Последнее время отношения между ЮАР и Россией значительно активировались. Для ЮАР дальневосточный регион России в настоящее время является привлекательной площадкой с точки зрения развития бизнеса. И дело не ограничивается сельхозпродукцией и винами. У правительства Южно-Африканской Республики далеко идущие планы в отношениях с Приморьем в самых разных секторах экономики. Своими рассуждениями о том, чем интересен Приморский край далекой африканской республике и какие перспективы впереди у этого тандема, корр. РИА PrimaMedia рассказал прибывший во Владивосток с рабочим визитом посол Южно-Африканской Республики в России г-н Мандиси Мпахлуа.
- Г-н посол, Вы первый раз во Владивостоке? Какое впечатление произвел на Вас наш город?
- Нет, я во Владивостоке уже не в первый раз. Это мой второй визит в ваш город. Первый раз я приезжал во Владивосток в октябре 2011г. Мы тогда проводили во Владивостоке винный фестиваль. Мне очень нравится Владивосток. Это хороший, красивый и по сравнению с Москвой очень тихий город. Москва из-за большого числа людей, высоких скоростей кажется тяжелым и загруженным городом. И я искренне люблю Владивосток.
- Чем с точки зрения бизнеса Приморский край интересен Южно-Африканской Республике?
- Подход посольства ЮАР в работе с Россией базируется на том, чтобы как можно лучше понять особенности экономики вашей страны и работать на всей территории России. Мы проводим исследования, чтобы найти в вашей стране центры роста, которые обладают высоким потенциалом для развития бизнеса. После проведения подобного мониторинга мы пришли к выводу, что Владивосток является одной из таких территорий, где мы должны присутствовать. И на сегодня приморская столица является единственным городом России, где работает почетный консул Южно-Африканской Республики. Это первый момент.
Второй момент - Владивосток исторически был крепостью. Но город изменяется, и если посмотреть на эту ситуацию, то понятно, что Владивосток будет продолжать оставаться центром роста. Поэтому мы считаем, что если есть такая возможность, то мы должны находиться здесь.
- В этом году во Владивостоке прошел саммит АТЭС-2012. В 2010 году в ЮАР проходил Чемпионат мира по футболу. Эти оба события очень значимы. При подготовке к ЧМ государство вкладывало средство в строительство новых объектов, порой обходя вниманием старые, в т.ч. и существующую инфраструктуру. Выделяются ли сейчас средства на реконструкцию старой инфраструктуры, чтобы она была на одной ступени с построенными новыми объектами?
- Оба события весьма значимые и для каждой из стран, и для мировой общественности. И подготовка к ним была проведена в соответствии со всеми необходимыми требованиями. Фокус был сделан именно на инфраструктурных объектах, которые необходимы не только для проведения того же чемпионата, или саммита АТЭС, но и для дальнейшего их использования. Поэтому считаю, что каждая страна, готовясь к мероприятию, поступила правильно.
Если говорить о реконструкции и восстановлении старых стадионов, то после ЧМ мы уже сделали ремонт ряда таких объектов. Но акцентировали усилия все-таки на строительстве новых, потому что с другими объектами, например, связанными с транспортом, у нас было меньше проблем. Но сейчас мы решаем другой вопрос – как содержать эти стадионы, эти новые объекты, построенные перед ЧМ, как их использовать, чтобы они не были финансово затратными. Необходимо найти эффективные меры использования этой инфраструктуры.
Основная задача строительства новых объектов заключалась в развитии спорта в целом в ЮАР. Новая спортивная инфраструктура сегодня может быть использована на самых разных уровнях: от занятий спортом учащихся школьных учреждений и проживающих рядом с этими стадионами местных жителей до проведения соревнований международного масштаба. И инвестиции в эти объекты являются способом поддержания и роста спортивной сферы и здорового образа жизни. А что касается существующей до ЧМ инфраструктуры, то мы ее обязательно будем продолжать восстанавливать.
- Являетесь ли Вы футбольным фанатом, и какие виды спорта предпочитаете?
- Я люблю футбол, слежу за развитием этого вида спорта, за прохождением различных матчей и чемпионатов. Когда-то я и сам играл, отсюда и мой интерес к этому виду спорта. Кроме этого, я отдаю должное большому теннису, серьезно им занимаюсь. Вообще, у меня довольно широкий спектр спортивных предпочтений. Когда-то я увлекался боксом, и этот вид спорта люблю до сих пор. Мне приходилось заниматься восточными единоборствами, в т.ч. и каратэ. Так что боевые виды искусства для меня по-прежнему привлекательны. Еще очень люблю легкую атлетику, с удовольствием смотрю легкоатлетические соревнования, причем по самым разным видам спорта.
- Работая на территории России, Вы, ввиду своей должности, уже слышали о тех резонансных заявлениях, которые были сделаны на всю стану о нецелевом расходовании средств во время строительства объектов саммита АТЭС-2012. Были ли в ЮАР выявлены финансовые нарушения во время подготовки к ЧМ?
- Я не знаю, о каких-то финансовых нарушениях я не слышал. Процесс инвестиций в строительство объектов ЧМ был в введении трех сторон – национального правительства, правительства региона и местных властей. Несмотря на то, что в процесс финансирования были вовлечены все три уровня власти, система распределения бюджета была централизованной, поэтому и все решения принимались только совместно. Такой подход показал, что данная методика работала хорошо, и как результат – отсутствие каких-либо проблем. Поэтому даже не могу вспомнить ситуацию о неправильном использовании финансов. Единственные вопросы, которые все-таки возникали, - это обоснованность тех или иных затрат с точки зрения финансового объема: нужно ли было инвестировать такие большие суммы в строительство тех или иных объектов. Этот вопрос неоднократно поднимался, активно обсуждался, но вот вопросов об использовании средств не по назначению не было. Я думаю, что если отсутствует система такого централизованного распределения средств и единого принятия решений об использовании инвестиций, то риск финансовой нечистоплотности существует. Но в нашем случае этого не было.
- Вы уже отметили, что Владивосток является точкой экономического роста, что город привлекателен для вас с точки зрения развития бизнеса. А как в ближайшее время Южно-Африканская Республика намеревается представлять свой потенциал в Приморье?
- Мы знаем, что Приморский край является регионом, где достаточно хорошо развита горнорудная промышленность. Всем так же известно, что ЮАР является страной, где горнорудная промышленность является одной из самых развитых сфер экономики. И вот в этой области, я уверен, возможно эффективное сотрудничество. Если посмотреть на Россию и ЮАР, у нас существует что-то общее, но есть и что-то сугубо индивидуальное – это опыт, технологии. И каждая из сторон может это использовать, при этом пополнив и обогатив свою имеющуюся базу. В Южной Африке самые глубокие шахты в мире. При их разработке и использовании используются такие технологии, которых нет в других странах. Если помните, то в прошлом году в Чили случилась трагедия, и люди оказались под завалами. Для их спасения была применена технология, разработанная именно в ЮАР.
Во время нынешнего визита мы провели презентацию вин ЮАР. В рамках этого мероприятия было отмечено, что наши вина становятся все более и более востребованными в этом регионе. Кроме вин в Приморье поставляются и фрукты из Южной Африки. Поэтому есть уверенность, что сельхозпродукция нашей страны может быть здесь успешно востребована.
Мы очень хотели бы развивать и туризм. В связи с этим у нас запланирована встреча-семинар с представителями туристического бизнеса Приморья. Отмечу, что лица, которые отвечают за туризм в ЮАР, смотрят на Владивосток и Приморье, и также на страны ЮВА, как на перспективный регион, жители которого смогут приезжать в Южную Африку.
В ходе этой поездки мы проводим кинофестиваль. Но если говорить о киноиндустрии, то здесь не будет какого-то экономического эффекта. У этого мероприятия совсем иная цель - предоставить жителям края возможность понять и увидеть ЮАР, чтобы наша страна стала интересна приморцам, чтобы у них возникло желание понять историю, культуру, традиции Южной Африки, захотеть приехать в туристическую поездку.
В ходе рабочего визита у нас состоялось посещение завода SOLLERS, где мы увидели, что Владивосток является одним из центров автомобилестроения в России. ЮАР также является страной, где автомобилестроение - сильно развитая отрасль экономики. Не так давно мы узнали, что некоторые комплектующие для автомобилей, производимых в России, поставляются из ЮАР. Так что, это тоже одно из направлений сотрудничества.
