Уровень агрессивности жителей Приморья за последние годы вырос, этому способствуют ряд причин, в том числе и носящие социально-политическую окраску. Между тем, большинство не спешит жаловаться психотерапевтам на расшатавшуюся психику и копят в себе этот "груз" проблем и страхов долгое время. О том, кто чаще сходит с ума, есть ли польза от стрессов, как излечиться от Интернет-зависимости и хватит ли 550 койко-мест в новой психбольнице на весь Владивосток, в интервью корр. РИА PrimaMedia рассказал директор Института клинической психиатрии и психологии, вице-президент Независимой психиатрической ассоциации России, председатель Приморского краевого общества психиатров Александр Коломеец.
- Александр Андреевич, как себя сейчас чувствуют приморцы? Судя по новостийным сводкам, Приморье сходит с ума – то какой-то обезумевший мужчина устроил резню в управлении Росздравнадзора, то водитель автобуса избил битой своего коллегу с другого маршрута, подрезавшего его на дороге, то ревнивец-муж начал стрелять по любовнику жены и его друзьям – это вот все только за последнюю неделю… Что это, осеннее обострение?
- И осенью, и зимой, и летом такие события существовали. Это отражение уровня агрессивности, и мне кажется, что он немного растет. Вы, наверное, это замечаете и на улице, в общественных местах - люди часто разговаривают на повышенных тонах, свою нетерпеливость высказывают и выражают какими-то действиями. Это отражение их нервной напряженности, а она имеет множество причин – социально-экономическую, психологическую, ну и политическую, когда страсти кипят во время выборов, действий властей – и люди на это реагируют. Сейчас какие-то если не махинации, то трудности с пенсией возникли, а это достаточно много людей коснется – миллионов, эти люди отслеживают, что же произойдет с теми накоплениями, которые были. Сейчас есть опасность, что наша экономика пойдет вниз. Говорится, что социальные программы будут сохранены, но уже сейчас они урезаны, и люди это ощущают. И когда государство снимает с себя ряд социальных обязательств, люди порой достаточно остро это воспринимают. Все это накапливается и бывает, что "взрывается" не по адресу - то продавцу достанется, то близким. На самом деле может и не быть возможности по адресу отправить свое недовольство.
Добавлю, что и уровень жизни у очень многих людей низок. Тут включаются еще такой механизм как зависть, она питает многих людей.
- Главной темой Всемирного дня психического здоровья 2013 года стало психическое здоровье старшего поколения. Ну а все-таки, кто чаще всего в Приморье попадает в статистику психиатров – пенсионеры, люди среднего возраста, молодежь или даже дети?
- В статистику попадают и дети, и взрослые. Вероятность развития психических расстройств у людей старшего поколения выше, так как к этому возрасту уже подоспели атеросклероз, какие-то телесные заболевания, и если включился ген старости, то и атрофические изменения в головном мозге в том числе. Одиночество, немощность – это факторы, которые дестабилизируют состояние человека. И вероятность развития тех или иных нарушений выше, конечно, в пожилом возрасте.
Замечу, что обращаются к специалистам не больше 1/10 от того числа, кто нуждается в помощи психотерапевтов. По более точным оценкам – 5-7%. Если люди обращаются в частные клиники, то они не попадают в статистику вообще. То есть мы должны цифры статистики как минимум умножить на 10, тогда мы приблизимся к реальному положению вещей, к распространенности психических расстройств в популяции.
- То есть люди с расстройствами чаще выбирают частные клиники?
- В частные клиники, как и в государственные, обращается очень малое количество людей с психическими расстройствами. Есть огромное предубеждение относительно того, обращаться или не обращаться за психиатрической помощью. "Отвергнут, засмеют, что же, я совсем сумасшедший, если обратился к психиатру"… Добавьте к этому оскорбительные слова в отношении наших сограждан – одни бранные слова связаны с сексуальной атрибутикой, другие же – это термины психиатрические, искаженные – невротик, шизофреник, психопат – это уже как оскорбление. И человек всегда думает, а не всплывет ли то, он обратился к психиатру, не дай Бог все эти слова будут говорить в отношении него. Очень трудно человеку преодолеть эти страхи.
- А представители каких профессий наиболее подвержены психическим заболеваниям?
