Индийские танцы, книжный клуб и права ребенка: программа на выходные
13:15
Бывший и.о. губернатора Приморья Андрей Тарасенко стал главой Росморречфлота
21:30
Серпуховские чекисты выявили подпольную лабораторию местного депутата
20:35
Дело экс-директора приморской филармонии и депутата ЗС ПК Анны Алеко направили в суд
19:48
Дорожники обустроили объезд частично разрушенного моста на трассе Уссурийск – Пограничный
19:32
Россиянам раскрыли правду, кто и зачем звонит с незнакомых номеров
19:11
Вспыхнувшую кабину большегруза потушили огнеборцы МЧС России во Владивостоке
19:03
"Русский Краб" получила награду Graduate Awards 2024 за проект для школьников
18:45
РТКОММ улучшил условия тарифов для беспроводного интернета на MultiSimBox
18:40
Расход Тельцов, сюрприз Раков и нагрузка Дев: подробный гороскоп на 30 марта
18:30
Не верю своим глазам: раритетный снимок популярного района столицы ДФО пробивает на слезы
18:10
Владимир Путин одобрил создание круглогодичного курорта в Хасанском округе
18:01
Звездный астролог Володина предрекла тревожные "звонки судьбы" в 2024 году
18:00
В Приморье восстановлено пассажирское сообщение через пункт пропуска "Полтавка-Дуннин"
17:59
Во Владивостоке обновят схему движения на двух проблемных улицах
17:55
Энергетики повысили надежность линии 110 кВ в Хасанском районе Приморья
17:44
Бывший и.о. губернатора Приморья Андрей Тарасенко стал главой Росморречфлота 21:30
Глава муниципалитета в Приморье ушел в отставку после приговора по делу о незаконной охоте 16:55
Дождались: РЖД построят обходы проблемного участка Смоляниново—Находка 08:50
Цены на любимую в Приморье иваси взлетели из-за скупки рыбы Китаем 28 марта, 10:05
Ещё одна компания из Владивостока попала под санкции США и Южной Кореи 28 марта, 08:44
Плавучие АЭС в Приморье могут разместить рядом с Фокино и Славянкой 28 марта, 08:06
"Наступил новый этап отношений с КНДР": о подробностях визита делегации Приморья в Пхеньян 28 марта, 08:00
"Очень полезный, содержательный доклад": участие главы ВАРПЭ Германа Зверева в заседании Совфеда 27 марта, 11:53
Юрий Мельников переназначен уполномоченным по правам человека в Приморье 27 марта, 11:41
Резидента Свободного порта Владивосток могут лишить этого статуса 27 марта, 09:46
Зерноуборочные комбайны стали спасением приморских фермеров 27 марта, 09:10
В Приморье определились со строительством атомной энергетики 27 марта, 09:02
У приморского производителя курятины появился новый совладелец 27 марта, 08:17
Качественно, но небезопасно: реализация нацпроекта БКД в Приморье пошла не по плану 26 марта, 19:05
Чем владели и владеют в Приморье задержанные отец и сын Лазаревы 26 марта, 13:09

Плавзавод "Всеволод Сибирцев" возвращается в Приморье из "иммиграции"

После двух лет мытарств за рубежом уникальное судно готовится выйти на промысел под российским флагом, обеспечив работой сотни рыбаков
22 января 2014, 10:00 Бизнес

Плавзавод "Всеволод Сибирцев" - один из двух крупнейших в мире – возвращается в Приморье из двухлетней "иммиграции". После неоднократной смены собственников уникальное судно готовится уже летом 2014 года выйти на промысел лосося под российским флагом, обеспечив работой около 500 рыбаков, сообщает корр. РИА PrimaMedia.

От печальной судьбы однотипного плавзавода "Содружество", который сегодня разделывается на металлолом в Китае, "Сибирцева" спасла молодая и амбициозная компания из Приморского края ЗАО "Южморрыбфлот" - признанный лидер в производстве консервированной сайры. Как сообщили корр агентства представители компании, они почти два года отслеживала судьбу знаменитого судна и, как только представилась возможность, выкупили его у китайско-греческих судовладельцев.

