Подходит к концу 2017 год, объявленный президентом России Владимиром Путиным Всероссийским годом экологии. В течение этого периода были проведены сотни тематических мероприятий различного уровня, направленных на сохранение окружающей среды, расчистку природных достопримечательностей, и установление баланса между производством и природой. О точках роста в сфере сохранения окружающей среды и о экологической ответственности приморцев в интервью ИА PrimaMedia рассказал директор департамента природных ресурсов Александр Коршенко.
— Подходит к концу 2017 год, объявленный президентом годом экологии. Позади осталась череда познавательных тематических событий и мероприятий. Возросла ли экологическая грамотность населения края вследствие проведенных работ?
— Вы знаете, для департамента природных ресурсов, Год экологии — чисто номинальное понятие. Для нас каждый год является таковым.Не так давно прошел экологический форум "Природа без границ", сопровождаемый многозначительным слоганом: "От Года экологии — к веку экологии!" Программы, которые мы начали в этом году, продолжатся и дальше. С точки зрения экологической безопасности и других вещей – они все долгоиграющие. Они не могут сегодня провестись, а завтра нет. Это все связано со строительство капитальных сооружений, с большими программами, реализация которых рассчитана на несколько лет. Поэтому говорить о том, что Год экологии – уходящий для нас – мы не можем. Работы не уменьшится, а только прибавится.
Экологическая грамотность населения, безусловно, возросла. Даже очень. Я занимаюсь экологическим просвещением не первый год. В силу предыдущей работы и работы сегодняшней, могу сказать, что отношение граждан на территориях к вопросам экологии не то что улучшается, оно вообще на высоком уровне. То есть каждого первого волнуют вопросы экологии. Граждане весьма активны, как и предприятия, в части субботников. Сами проводят эти мероприятия. По Владивостоку мы начинали в 2005 году такую программу. В первый год было около 400 человек. Мы эту цифру догнали в 2014году до 40 или 50 тысяч. Любой посыл в сторону граждан по поводу экологии воспринимается очень даже позитивно.
— В августе этого года на Приморье обрушился тайфун, повлекший за собой серьезные наводнения, вызванные разливом рек. Как решался данный вопрос департаментом природных ресурсов? Какие были приняты меры?
— Мы ежегодно проводим инвентаризацию памятников природы. Также проводится перечень мероприятий, связанных с защитой от наводнений, в том числе, выдача субсидий на работы по проектированию и строительству дамб, ремонт гидротехнических сооружений и так далее. В этой же программе у департамента есть субвенции, которые мы исполняем в рамках переданных федеральных полномочий.
Это установка водоохранных зон, установка границ водных объектов, достаточно серьезные мероприятия, связанные с установкой зон затопления и подтопления, что является на сегодня крайне актуальным. На территории края боле 10 тысяч водных объектов. Многие из не имеют названия. Тем не менее, это водные объекты, которые потенциально могут воздействовать на спокойную жизнь предпринимателей, частных лиц, сельского хозяйства и так далее.
Таких рек у нас обозначено 44, которые требуют работы в части субвенции. Требуется ремонт либо строительство порядка 46 серьезных гидротехнических сооружений.
Мы закончили проектирование гидротехнических сооружений в Красноармейском районе селах Рощино и Вострецово, в Чугуевском районе в селах Новопокровка и Новомихайловка. Закончено проектирование системы защиты от наводнения в Лесозаводском ГО.
В этом году мы закончим защиту от наводнения Милоградово Ольгинского муниципального района и начнем проектирование еще двух объектов – Дальнегорск и село Шумное Чугуевского муниципального района.
— 2017 год отличился большим количеством споров жителей Находки с властями и угольными стивидорами. Разногласия на тему засорения окружающей среды угольной пылью длились в течение нескольких месяцев. Что вы думаете по этому поводу? Влияет ли деятельность угольных портов на экологическую ситуацию в крае?
— Сейчас определенный пласт нашей работы связан непосредственно с предпринимателями Находки. Объем финансирования стивидоров по воздуху составляет порядка 580 млн рублей. Также есть новое поручение по ливневкам, по сбросам вод, по сопоставимым цифрам. И все это за счет частных средств предприятий. Внесены изменения в законодательство. Ужесточение режимов. Все это проводится. Для этого требуется время. Предприятия нельзя закрыть.
Стивидоры в Находке являются основными поставщиками средств в бюджет. Поэтому есть разные стороны. Но приводить их в соответствие, безусловно, надо, но это надо делать правильно. Чтобы, не загубив предприятие, соблюсти рамки, которые бы позволяли соблюдать экологические требования. Сегодня стивидоры закупили необходимое оборудование, установили защитные сетки, экраны. Это физически сделано.
