Нефтяная компания "Роснефть" запросила у правительства 400 млрд рублей на реконструкцию судоверфи "Звезда" в приморском ЗАТО Большой Камень. Источником средств должен стать Фонд национального благосостояния, сообщает агенство РБК со ссылкой на свои источники в Объединенной судостроительной корпорации.
Эту информацию РБК уже подтвердил источник в "Роснефти", заявив что сумма "похожа на правду".
Передать затянувшийся проект модернизации "Звезды" нефтяной компании предложил в августе 2013 года ее президент Игорь Сечин. Владимир Путин эту идею поддержал, но уточнил, что ОСК должна остаться в проекте в качестве младшего партнера. На совещании у президента Владимира Путина, которое состоялось 13 ноября во Владивостоке, было принято решение, что "Роснефть" занимается проектом самостоятельно, в том числе поиском источников его финансирования, говорит чиновник Минпрома.
Совещание по строительству судостроительного комплекса "Звезда" во Владивостоке, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia, Антон Балашов
Реконструкция "Звезды" может забуксовать из-за санкций Европейского союза, рассказал РБК высокопоставленный источник в министерстве промышленности и торговли. По его словам, из-за того, что некоторое оборудование для судостроительного предприятия запрещено импортировать в Россию, проект модернизации предприятия "требует актуализации". Он полагает, что это может задержать реконструкцию верфи, поиск замещающего оборудования "займет некоторое время". О том, что в проекте "Звезды" могут быть сдвижки из-за санкций, известно еще одному сотруднику Объединенной судостроительной корпорации.
В начале сентября Европейский союз запретил своим членам экспорт в Россию продукции двойного назначения – оборудования и материалов, которые могут быть использованы для производства как гражданской, так и военной техники.
По плану новую верфь хотели запускать в 2016 году, сообщал Минпромторг в июне этого года. Но еще в апреле вице-премьер Дмитрий Рогозин обещал, что обновленное судостроительное предприятие получит до 2025 года заказов на 780 млрд рублей. Большая часть этого портфеля – суда для добычи нефти и газа на шельфе.
Судостроительный комплекс "Звезда", Тематическая иллюстрация. Автор фото: РИА PrimaMedia, Антон Балашов
Но пока у верфи небольшая загрузка, она выполняет заказ на строительство всего трех вспомогательных судов для "Роснефти", предназначенных для обслуживания месторождений в Карском море, говорит собеседник РБК в Объединенной судостроительной корпорации. Сечин предлагал загрузить "Звезду" заказами на строительство СПГ-танкеров для НОВАТЭКа, но компания решила отдать заказ южнокорейской Daewoo под предлогом отсутствия опыта строительства таких судов у российского завода, рассказывает он. Больше заказов не предвидится – после того как Exxon ушел с Карского моря, планы по строительству 200 судов и платформ разрушились, говорит сотрудник ОСК. "Роснефть" пока заказала предпроектные работы только для двух платформ.
Daewoo Shipping должна была стать партнером "Звезды". Меморандум с корейской компанией ОСК и "Роснефть" подписали еще в середине прошлого года. В начале декабря вице-премьер Юрий Трутнев заявил, что договорился с корейской компанией создать рабочую группу по формированию "дорожной карты" работы компании в России (цитата по Интерфаксу). "Должны быть не просто разговоры о том, что когда-нибудь что-то будет построено, а что, в какие сроки, какие мощности – это важно регламентировать", – заявил Трутнев.
Совещание по строительству судостроительного комплекса "Звезда" во Владивостоке, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia, Антон Балашов
Проект крайне сложный, его реализация займет в лучшем случае пять–семь лет, говорит топ-менеджер профильной проектной организации. По его словам, вкладывать кредитные средства или деньги из ФНБ в верфь не имеет смысла, пока государственные компании не определятся с ее загрузкой. Это в первую очередь зависит от хода освоения шельфа, говорит топ-менеджер.
Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, во время визита Владимира Путина 11-13 ноября во Владивосток прошло совещание по созданию судостроительного комплекса на базе завода "Звезда". Прозвучали заявления о том, что финансирование Дальневосточного судостроительного кластера в Большом Камне пока остается одним из проблемных вопросов. Государство намерено выделить из федерального бюджета около 12 млрд рублей в 2016 году, однако этих средств недостаточно на реализацию всего проекта. Глава государства поручил консорциуму завода "Звезда" во главе с "Роснефтью" определиться с источниками финансирования.
Кроме того в начале ноября 2014 года прокуратура Приморья заинтересовалась обращениями работников предприятий, возводящих судостроительный комплекс в Большом Камне. Проверку предприятий провели с привлечением специалистов трудовой инспекции. Своевременно зарплату не получали около 800 работников предприятия – жителей различных территорий края. Речь идет о десятках миллионов рублей.
В настоящее время строительство суперверфи в Большом Камне приостановлена, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia, Вадим Шкодин
Прокуратура установила, что работники НАО "Росдорснабжение" не получали зарплату вовремя с июля 2014 года. Несмотря на то, что в августе на счету НАО "Росдорснабжение" были деньги, работодатель не направил их на выплату зарплаты коллективу.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Задержками зарплаты строителям судоверфи в Большом Камне займется прокуратура Приморья
Финансирование судостроительного кластера в Приморье пока под вопросом
Первый этап строительства верфи в Большом Камне будет реализован до 2016 года