- Трудно назвать профессию, которая меньше или больше подвержена психическим заболеваниям. Люди, связанные с простым трудом и с природой, с тем, что они созидают и свою работу делают спокойно, без спешки, без цейтнота, очень близкие к природе - такие люди реже становятся носителями невроза. Они дольше живут, они более здоровы в целом, они редко заболевают теми расстройствами, которые относятся к сфере малой психиатрии.
- А стрессу?
- Стресс- это действие. Стресс многообразен, а реакция на этот стресс тоже индивидуальная. То, что у одного вызовет стресс, другой спокойно перенесет, может, накопит еще немного адаптационной энергии. Для того, чтобы хорошо переносить стрессы, нужно их иметь и переносить до этого. Под колпаком ты ничего не накопишь.
- По ТВ широко рекламируют препараты "против стресса", можно ли самостоятельно себе их "прописать"?
- Я полагаю, что лечиться нужно тогда, когда есть расстройство. Если есть заболевание, то, конечно, желательно лечиться, причем у хорошего врача, поэтому лучше проконсультироваться и пусть лечение назначает врач. Самолечение бессмысленно, можно лишь закреплять те или иные расстройства, делать их хроническими.
- Можно ли заменить поход со своими проблемами к психотерапевту записи в своем блоге или дневнике в Интернете? На ваш взгляд, это является способом психологической разгрузки?
- Обсуждение своих трудностей в Интернете или за чашкой чая с близким - это нормальная вещь. В каком-то смысле это такая кухонная терапия. Ничего дурного в этом нет, если достигается необходимый результат. Другое дело, если человек просит помощи в Интернете годами – это уже такой стиль жизни…
- А с интернет-зависимостью сталкиваться приходится?
- К нам иногда обращаются встревоженные мамы, дети которых сутками сидят за компьютерами. Чем больше они подменяют реальный мир виртуальным, тем менее вероятно их нормальное вхождение в реальную жизнь. Они будут неадаптированные всю оставшуюся жизнь, если они пропустят период подростковых испытаний в группе сверстников. Оттуда пойдет множество трудностей в коммуникации, в самопроявлении, поскольку уже начался самообман. Иногда вывести человека из этой зависимости невозможно.
- Может ли на психическое здоровье повлиять состояние дорог в Приморском крае? Пробки, ямы, реконструкция трассы и так далее?
- Мне как-то в 90-х годах попалось удивительное название статьи, посвященной нашим дорогам. Вот статью можно было не читать, обо всем говорило название: "Дороги, покрытые матом". Это выражение эмоций тех людей, которые встретились с этими дорогами. Такие бурные проявления эмоций свидетельствуют о том, что на их психическое здоровье повлияли дороги
- Что толкает людей на "прилюдное" самоубийство, например, на новых мостах? Ждать ли "бума" самоубийств в связи с открытым пешеходным движением по Золотому мосту?
- Самоубийства всегда существовали. Единственный совет здесь, как можно реже освящать эту тему в СМИ, как можно меньше уделять внимания характеристикам самоубийства, местам, где это произошло. Это повышает риск самоубийств с того же места, таких же людей, того же пола и возраста. Такая зависимость доказано давным-давно Робертом Чалдини.
- Как думаете, а ситуация с пробами Манту в Приморье, когда на больничные койки попали десятки детей, может спровоцировать массовый отказ родителей прививать своих детей?
- Это будет стимулировать отказ родителей делать прививки своим детям. Не для кого не секрет, что у нас многие вакцины и сыворотки находятся не в очень хорошем состоянии. А такие события, к сожалению, будут отталкивать от прививок, увеличится процент отказа от вакцинации.
- Вопрос от нашего читателя про справки от психиатра для медкомиссий. Он утверждает, что это уже давно превратилось в легализованный побор: приходишь по определенному адресу – рекламы масса, платишь деньги, и тебе справку выписывают. Не обследуют, не проверяют по базе, не делают вообще ничего…
- Платно дается такая справка в психоневрологическом диспансере, но после осмотра. Если есть медучреждения, которые делают такие справки и якобы осматривают пациентов, тут должны заниматься правоохранительные органы, прокуратура.
Вообще есть база, она ведется психоневрологическим диспансером, но это не значит, что если человек есть в базе, то он, к примеру, не может водить автомобиль. Уверяю вас, большинство, кто лихачит на дорогах по ночам и без номеров – люди, которые в базе не значатся, это те, кто еще не обследовался у психиатра. Уверен.