— В последнее время в Приморье активно развивается экологический туризм. Некоторые достопримечательности, в частности, гора Пидан, испытывают чрезмерную рекреационную нагрузку. Будет ли как то решаться этот вопрос? Может, ситуацию может разрешить ограничение потока туристов?
— В первую очередь, необходимо,чтобы наши граждане понимали, что экология – это та среда, в которой мы живем, и к ней стоит относиться бережно. Нельзя всех пустить в парк "Земля леопарда", нельзя всех пустить на Пидан. Эти вещи должны быть лимитированы. Приоритетно, я считаю, туда должны ходить школьники. Этому поколению управлять страной и жить на этой территории.
Приморский край должен быть востребованным, по экологической части, для населения, которое сюда переезжает. Я говорю про экологический рейтинг. Его нельзя опускать. Поток туристов увеличивается. Многие не хотят комфортабельные гостиницы. Им нужно увидеть тайгу, испытать приключения. И это стоит далеко недешево. Это приносит Приморью определенные дивиденды. Поэтому полностью ограничить поток туристов невозможно, но можно грамотно его распределить и упорядочить. Это уже положительно скажется на экологической обстановке.
— Какое экологическое мероприятие-2017 вы могли бы особо выделить?
— В этом году одним из самых интересных моментов была климатическая неделя, причем с участием нобелевского лауреата. Проводили в ДВФУ. В части климата о том, что территория Приморья является донором кислорода для всех прилегающих государств. Наши леса не знают границ, территории не знают границ. Поэтому дышат этим воздухом, в том числе и соседние страны. Сейчас стали говорить о том, что с этим также необходимо работать. Безусловно, это международный уровень – решение таких вопросов. Почему бы не поставить вопрос: кто же дышит нашим лесом. Был проведен эксперимент. чтобы это было понятно студентам и научному сообществу. Замеряли уровень кислорода до прихода в помещение и после. И предлагали заплатить. Мы говорим о том, что это требует серьезных проработок. Надеемся, что ДВФУ подключится.
Территория ПК уникальна. Ледниковый период сюда не дошел. Поэтому у нас сохранились ландшафты многих периодов – до, после. У нас и пальмы до недавнего времени росли – около десятка лет назад. даже на Первой речке такое реликтовое дерево росло. У нас покрыто более 20% особо охраняемыми природными территориями, которые являются значимыми. Самый большой пример – работа администрации ПК по созданию нацпарка "Бикин" в Пожарском районе. Мы сейчас работаем над тем, чтобы подключить его ко всемирному наследию. Это говорит о большем притоке туристов.
— Огромные объемы производства и потребления на сегодняшний день продуцируют собой огромное количество разнообразного мусора. Как в Приморье обстоят дела с сортировкой и грамотной утилизацией бытовых отходов? Насколько активна в этом вопросе позиция граждан?
— Безусловно, мы заинтересованы в том, чтобы проекты, которые развиваются на территории Приморья, развивались, и чем быстрее, тем лучше с точки зрения занятости, так и инфраструктуры и общего понимания развития Дальнего Востока. На самом деле, законодательство РФ в области экологии – одно из самых жестких в мире. Нормы, которые устанавливаются, очень финансово емкие. Например, чтобы сбросить что-то, оно должно пройти соответствующие чистки до нормативов.
У нас очень высокие нормативы, лучше, чем то качество, которое находится в водном объекте. Что касается производств любого класса опасности, то они должны проходить соответствующие экспертизы. Очень большой перечень мероприятий экологической направленности, связанный с работой того или иного предприятия. Создавая то или иное производство, один из разделов с серьезными требованиями – охрана окружающей среды. Это вода, человек, воздух – то, с чем соприкасается производство. Поэтому развивать край нужно так, чтобы ущерба для экологии не было.
Мы пытаемся ввести такое понятие, экологический рейтинг региона. Бьемся над этим.
— Востребовано ли в Приморье экологическое образование? Насколько популярны в крае специалисты в области экологии? Есть прирост молодых кадров и какой?
— Любой человек – это трудовой ресурс, людской ресурс. Мы все бьемся за людей. На территории не хватает специалистов. Это тормозит развитие экономических процессов, тормозит развитие прогресса.
У нас есть огромный, я имею ввиду сотрудничество со странами Азии, потенциал — его необходимо реализовывать. Сейчас каждая страна серьезно бьется над тем, чтобы стать лидером в области зеленых технологий, экологии, развития особо охраняемых природных территорий, животного мира.
Специалистов в сфере экологии мы стараемся поощрять. Мотивировать. Напомню, что в крае на протяжении четырех лет действует государственная программа "Охрана окружающей среды Приморского края" на 2013-2020 годы. В рамках нее и ведутся работы, направленные на обеспечение благоприятной экологической обстановки и сохранение биологического многообразия в Приморье.