Дальневосточный МедиаСаммит (12+)
4–5 июля 2024

осталось 58 дней

Альтернативная печать: во Владивостоке прошёл “Тиражный Weekend”
5 мая, 21:49
На время непогоды в школах Владивостока введено свободное посещение
5 мая, 20:37
Крашенки в чулке и куличи в консервных банках: Пасха в СССР была, и вот какая
5 мая, 20:30
Крестный ход прошел по центру Владивостока: как это было (фото)
5 мая, 19:39
За мяту, вьюнок, удобрения: вот целый список штрафов для дачников в 2024 году
5 мая, 19:11
Хватка Овнов, долги Весов, фортуна Рыб: подробный гороскоп на 6 мая
5 мая, 18:30
Шквальная лавина экстаза: нумерологи раскрыли, в какое время нужно загадывать желания
5 мая, 18:00
Трассу для мотокросса начнут строить в следующем году в Приморье
5 мая, 17:42
Придирки Овнов, прорыв Весов и крах Рыб: подробный гороскоп с 6 по 12 мая
5 мая, 17:30
Пожарные предотвратили возгорание бочек с топливом во Владивостоке
5 мая, 15:59
Борьба с огнём: в Приморье потушили 20 природных пожаров на площади 16 тысяч гектар
5 мая, 15:11
Можно ли изменить характер после 30 лет - психолог
5 мая, 14:20
Магнитные бури обрушатся на Приморье в мае - актуальный прогноз
5 мая, 13:52
Синоптики раскрыли подробности надвигающейся на Приморье непогоды
5 мая, 13:28
Про заветные 100 баллов на ЕГЭ можно забыть, если не провернуть эти 3 хитрости
5 мая, 13:10
АО "Дальтрансуголь" держит курс на сохранение экологического равновесия 3 мая, 16:04
Порты Приморья замерли в ожидании 2 мая, 19:41
Генпрокуратура выиграла громкий иск к крабовым бизнесменам из Приморья 2 мая, 16:33
Газопровод к объектам игорной зоны "Приморье" будет построен в 2025 году 2 мая, 12:27
Новый Алексеев, отозванный ДЭГ и сборка губернаторов у Трутнева 29 апреля, 09:33
Судьбу пятизвездочных гостиниц во Владивостоке пришлось решать на уровне президента 27 апреля, 18:54
Прицел на развитие и синергию: депутаты и общественники об отчете мэра Иркутска 27 апреля, 18:30
Бывший командующий ТОФ вновь пробует себя на выборах в Приморье 27 апреля, 14:05
На Дальнем Востоке не выполняют планы по президентской субсидии 27 апреля, 12:00
Глава Чугуевского округа Роман Деменев ушел в отставку 27 апреля, 11:17
Путин призвал все партии активнее выдвигать на выборах всех уровней участников СВО 27 апреля, 10:35
Созданная в Приморье группа ДНС осваивается в Кыргызстане 27 апреля, 10:33
Предложения ВАРПЭ об усилении влияния России в мировом рыбном хозяйстве доложены президенту 27 апреля, 09:17
Мастер-планы городов Дальнего Востока визуализируют и сделают доступными для всех 26 апреля, 18:45
"Нет отторжения": "Партия дела" в Приморье не видит препятствий для коллабораций с ЛДПР 26 апреля, 08:30

Будущее завода СПГ в бухте Перевозная в Приморье - под большим вопросом

Против ОАО "Газпром" выступили сразу две силы: экологические организации и конкуренты, которые пытаются демонополизировать рынки компании
13 марта 2013, 11:15 Бизнес Перевозная.НЕТ

Будущее завода СПГ в бухте Перевозная Хасанского района Приморья под большим вопросом. Против ОАО "Газпром" сегодня выступили сразу две силы. С одной стороны, экологические организации добиваются переноса объекта с площадки, с которой раньше была изгнана ВНХК. С другой, конкуренты не дремлют и пытаются демонополизировать рынки "Газпрома", сообщает деловой еженедельник "Конкурент".

"Газпром" уже завершил разработку обоснования инвестиций в проект строительства СПГ. В настоящее время документ проходит экспертизу, после чего будет рассмотрен на заседании правления госкорпорации. Завод планируется построить к 2017 году. К тому времени в Приморье придет еще и газ с Чаяндинского месторождения в Якутии. Все "голубое" богатство "Газпром" намерен отправить на экспорт. 

"В целом дела у "Газпрома" сейчас идут не очень хорошо, — говорит Александр Латкин, директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС. — Украина покупает все меньше и меньше газа, некоторые другие страны тоже снизили объемы закупа. Поэтому корпорация решила потратить 360 млрд рублей на строительство газопровода в Приморье.

Правда, в крае его некому и незачем потреблять, поэтому газификация в данный момент не продвигается. На севере края люди сразу отказались от "голубого" топлива, потому что дрова и уголь по стоимости для них доступнее. Подключение к газу предполагает и внедрение нужной инфраструктуры в дом, что требует денег и времени. А зачем это делать, если дров и угля в Приморье предостаточно?"

Остается экспорт. Вернее, ради него-то все и задумывалось на самом деле. С этой точки зрения решение о строительстве СПГ в Приморье, казалось бы, верное. Основными потребителями газа в мире сегодня являются страны АТР. Главным образом — Китай, где "Газпром" уже вел переговоры с CNPC.

Но в части СПГ на китайском рынке "Газпром" может столкнуться с конкуренцией со стороны НОВАТЭКа, который добивается демонополизации экспорта. Так же как и глава "Роснефти" Игорь Сечин, который думает о строительстве ориентированного на АТР завода по сжижению газа на Дальнем Востоке вместе с ExxonMobil. В результате планы "Газпрома" поставлять в Китай до 68 млрд кубометров газа могут оказаться под вопросом. Кроме того, пока не удалось договориться с Китаем даже о цене поставок. 