Во время нынешней поездки во Владивосток мы вместе с почетным консулом и его командой проводим встречи с представителями бизнеса, обсуждаем возможности по развитию экономического сотрудничества, и в ближайшее время планируем организовать во Владивосток визит специалиста посольства ЮАР по экономическим вопросам. Думаю, что этот визит состоится в начале 2013г. Его цель– более активное и расширенное развитие экономического сотрудничества между Приморьем и ЮАР.
Хотелось бы озвучить еще два момента. Если говорить о производстве автомобилей, то одной из сфер в этой области, где ЮАР имеет передовые технологии и высокие производственные возможности, является производство автомобильных катализаторов. Я не знаю, может ли Россия обеспечить свой автопром катализаторами собственного производства, и как они используются в российском автомобилестроении, но в целом в мире катализаторы используются для очищения выхлопных газов от вредных примесей. Я считаю, что можно было бы наладить поставки на российский рынок катализаторов в больших объемах для производящихся здесь автомобилей.
Если затронуть отношения России и ЮАР в области сельхозпродукции, то это направление на сегодня узкое. Пока только осуществляют поставки вина и фруктов, но мы хотели бы расширить ассортимент. В следующем году планируется участие ЮАР в международной продуктовой выставке, которая будет проходить в сентябре в Москве. В рамках этой вставки у нас будет представлен национальный павильон ЮАР, где кроме вин и фруктов мы представим весь ассортимент сельхозпродукции, включая обычные продукты питания, и который мы сможем предложить для российского рынка.
- ЮАР сегодня представляет конгломерат культур, национальностей, рас, вероисповеданий. Как в государстве достигается консенсус в решении административных, культурных, социальных вопросов?
- Это очень интересный вопрос. Именно с этого я и планировал начать свою лекцию перед студентами ВГУЭС.
Но если говорить о стране в целом, то известно, что ЮАР была когда-то страной, где очень серьезно конфликтовали между собой этнические группы, люди разных рас и конфессий. Как разрешился этот конфликт по сравнению с другими африканскими странами, также подвергшимися колонизации со стороны европейских государств? Там, после завершения колонизации белые покинули страну. У нас тоже такое могло бы произойти, но не произошло, потому что эти люди - часть Южно-Африканской Республики. В ЮАР принято решение, и было принято оно естественным путем, – не выталкивать этих людей за границы государства, а признать частью страны, народа. Мы доводили до сведения всех, что необходимо жить вместе и относиться к ЮАР, как к единому целому. Конфликт был разрешен. Причем это произошло не за счет каких-то сил извне, которые способствовали проведению этих переговоров и выработке уже озвученного решения. Решение было найдено внутри: стороны без чьих-либо наставлений пришли к единому мнению, что необходимо договориться о том, как всем вместе жить в одной стране.
У нас очень большое культурное многообразие, много языков и этнических групп. И это закреплено в Конституции. Так, например, согласно Конституции, в ЮАР существует 11 официальных языков. А некоторые официальные моменты, как, например, процедура инаугурации, тоже учитывают это многообразие - в ходе вступления в должность главы государства молитва читается представителями 7-ми различныйх конфессий, в т.ч. христианства, иудаизма, традиционных религий. Из этого многообразия в ЮАР складывается настоящий узор наций, что позволяет людям быть терпимее друг к другу. Иностранцы, приезжающие в ЮАР, поражаются позитивному и радушному отношению между местными жителями. И именно отношения будут определять будущее ЮАР. Настоящий южноафриканец не будет позиционировать себя, как представителя одной из каких-то групп, он будет соотносить себя со всей страной, со всеми группами и народностями, которые там проживают.
В административном плане ЮАР является страной с единым централизованным управлением, в состав которой входит 9 провинций. Несмотря на то, что в стране 11 языков, это не значит, что все официальные документы должны писаться на всех этих языках. Законодательство достаточно гибкое. На практике, в каждой провинции есть представители отдельных этнических групп и национальностей. И в зависимости от их большинства, провинция, как правило, имеет 2 – 3 языка, на которых и публикуются официальные документы. Постоянно и ежедневно в стране ведется сложная работа, чтоб между людьми не было каких-либо конфликтов и недопониманий. ЮАР – настоящее толерантное государство.