Карнавальная ночь, огонёк и ярмарки: что ждет владивостокцев на выходных
10:30
Пожар в частном доме в посёлке Трудовое унёс жизнь мужчины
11:30
Более 8 тысяч заявок поступило от учеников на онлайн-тур Большой олимпиады Росхим
11:20
К борьбе с гололёдом во Владивостоке подключены дополнительные силы — мэрия
11:00
Гранты FESCO на социальные проекты теперь могут получить и семейно ориентированные НКО
10:55
Приморский депутат предложил сделать конкурс "Твой проект" более справедливым
10:50
В Приморье изъяли 14-го конфликтного тигра в этом году
10:40
Новые остановки Владивостока получили названия, а старую переименовали
10:35
"Пистолет" оказался муляжом: росгвардейцы задержали грабителя в Находке
10:15
Проезд в электричках подорожает в Приморье с 1 января — новые тарифы
10:05
Регистрационные пункты ГАИ Приморья будут работать всего три дня за новогодние каникулы
09:50
Дом Деда Мороза, каток и охрана: новогодний городок в объективе ИА PrimaMedia
09:32
В Уссурийске девушка угнала Lexus, чтобы доехать до родственницы
09:15
Известный футбольный вратарь Лев Яшин побывал в Уссурийске
09:10
Во Владивостоке возбуждено уголовное дело о похищении мужчины на Сахалинской
09:00
Главное за ночь: умерла Вера Алентова, Путин в "Простоквашино" и трезвые села в Приангарье
08:52

Эстетика быта и зарплата учителей в школах Приморья оставляют желать лучшего – Зубрицкий

Директор департамента образования и науки ПК рассказал о проблемах модернизации краевой системы образования
6 ноября 2012, 13:10 Политика

Эстетика быта в школах Приморья оставляет желать лучшего: туалеты на улице, протекают крыши, в зданиях необходимо делать капитальный и текущий ремонт. Зарплаты учителей остаются низкими, выпускники педагогических вузов не спешат работать по специальности. С появлением ДВФУ другие университеты края ждет отток абитуриентов. И это далеко не все проблемы, с которыми сталкивается система образования Приморья, модернизация которой продолжается. Об этом в интервью корр. РИА PrimaMedia рассказал директор департамента образования и науки Приморского края Александр Зубрицкий.

- С какими проблемами сталкивается система образования в Приморском крае?

- Идеальных систем не бывает, и, наверное, это хорошо, потому что есть возможность развиваться. Приморский край от других субъектов РФ мало чем отличается и не является исключением. Какие проблемы я бы выделил? Что касается дошкольного образования, все-таки есть дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях. Сегодня мы имеем очередь в самой актуальной группе от 3 до 7 лет - порядка 4 тысяч человек. Реализуя комплекс мер, которые утвердил губернатор Приморья Владимир Миклушевский, мы в состоянии решить эту проблему до 2015 года. Далее наступает вторая часть вопроса. Мы обязаны предоставлять качественную услугу в ДОУ. В некоторых городах, например, Костроме, дети начинают говорить на английском языке. Наши цели: ликвидация дефицита мест, далее - качественное дошкольное образование, бесплатное, в соответствии с законом. А это - высокий уровень воспитателей, оборудование, материально-техническая база. Учебный процесс по-новому для того, чтобы мы подготовили детей к восприятию тех дисциплин, которые им необходимы в школе.

Что касается общего образования, главной проблемой является все-таки невысокий уровень заработной платы учителей. С одной стороны, в Приморье он выше среднего в отличие от других субъектов РФ. Мы продвинулись в этом вопросе. Средняя заработная плата учителя - 25 тысяч рублей. Но такая зарплата далеко не у всех. И, получая ее, учитель вынужден иметь колоссальную нагрузку, а это не совсем верно и правильно. И поэтому для нас приоритетной задачей является повышение социального статуса учителя, что невозможно без повышения заработной платы. Мы в последнее время проводим модернизацию общего образования, в том числе и в Приморском крае. Это федеральный проект.

Сегодня в школах есть Интернет. До 2004 года там не знали, что это такое. Сейчас в школах есть автобусы, а это очень актуальная ситуация для Приморья, потому что у нас много малокомплектных школ, которые занимаются подвозом детей. В начале нулевых годов ни одна школа края не имела автобусов.

