий Федорович Устинов и Главком ВМФ СССР адмирал флота Сергей Георгиевич Горшков. Спустя два месяца после визита Брежнева на корабль прибыла большая делегация творческих работников, писателей, поэтов и журналистов из Москвы и Ленинграда.

Акулы пера должны были выйти в море и понаблюдать за артиллерийскими стрельбами корабельной группы, в которую помимо "Адмирала Сенявина" входил крейсер "Дмитрий Пожарский". По плану стрельб оба крейсера должны были дать 18 залпов по мишенным щитам, находящимся на значительном удалении от кораблей. Натренированность экипажей крейсеров позволяла вести стрельбу с интервалами между залпами не в 12 секунд, как обусловлено руководящими нормативами, а в 9 секунд.

Хитрость такого ускорения стрельбы заключалась в заблаговременной подготовке зарядов к подаче в орудия – вопреки технике безопасности, заряды вынимались из защитных пеналов и выкладывались у механизма подачи в готовом для стрельбы виде, но совершенно не защищенные от возможного возгорания.

Командир крейсера "Адмирал Сенявин", капитан второго ранга Владимир Плахов вспоминал: "Ужин был в разгаре. Вдруг замигал свет в офицерской кают-компании: корабль содрогнулся. Залп... Это началась зачетная стрельба. Фотокор пулей вылетел наверх и помчался на марсовый мостик. Оттуда он стал непрерывно "щелкать", дабы "схватить" наиболее удачный момент. Вдруг что-то гулко ухнуло. Из правого ствола как-то странно повалил дым, окутывая и ствол, и башню. Послышались крики: "Затяжной выстрел"... "Взрыв в башне"... "Щас рванут погреба!"... Сразу же раздался сигнал аварийной тревоги. Забегали матросы, офицеры. Через мгновения моряки аварийной партии, раскатав пожарные рукава, уже поливали башню из брандспойтов".

Капитан первого ранга запаса Леонид Мрочко, который в то время служил на "Адмирале Сенявине", рассказывал следующее: "Услышав взрыв, я выскочил на верхнюю палубу. Смотрю — носовая башня окутана дымом. Когда отдраили бронированную дверь, живых там уже не было. 37 человек — боевой расчет башни, а также присутствовавшие на стрельбе — погибли".

Читать далее

"Адмирал Сенявин" в Абреке

"Адмирал Сенявин" в Абреке. Фото: из архива Военно-морского флота

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Не вернулись из моря

Гибель "Тикси" в Море Дьявола: последний рейс гордости советского флота