- Как вы отнесетесь к идее комплексного тестирования психического здоровья кандидатов в депутаты, а также состоявшихся депутатов? Ряд инициатив, которые они выдвигают в последнее время, заставляют волноваться о том, а не застала ли их душевная дисгармония, мягко выражаясь…
- Это не демократично. Если он совершает какие-то асоциальные поступки, противоречащие рамкам общества, или замешан в криминале, то тогда нужно привлекать к уголовной ответственности. Если он болен, то судебно-психиатрическая экспертиза признает, что он не мог понимать смысла своих действий, тогда уголовное наказание снимается и человек переводится на лечение. А чтобы изначально психиатры внедрялись в политику, зачем? Мы должны заниматься болезнями, а не предупреждениями политических катастроф.
- Широкий общественный резонанс вызвали инициативы депутат Госдумы Елены Мизулиной, наверняка слышали. В Интернете даже проводился сбор подписей за ее обследование у психиатра.
- Даже если будет 100 млн подписей, никто не проведет экспертизу Мизулиной. Вот когда она совершит уголовно наказуемое деяние или какие-то другие поступки, которые будут граничить, вот тогда может быть.
- Уже несколько месяцев действует антитабачный закон. При поликлиниках обещали открыть кабинеты, где зависимые от табака могли бы бесплатно избавиться от своей пагубной привычки. Известно ли вам что-либо о таких кабинетах?
- Поликлиники будут обладать такими кабинетами, но только тогда когда будут выделены средства на осуществление это деятельности. Я не знаю о существовании хотя бы одного кабинета в общегородских или сельских поликлиниках в Приморском крае. Я думаю, что этой деятельностью дополнительно обязали заниматься штатных наркологов ЦРБ.
- Как думаете, много ли людей захочет поправить что-то в своей голове, дабы соответствовать норме закона?
- Люди, желающие бросить курить, обращаются чаще всего в наркодиспансер и получают там помощь. Проводятся эффективные программы, они дают результаты, люди бросают курить.
На мой взгляд, хорошо было бы, если б поликлиниках были кабинеты для приема психолога – такая кризисная служба, куда обращаются не только по поводу табачной зависимости. Суть в том, что у нас суицидологическая служба в крае вообще на нуле, а случаев много, и помощь таким людям тоже нужна. В кризисных ситуациях психолог мог бы уже на начальном этапе уже многим помочь, предотвратить эти вещи. Ну и одновременно он мог бы и табачные вопросы решать.
Сейчас врачи имеют дело с конечным результатом. Суицид совершен – в токсикологию, не завершен – в реанимацию, когда только намерения высказываются - в психиатрическую больницу. А там чаще всего невозможно оказывать психотерапевтическую помощь, поскольку столько человек на одном этаже, что это просто позор для Владивостока. Мы единственные в этом смысле.
- Кстати, шла речь о том, что во Владивостоке собираются строить новое здание психиатрической больницы на 550 коек.
- Намерений за 40 лет я слышал столько, что страшно подумать. Даже в последние годы крайздрав озвучивал эту идею неоднократно, но средств нет. Если мы от этого позора уйдем, то это будет революция всей системы психиатрического лечения во Владивостоке, потому что у нас никогда здесь не было специализированной больницы.
- А где она должна находиться, знаю, сейчас рассматривается вопрос Снеговой пади?
- Она должна быть вне центра города, на территории, которая гораздо больше, чем территория многопрофильной больницы. Здесь должно быть место для прогулок, занятий различного рода, в силу того что многие больные могут находиться там очень долго. Необходимо общежитие для больных, которые утратили связи с родственниками, но они в контакте с действительностью, чтобы они не перешли в отряд бомжей. Должна быть трудовая и социальная реабилитация.
- А 550 коек хватит?
- Владивостоку – самый предел, Приморью не хватит.
- А как вы, психиатры, сами боретесь со стрессами?
- Мы не боремся, мы переключаемся. Врач может сопереживать, но он должен действовать. Если врач не может переключить себя, то ему самому необходимо обращаться за помощью. Нужно уметь перераспределять свое внимание, уметь переключаться на другую деятельность.