Депутаты Законодательного собрания Приморского края утвердили положение об аккредитации представителей СМИ на открытые заседания регионального парламента. Документ вызвал недоумение у представителей профессионального сообщества. Так, ущемлением своих прав журналисты считают фактический запрет на фотосъемку в зале заседаний, внедрение неопределенного дресс-кода, необходимость извещать ЗС ПК о намерении посетить то или иное мероприятие, а также отказ в допуске на заседания не аккредитованных в пресс-службе ЗС ПК СМИ. При этом авторы нормативного документа никаких противоречий с федеральными законами в принятом положении не усматривают, сообщает ИА PrimaMedia.
Новое положение было принято взамен устаревшего постановления об аккредитации представителей СМИ от 2004 года. По словам председателя комитета ЗС ПК по регламенту и депутатской этике, к слову, журналиста Дмитрия Новикова, с тех пор "и законодательство и сама жизнь шагнули далеко вперед", и нормативный документ требовалось обновить.
"Положение никого не ограничивает, мы лишь определяем права и обязанности СМИ. В реальности ведущую роль получили Интернет-СМИ, такие, как PrimaMedia, например. У нас эти издания не были вписаны в положение об аккредитации, поэтому мы очень четко разграничили СМИ, которые могут получить аккредитацию, и лиц, которые лишь представляются журналистами. Мы достаточно большие права дали зарегистрированным СМИ и ограничили права тех людей, которые представляются сотрудниками СМИ, но эти юридические лица не имеют регистрации, им аккредитацию будет получить сложнее", — сообщил Дмитрий Новиков.
Стоит отметить, что в предыдущем положении деятельность сотрудника СМИ на мероприятиях ЗС ПК не была разделена на "компоненты" — написание текста, фотосъемка и видеосъемка, а единственным основанием для отказа в аккредитации значилось предоставление недостаточных сведений от заявителя. Свежий документ хоть и короче, но двусмысленных, по мнению экспертов, требований в нем больше.
Так, самая спорная норма звучит следующим образом: "Аккредитованные представители при осуществлении своих профессиональных обязанностей имеют право проводить видеосъемку в зале на открытом заседании Законодательного Собрания, за исключением фотосъемки".
К слову, при первом разговоре с корреспондентом агентства депутат Дмитрий Новиков убежденно заявил, что озвученная норма касается только "неСМИ", однако через некоторое время изменил свое мнение.
"Относительно фотосъемки действительно были дискуссии. Но мы привели положение в четкое соответствие с тем регламентом, который был у нас принят за три месяца до этого. Дело в том, что у нас размеры зала не позволяют проводить с разных ракурсов фотосъемку, поэтому мы просим, чтобы видеосъемка велась со статичных позиций, и чтобы фотографы не бегали по залу и не мешали работе Законодательного собрания", — объяснил положение депутат.
Также, по мнению журналистского сообщества, весьма сомнительными пунктами положения является обязанность корреспондентов появляться на мероприятиях ЗС ПК только в одежде "делового стиля", ограничения на доступ к информации для журналистов, не аккредитованных в пресс-службе собрания, и необходимость даже аккредитованным СМИ за час до начала мероприятия извещать о своем намерении присутствовать.
В соответствии с документом откажут в аккредитации изданиям без регистрации СМИ, а также средствам массовой информации, специализирующимся "на сообщениях и материалах рекламного и справочного характера". В первоначальном варианте положения отказ в аккредитации ждал и СМИ с эротическим контентом, но в итоговом документе этот пункт отсутствует.
За детальными разъяснениями неоднозначных моментов корреспондент агентства обратился к руководителю аппарата комитета по регламенту и депутатской этике Галине Аввакумовой. В беседе с ИА PrimaMedia она отметила, что еще в сентябре 2017 года в ст. 8 регламента ЗС ПК были внесены изменения, в соответствии с которыми представители СМИ "вправе присутствовать в зале заседаний для проведения видеосъемки". Причем это касается только журналистов, аккредитованных в соответствии с Положением об аккредитации. Что касается ведения фотосъемки на открытых заседаниях ЗС ПК, то регламентом оно не запрещено, но и не разрешено, о нем вообще ничего не сказано.
— Федеральный закон говорит о том, что регламентами законодательных органов и органов местного самоуправления устанавливается порядок присутствия на заседании. Он был установлен в сентябре. Мы прописали, каким образом у нас все присутствуют на заседании ЗС ПК и на комитетах, и освещается деятельность. В статье 8 регламента речь идет только о видеосъемке для журналистов, аккредитованных в соответствии с положением. И дальше в положении об аккредитации мы прописали права и обязанности аккредитованных представителей, потому что неаккредитованных мы вообще никуда не пускаем. Они могут осуществлять свою деятельность, но они не смогут присутствовать у нас на заседаниях, получить аккредитационную карточку и прочее. Они могут сидеть на рабочем месте и смотреть онлайн трансляцию на сайте, — разъяснила Аввакумова.
По мнению руководителя аппарата комитета, права журналистов на получение информации в данном случае не нарушаются, потому что они смогут воспользоваться фото-, видео— и текстовыми материалами, предоставленными пресс-службой ЗС ПК, даже не посещая заседаний.
Что касается указанного в положении делового дресс-кода, собеседник агентства отметила, что "в шортах и шлепанцах" приходить на заседание ЗС ПК не следует, а вот джинсы – это уже "позволительная по всем канонам норма".
— Вы задаете мне вопросы о правоприменительной практике. Я вам не могу сейчас сказать, как это будет выглядеть и как работать. В данном случае я могу лишь говорить, какое положение на какой норме закона основано, а правоприменительная практика – это вопрос другой, что и как – покажет время, — объяснила руководитель аппарата комитета.
Также Галина Аввакумова подчеркнула, что сформировать такие нормы регламента ЗСПК законодателям дала право статья 15 Федерального закона №8 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". По ее словам, именно этот закон, а не закон о СМИ, следует применять при регулировании допуска журналистов на заседания ЗС ПК.
С доводами авторов положения не согласилась медиаюрист Галина Антонец. В комментарии агентству она разъяснила, что ФЗ №8, на который ссылается комитет, регулирует только те правоотношения, которые не прописаны в законе о СМИ, и депутаты в первую очередь должны были руководствоваться именно им.
— По моему мнению, данное положение в таком виде ограничивает доступ к информации, чем нарушает положение статьи 29 Конституции РФ, а также положение статьи 47 закона о СМИ, которое разрешает журналистам посещать органы власти, осуществлять фото— и видеосъемку, быть принятым чиновниками вне зависимости от наличия аккредитации. Согласно закону о СМИ предъявления журналистского удостоверения должно быть достаточно для того, чтобы посетить любое открытое заседание. Никаких других формальностей выполнять не надо, — сообщила Галина Антонец.
— Аккредитация означает, что для аккредитованных создается "режим наибольшего благоприятствования" в работе (уведомления, копии, стулья и т.д.). Все остальные работают на общих условиях: сами узнали, пришли, копиями и стульями обеспечивать их аккредитующий орган не обещал. Но пустить обязан, потому что ст. 47 закона о СМИ предоставляет такое право любому журналисту. Даже при отказе в аккредитации журналисты неаккредитованных СМИ все равно вправе посещать органы власти и публичные мероприятия. Что сделали наши депутаты? Они приняли регламент, который ограничивает не только право журналистов присутствовать на заседаниях, но и осуществлять фотосъемку на этих заседаниях.
Юрист отметила, что еще до утверждения Положения она и представители Приморского отделения Союза журналистов России указывали законодателям на недочеты документа и его явное противоречие с федеральным законодательством. Однако замечания и пожелания профессионального сообщества учтены не были.
— В положении есть ничем не обоснованная норма, которая ограничивает СМИ в получении аккредитации в зависимости от специализации издания. СМИ рекламного характера не имеют права заходить в ЗС ПК, а эротического характера – имеют? Непонятен критерий, по которому они это оценивали. Следующий момент, который вызывает вопросы – необходимость уведомления о намерении присутствовать. Если человек не уведомил, он лишается права присутствовать? Очень много вопросов вызывает требование делового стиля. Когда критерий четко не определен и не описан, это дает возможность для злоупотреблений. Если четко не перечислены параметры этого делового стиля, то кто те судьи, которые будут определять – что такое деловой стиль и что – не деловой. Это дело вкуса человека, который будет стоять в дверях и не пускать? В нормативном документе такая неопределенность недопустима, — акцентировала Галина Антонец.
Она заявила о готовности доказать в суде, что принятое Положение нарушает Конституцию РФ, закон "О СМИ" и закон "Об информации, информационных технологиях и защите информации". К слову, ограничивать работу фотографов в зале заседаний сотрудники аппарата ЗСПК начали еще до утверждения Положения об аккредитации. Во вторник, 19 декабря, фотограф ИА PrimaMedia был в принудительном порядке выставлен за дверь во время открытого заседания приморского парламента. Редакция готовит соответствующее обращение в прокуратуру с жалобой на препятствование деятельности журналиста.
Также агентство направило запросы в различные федеральные структуры с просьбой дать оценку нормам принятого региональными депутатами документа.