Страховщики стали реже отказывать гражданам в возмещении убытков по ОСАГО. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга 20 крупнейших компаний, работающих на рынке автострахования, проведенного экспертами проекта "Общероссийского народного фронта" (ОНФ) "За права заемщиков" ("Известия" ознакомились с его данными). Снижение доли отказов связано с запуском закона о натуральном возмещении, а также распространением электронных полисов. При этом, по данным ОНФ, "автогражданка" оказывается более рентабельной, чем ранее заявляли страховые компании, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на газету "Известия".
Прямое возмещение является обязательным для потерпевшего в том случае, если в дорожно-транспортном происшествии пострадали только два автомобиля, вред был нанесен только им и оба водителя имеют страховки. С начала года в России действуют поправки в законодательство, которые обязывают страховые компании заключать договоры ОСАГО в электронном виде. Кроме того, с апреля вступил в силу закон о приоритете натурального возмещения по автогражданской ответственности перед денежной выплатой. Эти акты направлены, с одной стороны, на снижение числа мошенничеств с полисами, а с другой стороны — на предотвращение отказов заключения договоров со стороны страховщиков. Сами представители рынка объясняют отказы в продаже ОСАГО невыгодностью этого вида страхования.
Доля отказов страховщиков в прямом возмещении убытков по предъявленным требованиям составила 3% в первом полугодии 2017-го по сравнению с 4,1% за аналогичный период прошлого года, указано в мониторинге ОНФ.
Минимальная доля отказов в прямом возмещении убытков наблюдалась у "Ингосстраха" (0,6%), НСГ-Росэнерго (0,7%) и СК "Армеец" (1,0%). Наиболее высокая — у группы "Ренессанс Страхование" (7,4%), компаний АСКО (7,0%) и МАКС (6,9%). У последней в первом полугодии было зафиксировано превышение выплат над премиями: страховщик выплатил на 10% больше объема собранных взносов. Также существенное превышение отмечено и у компании "Армеец" — на 37%. У остальных компаний сумма взносов превышает премии.
В целом по итогам первого полугодия нынешнего года страховщики собрали премий по ОСАГО на сумму 109,2 млрд рублей и выплатили пострадавшим в ДТП на общую сумму 103,6 млрд рублей.
Таким образом, соотношение страховых выплат к страховым премиям в целом по России составило 95%.
— Хотя отказов в выплатах стало меньше, наш мониторинг показал, что институт ОСАГО должен быть более сбалансированным. Нам поступают жалобы из ряда регионов о невозможности купить полис, — рассказал руководитель проекта ОНФ "За права заемщиков" Виктор Климов. В частности, по его словам, в августе–сентябре с рынка ОСАГО Магаданской области ушли несколько компаний. В результате очереди на страховки растянулись на несколько месяцев, магаданские автолюбители вынуждены на два месяца поставить свой транспорт на прикол.
— Уровень выплат (то есть отношение взносов к выплатам) — это не вполне релевантный показатель, — считают в Российском союзе автостраховщиков (РСА), — дело в том, что компания еще несет расходы по ведению дел (РВД), а это около 20% от премий, и отчисления в резервы (примерно 3% от премий).
Тем не менее, отмечают в организации, по этому показателю иногда можно судить об уровне мошенничества. Как пояснили в РСА, если этот показатель выше 200%, это означает, что на 100 рублей премий страховщика пришлось 200 рублей выплаты. В некоторых регионах этот показатель существенно превышает 100%.
Президент РСА Игорь Юргенс также отметил, что в ряде регионов в выплатах по суду доля именно этих расходов превышает выплату за ущерб по ДТП.
— По нашим данным, в первом полугодии 2017 года страховые выплаты в суде в Волгоградской области составили 550 млн рублей, а накладные — 1,1 млрд рублей, в Камчатском крае 31 млн рублей страховых выплат, 58 млн рублей — накладных расходов. Дело в том, что эти деньги не доходят до реального потребителя услуги, так как мошенники выкупают у них права требования в суде на месте ДТП, выплачивают на месте же какую-то сумму наличными, а дальше взыскивают со страховой компании средства уже в свою пользу, — сказал он "Известиям".
Принятые законодательные меры показывают, что сами страховщики пока не замечают снижения убыточности при натуральном возмещении. Некоторые даже жалуются на ее рост. В сфере продажи электронных полисов пока также имеются определенные проблемы (например, они не всегда принимаются сотрудниками ГИБДД). Тем не менее положительный эффект для клиента заметен — компании стали платить чаще.