Как сообщили РИА PrimaMedia в пресс-службе Тихоокеанского флота, в городе Фокино Приморского края в воскресенье пройдет церемония памяти погибших моряков-подводников АПЛ "К-56".
АПЛ "К-56" возвращалась домой прибрежным фарватером в сопровождении крейсера "Владивосток". Настроение у подводников было приподнятое: накануне "К-56" выполнила успешно зачётные стрельбы на одном из полигонов Японского моря.
Примерно в час ночи в надводном положении лодка огибала мыс Поворотный в заливе Петра Великого. С крейсера "Владивосток" за два часа до столкновения засекли надводную цель, шедшую навстречу субмарине. Расстояние между ними было около 40 миль. Никаких опасений эта ситуация не вызывала. На "К-56" радиолокатор не включили, полагаясь па зоркость верхней вахты. РЛС весь день работала во время стрельбы с предельной нагрузкой.
Требовалась техническая пауза, и станцию вывели в так называемый "горячий резерв". Только тогда, когда до столкновения оставалось пять минут, РЛС включили. На экране возникли отметки сразу четырех целей, однако кто, куда и как движется определять уже не было времени.
Ходовые огни "Академика Берга" сигнальщики обнаружили за две минуты до столкновения. Старпом предпринял попытку уклониться от удара, дал полный задний ход. Столкновение произошло в 01 час 03 мин местного времени 14-го июня 1973 года. "Академик Берг", шедший со скоростью девять узлов, ударил "К-56" в правый борт, в стык первого и второго отсеков, проделав в прочном корпусе пробоину (около 5 м х 1 м).
Спустя мгновение во втором отсеке раздалась резкая команда командира БЧ-5 капитана 2-го ранга Леонида Пшеничного: "Задраить переборку!". Он же определил за пару минут до своей гибели по телефону совершенно правильные действия л/с БЧ-5 по аварии (заблокировать A3 (аварийную защиту) реактора - на это надо решиться), иначе подводная лодка потеряла бы ход и борьба за живучесть была неэффективной.
Так ценою собственной жизни механик и 26 находившихся вместе с ним ребят, изолировав себя во втором аварийном отсеке, спасли подводную лодку от гибели.
Личный состав отсека погиб в результате отравления хлором из-за попадания морской воды в аккумуляторные баки, потом отсек окончательно затопило.
Беда ворвалась и в первый отсек, где находились 22 человека: через пробоину в 1 кв. метр в отсек с шумом стала поступать вода. Первым, кто сориентировался в экстремальной обстановке, был старшина команды рулевых-сигналыциков боцман мичман Вячеслав Теличко.
Оказавшийся в аварийном отсеке старшим по возрасту и сроку службы, имея больший опыт, чем оказавшиеся рядом с ним в трудную минуту другие моряки, он возглавил борьбу за живучесть отсека. Благодаря грамотным действиям личного состава, была сохранена воздушная подушка в отсеке, что позволило продолжать держаться субмарине на плаву.
Командир подводной лодки капитан 2 ранга Л. Хоменко принял решение о посадке субмарины на береговую отмель в районе мыса Гранитного. Это спасло подлодку и людей от гибели.
Боцману, который сам только что вернулся "с того света", было приказано приступить к снятию съёмного листа, предусмотренного для загрузки аккумуляторной батареи над вторым отсеком. Теплилась надежда: вдруг произошло чудо, и кто-то там уцелел, кого-то ещё можно спасти. Когда его отодвинули, резко пахнуло хлором: в отсеке стояла вода, но вверху, под съёмным листом, сантиметров на 30 образовалась воздушная подушка, где и скопился хлор. В этой ситуации не было никаких шансов выжить.
В отсек спустились водолазы. Верёвками стали вытаскивать погибших и, заворачивая в одеяла, класть их на палубе в носу лодки.
С рассветом к аварийной субмарине подошли несколько буксиров и кораблей, спасатели. Прибыли сотрудники особого отдела КГБ. Срочно уточнялись списки всех оставшихся в живых подводников, дабы переправить с нарочным на базу: успокоить их родных и близких. На следующий день прибывшие спасательные суда завели под "К-56" понтоны, лодку сняли с мели и отбуксировали в док.
Столкновение "Академика Берга" с "К-56" было отнесено к разряду "навигационных происшествий с тяжелыми последствиями". Погибли 27 человек, из них 16 офицеров, 5 мичманов, 5 матросов, один гражданский специалист из Ленинграда. На месте захоронения 19 моряков в центре кладбища г. Шкотово-17 (ныне г. Фокино) установлен мемориал "Скорбящая мать", в его периметре хоронят умерших своей смертью членов того экипажа. Спаслись около 140 человек.