Общество. 22 июня, 17:35
Автомобили на таможне во Владивостоке. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
Эра ГЛОНАССа

Иномарки с «ЭРА-ГЛОНАСС» стали как никогда близки к отзыву ПТС

По мнению экспертов, одно заявление прокуратуры сможет привести к массовому аннулированию документов

22 июня, PrimaMedia. Новость о том, что Владивостокская таможня начала выдавать паспорта транспортных средств на подержанные иномарки с системами "ЭРА-ГЛОНАСС", купленными не у агентов компании-оператора, всколыхнула автомобильную общественность. Большинство автомобилистов, выходивших недавно на митинг против обязательной установки терминалов, восприняли новость сдержанно позитивно, согласившись, что таким образом действительно можно бороться с дефицитом, многотысячными очередями и спекуляциями. Сама компания "ГЛОНАСС" и ее агенты в Приморье с официальными комментариями не спешат, и свое мнение высказывают только в приватных беседах. В целом же эксперты рынка соглашаются в разговоре с корр. ИА PrimaMedia, что вся процедура покупки и установки приборов и выдачи документов по-прежнему не подкреплена законами, а нововведения только приближают момент массового отзыва ПТС на иномарки.

Напомним, с этой недели на постах Владивостокской таможни начали выдавать ПТС по "неофициальным" кнопкам, купленным не у агентов АО "ГЛОНАСС". На фоне дефицита приборов и многотысячной очереди на них у официальных дилеров, "серые" кнопки "от производителя" наводнили рынок.

Однако ранее таможенники не спешили выдавать документы на такие авто, поскольку они противоречат предложенному АО "ГЛОНАСС" временному порядку оборудования ввозимых автомобилей устройствами вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС). Весь парадокс заключался в том, что этот самый "временный порядок" нигде, кроме сайта АО "ГЛОНАСС" не опубликован, в законодательных актах не прописан. А "ГЛОНАСС" хоть и является оператором государственной системы "ЭРА-ГЛОНАСС", но сама по себе эта фирма – частная.

Таможенное начальство решило, что если автовладелец предоставляет свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) и договор на приобретение УВЭОС, заключенный с организациями, указанными в реестре АО "ГЛОНАСС" как "имеющие право осуществлять идентификацию устройств в системе", отказать в выдаче ПТС таможня не может

Сами эти компании, кстати, имеющие не приморскую прописку, не являются официальными агентами "ГЛОНАСС" (такой статус имеют на всю Россию только две приморские компании "Сумотори-Авто" и "Волтон Менеджмент Рус"), приборы покупают напрямую у завода-изготовителя. Но и обходятся приборы со всеми документами автолюбителям в конечном итоге несколько дороже, чем заявлено у официальных агентов. По последним данным, не меньше 55 тысяч рублей (за сам терминал, его установку и СБКТС). Но автолюбители соглашаются, что лучше переплатить, чем ждать прибора по 3 месяца.

Руководство АО "ГЛОНАСС" до сих пор не прокомментировало решение таможни, на запрос ИА PrimaMedia не ответило, на официальном сайте последняя новость о ситуации на Дальнем Востоке – от 7 июня. Агенты "ГЛОНАСС" от официальных комментариев пока отказываются и предлагают обратиться напрямую в лаборатории, которые выдают СБКТС на автомобили с "неофициальными" кнопками. По мнению участников рынка, именно деятельность таких лабораторий нужно ставить под сомнение.

"Агенты "ГЛОНАСС" могут продавать терминалы и ставить их на авто только когда у авто уже есть ПТС. Потому что данные паспорта транспортного средства нужны, чтобы прописать их в систему. Повторюсь, агент ставит кнопку только когда есть ПТС. Чтобы получить ПТС, нужно предоставить в таможню СБКТС. А эту справку лаборатория должна выдавать только когда машина уже оборудована системой "ЭРА-ГЛОНАСС" и соответствует всем тех требованиям безопасности, кнопка работает. Замкнутый круг.

Другими словами, в соответствии с техническим регламентом, который выше "временного порядка" АО "ГЛОНАСС", выдать СБКТС без нарушения невозможно.

То есть кнопки агенты "ГЛОНАСС" продают законно. А вот СБКТС получить в соответствии с наднациональным законом нельзя. 100% СБКТС, где написано, что машина на момент проверки оборудована системой, выданы машинам, в которых кнопки фактически не было или была левая кнопка", – рассказал ИА PrimaMedia участник рынка.

О том, что всем иномаркам, которые с нового года попадают в Приморье и оборудуются "ЭРА-ГЛОНАСС" по временной схеме, грозит отзыв ПТС, еще весной предупреждал генеральный директор "Сумотори-Авто" Виталий Веркеенко. По его словам, пока этот временный порядок не утвердят на законодательном уровне, он остается вне правовой плоскости, угроза массового аннулирования ПТС остается, и тысячи добросовестных автовладельцев могут в одно мгновение остаться с набором автозапчастей вместо автомобиля. Подобное уже было, например, с "распилами", когда выданные на них СБКТС признали незаконными. Стоит генпрокуратуре заявить, что АО "ГЛОНАСС" не имел права устанавливать "временные регламенты", тысячи людей лишатся машин.

При этом компания "Сумотори-Авто", которая является не только агентом "ГЛОНАСС", но и официальным дилером ряда автомобильных марок в Приморье, продолжая продавать терминалы, отказалась принимать оборудованные "ЭРА-ГЛОНАСС" автомобили, привезенные после 1 января 2017 года, на "трейд-ин".

"Таможня поступила логично: если есть СБКТС — у них нет оснований не выдавать ПТС. Но сама процедура выдачи СБКТС сама по себе сомнительная с точки зрения закона. А тут вообще и "временное распоряжение" стали игнорировать. Насколько мне известно, только одна лаборатория решилась выдавать СБКТС на "кнопки", купленные у изготовителя. Это очень опасно. Шанс отзыва таких ПТС максимально близок к 100%", – считает собеседник агентства.

Выдавать СБКТС на автомобили, в которых установлена кнопка, купленная не у агента АО "ГЛОНАСС", на сегодняшний день решилась только одна лаборатория.

"Одна, и то это московская компания, – говорит эксперт сертификационного центра "Дальэлектротест" Денис Максименко. – Остальные лаборатории решили пока от этого воздержаться. Во-первых, потому что за аннулирование сертификатов будут потом огромные штрафы. Во-вторых, не хочется подставлять под удар клиентов. Мы все понимаем, что оказались в неоднозначной ситуации. С одной стороны, такая схема работы, когда имеющие право осуществлять установку и идентификацию устройств компании приобретают терминалы напрямую с завода, сразу и предполагалась. Именно об этом шла речь в первый день переговоров в краевом Белом доме в начале года. Это потом АО "ГЛОНАСС" решило взять все под свой контроль, и появились два агента. С другой стороны, во временном регламенте четко прописано, что договор должен заключаться только с агентом. Можно сомневаться в правомочности этого временного регламента, но мы видим, что на него ссылаются и таможенные органы, значит, мы с ним должны считаться".

В настоящий момент заинтересованные в скорейшем разрешении ситуации представители автобизнеса отправили запрос в Росаккредитацию, которая в свою очередь перенаправила его в Минпромторг. Приморский авторынок замер в ожидании ответа.

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia