Страстная седмица: 3 главных правила питания в Великий пост - рецепты на последнюю неделю
04:40
Нутрициолог назвала 4 причины, почему жестко тянет на сладкое - как избавиться
04:20
От 5 000 рублей из кармана: в Госдуме предложили жесткий штраф по ЖКХ
03:11
Сенат США одобрил выделение 95 млрд $ на помощь Израилю, Украине и "союзникам"
01:49
Летательные аппараты для китайской миссии по высадке на Луну в стадии разработки
24 апреля, 23:52
Открыт Форум космического сотрудничества КНР - Лат. Америка - Карибский бассейн
24 апреля, 23:20
Китай выделил средства на ликвидацию последствий стихийных бедствий
24 апреля, 22:14
Глава ООН призвал мировых лидеров к борьбе с изменением климата к 2025 году
24 апреля, 22:00
Товары местных производителей можно будет купить на новом рынке в Приморье
24 апреля, 21:42
Власти Приморья увеличили финансирование мер соцподдержки, здравоохранения и ремонта дорог
24 апреля, 21:22
Приморью из резервного фонда правительства выделено 635 млн рублей
24 апреля, 20:48
Особенные дети нарисовали коллекцию дождевиков
24 апреля, 20:47
Здоровье с градусом: почему в СССР хотели запретить кефир
24 апреля, 20:30
Росрыболовство расследует причины гибели рыбы в озере Чан во Владивостоке
24 апреля, 19:48
Подсчитана стоимость выпечки куличей в 2024 году – где самые дешевые
24 апреля, 19:11
Сенат США одобрил выделение 95 млрд $ на помощь Израилю, Украине и "союзникам" 01:49
Глава ООН призвал мировых лидеров к борьбе с изменением климата к 2025 году 24 апреля, 22:00
Юрий Трутнев прибыл в Приморье с трехдневным визитом 24 апреля, 19:00
У проблемных строек в Приморье забрали бюджетные деньги 24 апреля, 17:05
В Приморье осталось четыре района, нетронутые муниципальной реформой. Кто следующий? 24 апреля, 15:10
Россия готова к взаимодействию со всеми в обеспечении глобальной безопасности 24 апреля, 14:10
Дальневосточные губернаторы доложат Трутневу во Владивостоке о мастер-планах 24 апреля, 12:55
Перешедший в собственность государства Дальнегорский ГОК в одночасье стал прибыльным 24 апреля, 08:57
В спецрайоне на острове Русском зарегистрирован 100-й резидент 23 апреля, 19:41
Совладелец ГК DNS заявил о планах вступить в партию "Новые люди" 23 апреля, 18:15
Китай призвал власти Косово прекратить эскалацию напряженности 23 апреля, 18:06
Заторы на железной дороге угрожают проведению посевной в Приморье 23 апреля, 12:28
Модернизацию крупной электростанции юга Приморья оценили в 63,6 млрд рублей 23 апреля, 09:29
Глава Владивостока попал в промо русского движения "Северный человек" 22 апреля, 15:35
Какая рыбная продукция нужна россиянам, обсудят на "Неделе российского ритейла" 22 апреля, 14:52

Андрей Карпов: Социально безответственные стивидоры угрожают окружающей среде Приморья

Обратные примеры есть - например, АО "Восточный Порт" - и на них нужно равняться, считает известный приморский эколог
19 сентября 2016, 10:50 Бизнес
Бороться с угольным пылением можно и нужно РИА PrimaMedia
Бороться с угольным пылением можно и нужно
Фото: РИА PrimaMedia

Оборотной стороной медали роста экономической активности приморского бизнеса является тот пресс, которому подвергается окружающая среда региона. О том, кто виноват и что делать, корр. РИА PrimaMedia побеседовал с председателем Совета регионального отделения партии "Зеленые" в Приморском крае Андреем Карповым.

— Андрей Евгеньевич, что больше всего, по вашему мнению, больше всего угрожает окружающей среде Приморского края? Не могли бы вы назвать главные болевые точки?

— Основных болевых точек, по моему мнению, три. Это угольное пыление в крупных портовых зонах, где производится открытая перевалка угля, загрязнение акватории морских портов и вырубка леса, которая у нас в Приморье мало регламентируется. Это приводит к образованию хаотичных свалок на делянках, размножению жука-короеда, поражающего здоровые лесные массивы и системным лесным пожарам, которые наносят непоправимый ущерб, уничтожая леса и живую фауну, и кроме этого требуют дорогостоящих операций по тушению.

Большая проблема – загрязнение акватории портовых зон. Простое нежелания собственников создать на своих причалах ливневую систему канализации приводит к тому, что мусор смывается прямо в акватории. Кроме этого, в акватории тонут огромные конструкции, поднимать которые никто не спешит, и они, по сути, становятся экологическими либо техногенными бомбами замедленного действия.

Наконец, угольное пыление, которое наблюдается в крупных портовых зонах, где идет открытая перевалка угля. Общеизвестно, что угольная пыль поражает органы дыхания и негативно влияет на морскую фауну портовых зон. Кроме того, она загрязняет жилые объекты и объекты социальной инфраструктуры, оседает в подвалах, чердаках и системах вентиляции, что может стать причиной пожаров.

— Чаще всего региональные СМИ упоминают о двух ЧП экологического толка – запылениях там, где идет перевалка угля, и о разливах нефтепродуктов. Как, по вашему мнению, можно бороться с этими проблемами?

— Действительно, бункеровочные операции при сильном волнении могут привести к разливу нефтепродуктов. В основном это происходит из-за высокого аппетита бункеровщиков, готовых идти на риск из-за желания быстро продать топливо и опередить конкурентов в борьбе за клиента. Ведь рынок нефтепродуктов подвержен большим ценовым колебаниям. Предотвратить разливы нефтепродуктов вполне возможно адекватным наказанием провинившихся, учитывая, что все рычаги у власти для этого есть.

А вот отсутствие регламентации открытой перевалки угля – это самая больная проблема в России. Наши обращения в различные инстанции наглядно показали, что жесткая регламентация отсутствует, контролирующие органы бездействуют, органа ответственного за консолидацию выработки решения вопроса борьбы с угольной пылью просто не существует! Это в свою очередь открывает социально безответственным стивидорным компаниям и собственникам причалов возможность глумиться над населением портовых городов. Для собственников таких компаний прибыль дороже здоровья населения портовых регионов. Как итог, падение стоимости жилья в припортовых жилых районах, миграция и отток населения, катастрофическое загрязнение жилой и социальной инфраструктуры, обострение хронических заболеваний, обострение социального возмущения населения на беззубость власти в противостоянии с этим промышленным террором портовых городов и поселков.

Отсюда вывод: стивидорам и собственникам причалов необходима регламентация их деятельности при открытой перевалке угля. Собственник или арендатор обязан обеспечить систему пылеподавления и организовать систему ливневой канализации, тем самым обезопасить как жителей, так и морскую фауну на своем участке портовой территории. В противном случае деятельность стивидора необходимо приостанавливать до устранения данных недостатков.

Муниципалитетам либо региональной власти (еще лучше принять решение на уровне правительства РФ или Государственной Думы) необходимо узаконить установку датчиков пыли вдоль портовых территорий с передачей их Росгидромету. Показатели датчиков пыли должны быть открыты для населения в режиме онлайн. В данном случае коррупционные манипуляции с показателями будут исключены. Такой шаг будет стимулировать стивидоров и собственников причалов к наведению порядка и внедрению системы пылеподавления.

Кстати говоря, такие социально ответственные компании, такие как АО "Восточный Порт" самостоятельно вводят свои стандарты борьбы с угольной пылью и реализуют инженерные решения. А вот находящиеся буквально за забором безответственные компании, такие, как ОАО "Приморский завод", этого делать не торопятся. Соответственно, установка датчиков пыли будет выгодна ответственному бизнесу, а безответственный либо начнет вкладываться в систему пылеподавления, либо прекратит этот грязный террор населения.

— Большое количество в Приморье портовых терминалов, осуществляющих перевалку угля, давно вызывает обеспокоенность экологов и жителей близлежащих населенных пунктов. В частности, особо сложной представляется ситуация в Находкинском городском округе, где таких портов особенно много. Осуществляете ли вы мониторинг ситуации на территории? Каковы результаты?

— О том кто и что перегружает в порту Находка, видно из окон жителей. Так что мы фактически находимся в данном процессе в режиме онлайн. Стивидоры, конечно, хитрят и осуществляют перевалку ночью, но итог этой перевалки остается на окнах, подоконниках, балконах, на полках магазинов, а также на одежде жителей и в их легких. Само население оценивает создавшуюся ситуацию с угольной пылью как угрозу своему здоровью при полном попустительстве власти. В свою очередь активные жители города предложили контролирующим органам реализовать предложенный населением план мероприятий и отчитаться через СМИ. До настоящего момента вразумительного ответа так и не последовало.

Власть так и не смогла самоорганизоваться, создать коммуникационную платформу, провести анализ и выработать консолидированное решение. То есть контролирующие органы и органы регионального и муниципального управления показали свою неспособность к консолидации при возникновении подобных конфликтов. Соответственно, для населения это сигнал, что данная система власти не способна решить имеющуюся проблему. Деньги налогоплательщиков не работают, аппарат чиновников бездействует. А всего-то и требовалось – исполнить план мероприятий, отчитаться и выработать консолидированное решение.

— Какие-либо из стивидорных компаний региона, работающих с углем, можно отнести к экологически ответственному бизнесу? Возможны ли действенные технологические решения по пылеподавлению? Или нужны другие меры, например, полный запрет на углеперевалку открытым способом, который в свое время лоббировали местные депутаты и якобы поддерживал губернатор?

— Технологические примеры систем пылеподавления есть, и мы их видели в действии. Не так давно группа активных жителей побывала на территории социально ответственной стивидорной компании "Восточный Порт". Жители увидели технологию закрытой перевалки угля и технологические решения систем пылеподавления.

После этой поездки было направлено письмо собственнику ОАО "Приморский завод", которое осуществляет открытую перевалку в центре Находки, с просьбой о встрече с активом. По прошествии двух месяцев ответа мы не получили. По всей видимости, собственникам есть, что скрывать от глаз своих земляков и соседей. Хотя возможно, что собственнику живут вообще в другом регионе и им плевать на наши предложения.

Запретить перевалку угля открытым способом можно, но не одномоментно. Власть упустила время принятия решения. Как только уголь появился на причалах, где ранее никогда его не переваливали, а сами причалы строились в советское время для перевалки иных грузов, создалась платформа конфликта. Именно в тот момент и нужно было вырабатывать решения. Тогда у стивидоров возникли бы сомнения в безоблачной перспективе открытой перевалки. Все обошлось лозунгами и увещеваниями. В данный момент целесообразно вводить поэтапные ограничения и создавать временной коридор возможностей для стивидорных компаний, которые осуществляют открытую перевалку. Либо они в течение 6-9 месяцев вводят систему пылеподавления, либо их деятельность будет приостановлена. Этого времени достаточно, чтобы узаконить требования через решения законодательных органов. У собственников причалов заключены договоры, и их нужно выполнять. Соответственно нужен временной лаг для перестройки. Губернатор дал четкий сигнал, что условия могут поменяться. Пришло время действовать обеим сторонам: и власти, и бизнесу. Губернатор в данной ситуации должен реализовать простой принцип – мужик сказал, мужик сделал. Свое негативное мнение по данной проблеме население уже давно высказало.

— Значительную угрозу экологии прибрежных вод и всего побережья Приморья представляет также деятельность, связанная с судоходством: здесь и сброс льяльных вод, и аварии при бункеровке судов. Что нужно сделать, чтобы соблюсти баланс между защитой окружающей среды и интересами бизнеса, и возможен ли такой баланс в принципе?

— Баланс возможен, если власть сделает всю информацию по таким случаям максимально открытой, а итог нарушения прогнозируемо понятным для всех. Есть хороший пример реформ с нарушением ПДД. Вы нарушили скоростной режим, камера зафиксировала, вы получили автоматически штраф. Человеческий фактор (сотрудник ГИБДД) выведен из схемы, элемент коррупции минимален, вы не сможете договориться с видеофиксатором на месте происшествия. В случае сброса льяльных вод и аварии при бункеровке должен действовать подобный принцип.

Портовый катер проводит видеофиксацию стоянок судов и мест проведения бункерных операций. При наличии нефтяной пленки или элементов льяльных вод автоматически формируется штраф. Сигнал о нарушении поступает через систему ГЛОНАС в ИЦ. При наличии крупного разлива система дает сигнал тревоги. В данном случае мы выключим человеческий фактор и возможность "договориться на месте". Внедрение данной системы окупиться достаточно быстро, и порядка в портовых зонах станет больше. Поступившие штрафы должны идти в муниципальные бюджеты. Если происшествие произошло вне портовой зоны, то штраф поступит в региональный бюджет, но и размер ее должен быть кратно выше, ведь бункеровку и сброс льяльных вод можно провести не только в порту и на рейде. Все мероприятия по обслуживанию судов целесообразно проводить в портовых зонах, где есть соответствующие службы и инфраструктура. Осуществление услуг вне портовых зон может говорить о большом риске со стороны участников процесса и о желании что-то скрыть.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Донской: Собственников терминалов нужно мотивировать на стройку закрытых линий перевалки

Осложнить нелегальный оборот древесины в Приморье планируют депутаты края