Отметим также, что под российский флаг вернется не старая, доживающая свой век плавбаза, которую предыдущий российский судовладелец - ОАО ПБТФ - продал иностранцам по цене металлолома, а отремонтированный до "звездного" уровня рыбоперерабатывающий процессор.

Все, что осталось от "Содружества", Фото с места события из других источников

Все, что осталось от "Содружества", Фото с места события из других источников. Автор фото: Предоставлено ЗАО "Южморрыбфлот"

"Сибирцев" избежал подобной участи, Фото с места события из других источников

"Сибирцев" избежал подобной участи, Фото с места события из других источников. Автор фото: Предоставлено ЗАО "Южморрыбфлот"

Рожденная в СССР

Плавзавод "Всеволод Сибирцев" - один из трех судов такого типа (два других - "Петр Житников" и "Содружество"), были построены "на закате" Советского Союза. Еще тогда масштаб этого судостроительного проекта поражал воображение. Несмотря на то, что плавбаз на Дальнем Востоке тогда было предостаточно, эти три судна выделялись: это были "плавучие города", на которых могли трудиться до 600 человек экипажа.

Стоимость подобных проектов и сегодня поражает. Как рассказали корр. агентства в представительстве ЗАО "Русская пелагическая компания", их строительство было обусловлено естественным для Советского Союза стремлением иметь крупные рыбообрабатывающие базы для реализации уже утвержденного направления развития рыбо- и крабообрабатывающего флота в ДВ-бассейне.

При проектировании плавзаводов был учтен и положительного опыт, который был получен при переоборудовании китобаз "Владивосток" и "Дальний Восток", выпуск продукции на которых превышал по стоимости 18 млн еще "советских" рублей в год. Бывшие китобазы окупали все затраты на переоборудование всего за один год работы.

Инициатива по созданию "Всеволода Сибирцева" и его собратьев исходила как от компании Дальморепродукт (ДМП), так и от нескольких инициативных специалистов отдела судостроения Минрыбхоза, которые смогли, напрямую минуя все свое начальство, договориться  с чиновниками Госплана и "пробить" саму идею строительства новых современных плавзаводов.

Цена плавбаз по судостроительному контракту с финской компанией "Раума-Репола" составляла около 50 млн. клиринговых рублей. Поясним, что до 1991 года торговые расчеты с Финляндией велись по клирингу: Дальморепродукт переводил необходимую сумму в рублях по договору комиссии с Судоимпортом на его счет во Внешэкономбанке и Судоимпорт давал поручение ВЭБу оплатить финскому банку эквивалентную сумму в клиринговых рублях по своему судостроительному контракту с "Раума-Репола".

Если переводить клиринговые рубли на доллары США, то серийное строительство плавзаводов обошлось ДМП в 90 млн долларов. Строительство же подобного судна сегодня обойдется более чем в 200 млн долларов.

Консервный эталон

Еще одной особенностью этого проекта является то, что для этих плавбаз немецкая компания "БААДЕР" разработала новые машины для разделки сайры для консервов, укладываемых на машинах "ИНА". Ранее разделка сайры не вызывала проблем, так как использовалась укладка вручную и тушка порционировалась по высоте банки, и эти открытые и короткие кусочки тщательно промывалась в мойках для удаления всех остатков внутренностей. Но когда перешли на укладку тушек на машинах "ИНА", хорошо удалить внутренности из целой тушки сайры оказалось очень сложным, так как у нее очень тонкое брюшко.

В итоге сайра, произведенная на плавзаводах этого типа, остается эталоном качества продукции в этом сегменте. Произвести некачественную продукцию здесь практически невозможно технологически.

Консервированная сайра, Тематическая иллюстрация

Консервированная сайра, Тематическая иллюстрация. Автор фото: Из архива РИА PrimaMedia

Поэтому еще во времена былого могущества ДМП консервированная сайра, произведенная на этих судах, стала любимым продуктом для россиян на многие годы. Но дальнейшая судьба "Сибирцева" перестала ассоциироваться с ДМП.

В 2004 году контроль над судном получил Михаил Жмурко, который являлся на тот момент одним из помощников президента ДМП Юрия Диденко. Именно у компании Жмурко "Сибирцев" в 2006 году был приобретен Преображенской базой тралового флота (ПБТФ).

Представители ПБТФ тогда заявляли, что они вложили достаточное количество денег в модернизацию судно, и что оно станет флагманов их флота. Согласно их заявлениям, "Всеволод Сибирцев" в сутки производил более 400 тысяч банок консервов.

Однако в 2012 году ОАО "Преображенская база тралового флота" продало плавбазу китайско-греческой компании. Комментируя причины продажи, председатель совета директоров ПБТФ Сергей Саксин утверждал, что это решение руководства акционерного общества вызвано увеличением с текущего года отчислений из фонда заработной платы при острой необходимости сохранить высокие заработки сотрудников.

Но еще тогда часть экспертов считало, что подобные сделки по выводу из российской рыбной промышленности судов этого класса не лучшим образом влияют на продовольственную безопасность страны.

Вместе с тем компания "Южморрыбфлот" еще тогда была готова приобрести плавучую фабрику, но преображенцы отдали предпочтение грекам.

Экипажу плавзавода будут завидовать

Греческие судовладельцы, как выяснилось впоследствии, приобретали базу не для себя, а для китайского проекта. Дело в том, что в Южно-Китайском море есть острова Сише, вокруг которых уже не первый год идет борьба между рядом государств. Прибрежные воды там просто кишат рыбой, и добывать ее хотят рыбаки многих стран.

Приобретенный за бесценок "Сибирцев" должен был помочь китайскому правительству закрепиться на  этих территориях. Предполагалось, что плавбаза будет использоваться как плавучая гостиница для китайских рыбаков, ведущих прибрежный промысел, в тот момент, когда часть суши будет уходить под воду.

Именно поэтому из плавбазы постарались сделать комфортабельный отель почти "звездного" уровня. На судне полностью восстановили систему кондиционирования и вентиляции, систему пожарной сигнализации, часть кают была переделана в настоящие гостиничные номера. Многие каюты из четырех местных стали двухместными. В их отделке были использованные самые современные материалы.

В итоге будущий российский экипаж судна получит - кроме хороших условий для проживания – кают-компанию, столовую, больше похожую на ресторан, тренажерный зал, волейбольную площадку, несколько саун, кинотеатр, актовый зал, доступ в интернет, большие и комфортабельные раздевалки, собственный медицинский пункт.

В общем, привычная картина убогих кают и тесного замкнутого пространства, с которой рыбаки сталкиваются на большинстве рыболовных судов, не для "Сибирцева".  В этом "городе на воде" пространство для экипажа не экономили еще при постройке, а  модернизация  бытовых условий сделало его самым привлекательным для будущих работников. Если для рыбаков комфорт в море и возможен, то он будет только на "Сибирцеве".

Руководство компании Южморрыбфлот не скрывает, что именно отличное техническое состояние этого "рыбного гиганта" сыграло не последнюю роль в решении о приобретении "Всеволода Сибирцева". Ведь когда возникли трудности с китайским проектом, собственники выставили судно на продажу. Почти год шли переговоры, торги и поиски компромиссов.

Еще китайское название, Фото с места события из других источников

Еще китайское название, Фото с места события из других источников. Автор фото: Предоставлено ЗАО "Южморрыбфлот"

Банкиры сработали без промедлений

В итоге судно вновь оказалось под российским флагом. Сделку профинансировал приморский филиал Россельхозбанка. Его специалисты, отмечают представители покупателя, быстро рассмотрели заявку, провели оценку рисков и дали положительный ответ. Приморский филиал Россельхозбанка доказал, что не зря государство назначило этот государственный банк ответственным за рыбную промышленность, рыбаков здесь готовы обслуживать качественно и быстро.

Сейчас финансовые операции позади, и плавзавод прибыл в порт Далянь, где будет проведено восстановление производственных мощностей. Руководство "Южморрыбфлота" не скрывает, что в модернизацию производственной части плавзавода придется вложить немало времени. Ведь судно почти два года не принимало рыбу.

Как только цеха будут отремонтированы, красавец "Сибирцев" придет во Владивосток. Но экипаж на "звездную" плавбазу подбирается уже сегодня. Руководство компании "Южморрыбфлот" отмечает, что в качестве членов экипажа они хотели бы видеть тех, кто знаком с этим типом судов. Есть надежда, что вновь прибудут те, кто когда-то уже работал на "Содружестве" и "Всеволоде Сибирцеве". Впрочем, в новую команду готовы принять и других желающих, в том числе и специалистов, с которыми компания успешно сотрудничает уже много лет.

С приходом базы в Приморье появится до 500 новых рабочих мест. А объем товарной продукции, выпускаемой предприятиями Приморского края, увеличится на 40 тысяч тонн в год.

"Всеволод Сибирцев", Фото с места события из других источников

"Всеволод Сибирцев", Фото с места события из других источников. Автор фото: Предоставлено ЗАО "Южморрыбфлот"

Приобретение российского масштаба

Возвращение "Сибирцева", по мнению экспертов, сыграет свою роль во всей российской рыбной промышленности. Возвращение плавзавода в рыбную промышленность России влияет на продовольственную безопасность страны. Дело в том, что компании из других стран сегодня диверсифицировать свои промыслы, промыслом же сайры занимаются тайваньские суда, на которых номинально "сидят" российские экипажи. Они ловят десятки тысяч тонн и провозят рыбу к себе в страну, чтобы потом выпустить из нее продукт с добавочной стоимостью и продать в Россию. Часто это продукция не самого лучшего качества.

Часть биоресурсов вообще не осваиваться, а на подходе - миллионы тонн сельди иваси.

"В случае появления иваси только эти плавбазы в состоянии реально начать осваивать вылов этого объекта. Ведь иваси - это исключительно консервное и прессервное сырье, которое необходимо обрабатывать только в зоне промысла, т.е. в море. И если сайру технически можно морозить в зоне промысла и затем производить консервы уже из мороженого сырца, то иваси, это такое сырье, которое необходимо перерабатывать в свежем состоянии, - отмечает председатель совета директоров ЗАО "Русская пелагическая исследовательская компания" Олег Братухин. – Это должно быть головной болью и заботой государства, если оно,  хоть чуть-чуть смотрит вперед. Иначе сотни тысяч тонн потенциально ресурса будет просто потеряно. Ни одна рыбодобывающая компания в России не закажет постройку такого судна в ближайшие 20 лет".

Конечно, эксплуатация такого судна требует определенного опыта и навыков. Чтобы судно работало рентабельно, необходимо достаточно количество сырца. А ведь никто рыбакам квоты под суда не дает уже давно. Хотя правительство все больше рассматривает возможность пересмотреть основные принципы распределения водных биоресурсов, и предлагается соотносить количество квот с составом флота.

Но это в будущем. В настоящем новым собственникам "Сибирцева" придется заново начать успешную историю плавучего завода.

Но руководство "Южморрыбфлота" уверено в своих силах. За годы работы компания приобрела определенный уникальный опыт работы с плавбазами. Их плавбазы "Залив Восток" и "Капитан Ефремов" каждый год показывают успешные производственные показатели. Новые собственники уверены, что и "Всеволод Сибирцев" успешно покажет себя на сайровой, лососевой путине и, возможно, на других промысловых объектах.