Работа отраслевой "рыбной" науки последние годы вызывает все больше вопросов у рыбопромышленных компаний Дальнего Востока. Рыбаки недовольны тем, что из-за недостоверной информации ученых предприятия несут серьезные убытки, в отрасли растет уровень "токсичной" кредитной нагрузки. Кроме того, "допуски" отраслевой науки мешают привлечению инвестиций в добычу рыбы и других морских биологических ресурсов в Приморье, а также — в развитие рыбопереработки и производство высокотехнологичной продукции, считает руководитель комитета по развитию экспорта и международного делового партнерства Приморского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", генеральный директор ООО "Дары природы" Юлия Беликова, сообщает РИА PrimaMedia.
"Никто не спорит, что в Приморском крае можно с успехом развивать прибрежное рыболовство и добычу донных видов рыб. Та же камбала после того, как существенно выросла в цене, стала ценным объектом добычи, привлекательным для инвестора. Или кальмар, которого, по словам ученых, водится очень много. Но когда касаешься деталей, оказывается, что точные запасы кальмара неизвестны, а все "новые" данные попросту смоделированы на основе старых и никаких "полевых" исследований не проводилось, то есть суда не снаряжались по причине недофинансирования, как однажды объяснили в ТИНРО. Но даже такие данные, по сути, невозможно достать тому, кто пишет сегодня бизнес-план с целью привлечения инвестора", — отмечает руководитель комитета по развитию экспорта и международного делового партнерства ПРО ООО "Деловая Россия".
По словам Юлии Беликовой, недостоверные данные отраслевой науки – это системный барьер развитию рыбодобывающего сектора.
"Давайте вспомним, как в прошлом году из-за неточного прогноза "провалились" сахалинцы! Их снабдили обнадеживающими данными, а горбуша не пришла. Компании-рыбодобытчики понесли убытки", — приводит пример представитель ПРО ООО "Деловая Россия".
Напомним, что буквально в прошлом году рыбодобывающие компании Сахалина, обнадеженные учеными, понесли значительные убытки от недолова "народной" горбуши. По данным Росрыболовства, суммарный вылов горбуши в ДВ-бассейне в 2015 году составил 163 тысячи тонн – при прогнозной величине этого показателя в 230 тысяч тонн.
Волна недовольства предпринимательского сообщества слишком большими "допусками", которые позволила себе в "красную" путину дальневосточная отраслевая наука, перевела обсуждение ситуации на федеральный уровень. В ноябре 2015 года директор Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) Михаил Глубоковский был вынужден признать — рыбохозяйственная наука, ответственная за точность прогнозов, допускает ряд серьезных просчетов, причем сбои в работе дальневосточных НИРО носят системный характер.
"Схема работы по подготовке научного обеспечения путины консервативна и не менялась уже много лет", — констатировал глава ВНИРО, добавив, что сейчас в основе прогнозов лежат несовершенные данные и деградирующая после советских времен система сбора информации.
От РИА PrimaMedia отметим, что в Приморском крае также накопились определенного рода вопросы к отраслевой науке – со стороны коллег-ученых, представителей бизнес-сообщества, предпринимательских общественных организаций. Например, по мнению руководителя центра аквакультуры прибрежных биоресурсов института биологии моря ДВО РАН Сергея Масленникова, отраслевая рыбохозяйственная наука в Приморье крайне монополизирована, в настоящее время руководство профильных рыбохозяйственных центров не несет никакой ответственности за точность прогнозов, и полностью выведено из-под критики общественности. Зачастую, все важные для отрасли решения, считает ученый, принимает некий "закрытый клуб", состоящий всего из нескольких человек.
Ранее управляющий группой компаний "Доброфлот" Александр Ефремов высказал мнение, что рыбохозяйственная наука ДВ должна отвечать за точность прогнозов. Представителям рыбодобывающих предприятий нужны точные научные прогнозы по подходу рыбных ресурсов. Для того, чтобы должным образом мотивировать научные организации на результат, необходимо страховать ответственность ученых за точность их прогнозов. Благодаря этому можно будет не только выстроить объективную оценку эффективности прогнозирования, но что более важно, обеспечить дополнительный источник финансирования рыбохозяйственными организациями научных исследований, считает предприниматель.
"Страховые ли выплаты, либо управленческие или административные решения, — но ответственность за оправдавшиеся и не оправдавшиеся прогнозы науки и компенсация затрат рыбаков должна быть. На сегодняшний же момент деятельность профильных научных рыбохозяйственных организаций выглядит как гадание на кофейной гуще", — заявил Александр Ефремов.
Представители "Деловой России" пытаются вести диалог с властью, чтобы добиться решения этой проблемы.
"Я пытаюсь озвучить эту проблему везде, где только можно. Например, ездила в Москву, с тем чтобы передать наши предложения для готовящегося доклада уполномоченного при президенте России по правам предпринимателей Бориса Титова президенту РФ Владимиру Путину. В частности, говорила о том, что ТИНРО и другие научные центры в недостаточной степени проводят "полевые" исследования и, следовательно, не дают достоверную информацию", — отмечает руководитель комитета по развитию экспорта и международного делового партнерства ПРО ООО "Деловая Россия" Юлия Беликова.
Одно из путей решения проблемы – создание механизма страхования уловов.
"Несомненно, бизнесу, желающему инвестировать средства в рыбный промысел, нужны определенные гарантии, поскольку риски в рыболовстве очень высоки. Предложения комитета по развитию экспорта и международного делового партнерства ПРО ООО "Деловая Россия", выработанные на основе всестороннего анализа ситуации и с учетом опыта наших партнеров, сводятся к тому, чтобы государственные страховые организации рассмотрели возможность создания в рыболовстве механизма страхования уловов аналогично тому, как в сельском хозяйстве страхуются посевы", — говорит Юлия Беликова.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Рыбодобыче Приморья нужны системные улучшения для притока инвестиций – Юлия Беликова
Директор ВНИРО раскритиковал работу ТИНРО-Центра и всей рыбной науки Дальнего Востока
Будущее лосося в Приморье: идеи ТИНРО и тревожный опыт Сахалина