Другой выход: проложить газопровод в Южную Корею транзитом через Северную. Но это далеко не просто. А зависимость от давления в газовой трубе южнокорейцам не может нравиться по определению. Ибо газа, как показывает опыт, без политических примесей не бывает. Со всеми вытекающими для обеих сторон последствиями.

"Учитывая, что производство СПГ ведется и в рамках проекта "Сахалин-2" (оператором которого является Sakhalin Energy, на 51% принадлежит "Газпрому"), то можно было бы поставлять газ танкерами", — считает Латкин. 

Возможно, так и произойдет. Ведь наряду с внешнеэкономическими встрясками "Газпром" сейчас получает выговоры от экологов.

"В бухте Перевозная уже пытались разместить нефтепорт, который по настоянию экологов был перенесен в бухту Козьмино, где сегодня успешно работает, — говорит Владимир Раков, доктор биологических наук, главный сотрудник Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН. — Газовики решили "наступить на грабли" еще раз, несмотря на очевидное — заводу СПГ не место среди заповедных территорий Хасанского района. Он считается жемчужиной южного Приморья. До начала 90-х годов входил в пограничную зону, и поэтому въезд туда был ограничен. Благодаря этому там сохранилось множество видов редких растений и животных, ценных морских биоресурсов. Сегодня здесь последнее убежище для дальневосточного леопарда — на территории района он обитает только в заповеднике "Кедровая падь" и национальном парке "Земля леопарда".

В бухте Перевозной существует большое количество наземных и морских промысловых объектов, входящих в состав крупных сообществ и экосистем. Так, в этом районе скопление трепанга тесно связано с произрастанием в бухте ценной красной водоросли — анфельции, которая стелется ковром на дне и служит субстратом для личинок ценного иглокожего.

Рядом на песчаном дне есть крупнейшее промысловое скопление двустворчатого моллюска — спизулы, второе по своим запасам в Приморье. Этого моллюска, а также обитающую на илистых грунтах анадару очень ценят в Корее и Японии, где готовы покупать их в неограниченных количествах и по высокой цене. Там же водится немало видов рыб, которые используют прибрежные заросли морских трав и водорослей в качестве нерестилища — сельдь, навага откладывают на них икру. Рядом находятся уникальные биогенные образования: устричники, формирующие богатое сообщество морских организмов".

Строительство СПГ предполагает, кроме зданий завода, хранилищ природного газа, газопроводов, труб, и возведение морского терминала, на подходе к которому будут проведены дноуглубительные работы. Это нанесет сильнейший удар по уникальной природе Хасанского района.

"Из-за нарушения водного режима и направления вдольбереговых течений могут прекратиться миграции рыб на нерест, сократятся площади нерестовых субстратов, исчезнут места обитания прибрежных видов беспозвоночных и рыб, — убежден Раков. — Уменьшатся площади скопления анфельции, моллюсков, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды морских и наземных животных могут просто погибнуть". 

Экологическое сообщество рекомендует в качестве альтернативной площадки район полуострова Дунай. 

 "Там практически нет никаких "краснокнижных" видов животных и растений, не развит и туризм (это место непопулярно из-за аварии на атомной подлодке в бухте Чажма, след от которой прошел где-то рядом). Кроме того, здесь уже есть железная дорога, рядом Фокино с рабочей силой. Однако такого рода проекты делаются далеко за пределами края, с привлечением не местных проектировщиков и ученых, а из центрального региона России, для которых Хасанский район с его уникальной природой совершенно безразличен", - добавил Владимир Раков.

"Беспокойство экологов оправданно, — считает Латкин. — Ведь даже в американских компаниях, где налажено высокотехнологичное производство, происходят аварии (например, недавно в Мексиканском заливе случилась утечка нефти). На этой территории нужно не производство создавать, а улучшать условия для развития туризма". 

Сами немногочисленные жители Хасанского района к появлению завода СПГ относятся в большинстве своем позитивно, видя в этом выгоду в виде улучшения социальной инфраструктуры и прироста бюджета района. 

"Я занимаюсь проектами развития Хасанского района и считаю, что строительство завода СПГ даст новые возможности для этих мест. Думаю, что экологи преувеличивают в описании вреда, которое может нанести производство. Современные технологии позволяют предусмотреть и нивелировать негативные последствия. Если взять развитые страны, например Сингапур или Южную Корею, то там везде есть производство, но при этом очень чисто", - говорит Виктор Покотилов, в прошлом экс-директор НПКА "Нереида", а ныне представитель турфирмы "Беркут".

Напомним, что сбор подписей в поддержку инициативы экологов Приморья стартовал 25 февраля. За это время тема строительства завода СПГ подверглась широкой общественной дискуссии. Более двух тысяч приморцев уже проголосовали против проекта Газпрома в Хасанском районе.

7 марта краевой Координационный совет по проблемам экологии направил совету директоров ОАО "Газпром" письмо, в основу которого лег анализ Дмитрия Вышкварцева, где говорится, что реализация проекта Газпрома на полуострове Ломоносова (бухта Перевозная) грозит Хасанскому району Приморья кислотными дождями.

Общественность края намерена добиваться независимой экспертизы по заводу СПГ, так как опыт реализации проектов Газпрома вызывает беспокойство. Экспертное сообщество называет выбор Газпрома нерациональным и, пожалуй, самым неудачным. Сами жители села Перевозного, вблизи которого планируется построить завод, не знают, чего ждать от проекта Газпрома.