Сегодня школы имеют компьютеры и вай-фай. Но скорость Интернета очень низкая, в три раза стоимость услуг Интернета в Приморье выше, чем в среднем по России. В 2012 году Интернет - это не средство связи, а, прежде всего, неотъемлемая часть учебного процесса. Мы направляем в школы интерактивные доски, компьютеры, оборудуем автоматизированные рабочие места. Вместе с тем, так называемая эстетика быта в наших школах оставляет желать лучшего. Туалеты на улице, протекают крыши, в зданиях необходимо делать капитальный и текущий ремонт. Поэтому, увлекаясь модернизацией, мы не должны забывать об эстетике быта в школе. Именно она формирует сознание школьника. У ребенка, который видит интерактивную доску, но в то же время вынужден ходить в туалет на улицу, как в начале века, сознание будет формироваться не совсем правильное, не конкурентное и не позитивное.

Большое количество малокомплектных школ в Приморье - это тоже проблема, но их нельзя ликвидировать. Школа в населенном пункте - это социокультурный центр. Однако учеников мало, предметников и учителей мало. Один и тот же учитель ведет три-четыре разноплановых дисциплины: и физкультуру, и физику, и русский язык. Конечно же, это неправильно и неверно. Как эту проблему необходимо решать? Ни в коем случае не ликвидировать. Варианты: переходить малокомплектным школам под более сильное юридическое лицо, либо развивать дистанционное образование. В этом году мы открываем в Приморье 10 центров дистанционного образования, которые охватят в своем образовательном пространстве порядка 56-ти школ. В следующем году еще 10, которые охватят порядка 50-ти школ. Таким образом, некоторые проблемы с дефицитом кадров могут быть решены. Плюс мы приобретаем автобусы, и детей можно будет подвозить прямо к школам.

Какая еще проблема в общем образовании характерна для Приморья? Мы не очень хорошо знаем естественно-научные дисциплины: математику, физику, биологию, химию. Эти дисциплины очень востребованы, экономика края требует, чтобы все больше абитуриентов поступали на инженерные и естественно-научные специальности. Мы на пять балов по средним результатам ЕГЭ по математике отстаем от общероссийских результатов, как и по физике, химии и биологии.

- А есть ли проблема в уровне образования самих преподавателей?

- Сегодня по статистике только 40% выпускников Школы педагогики ДВФУ, бывшего Уссурийского государственного педагогического института, вуза с очень серьезными традициями, идут работать в школу. Около 60% выпускников Спасского педагогического колледжа хотят работать по специальности.

Одной из проблем на сегодняшний день является то, что повышение профессионального уровня учителей надо осуществлять по-новому для того, чтобы учителя знали, как работают, в том числе и за рубежом, и в лучших субъектах России.

В этом году повышение квалификации учителей впервые будет проходить в крупных центрах Китая, например в Муданзянском педагогическом университете. Это повышение квалификации с участием специалистов из Новосибирска, Томска, Санкт-Петербурга, Москвы, в том числе и на их площадках.

Сегодня необходимы руководители новой формации, то есть люди, которые будут возглавлять образовательное учреждение и являться настоящим менеджерами, для того чтобы учреждения переходили на новые "автономные рельсы", на новый уровень.

Еще меня очень беспокоит ситуация в социальных краевых образовательных учреждениях. Детские дома, коррекционные школы, учреждения начального, среднего профессионального образования - это полномочия Приморского края. Этим вопросам стоит уделять большее внимание.

- Как вы считаете, достаточно ли средств в бюджете Приморского края на 2013 год предусмотрено на образование?

- Конечно, тот бюджет, который предлагается в первом чтении - не совсем устраивает, мы хотели бы иметь достаточное количество средств, удовлетворяющих нужды образования, не говоря уже о каком-то прорыве, чтобы ситуация была на уровне. Это касается и зарплат, и приобретения мебели и оборудования в социальные краевые образовательные учреждения, ремонта для них. Нам хотелось бы иметь больше возможностей для приобретения жилья для детей-сирот. Хотелось бы, чтобы эти дети в социальных учреждениях чувствовали себя лучше, а, значит, была бы повышена норма на мягкий инвентарь, на питание. Мы с нашими предложениями планируем обращаться к депутатам уже непосредственно перед вторым чтением.

Если получится, то хотелось бы иметь программу развития коррекционных и социальных школ. Что касается общеобразовательных учреждений, здесь ситуация лучше. Мы планируем развивать так называемые образовательные кластеры. В зависимости от требований экономики создавать некоторые центры компетенции. Допустим, во Владивостоке на базе Энергоколледжа планируем совместно с Hyundai Industries и КФК создать образовательный кластер по тематике "Энергетика".

Очень важно, чтобы в образовании действовала образовательная горизонталь или вертикаль: школа - учреждение профессионального образования - вуз и базовый партнер. Осталось только в школах открыть класс энергетики. В Большом Камне это будет образовательный кластер совместно с Дальневосточным центром судостроения, там очень крепкий судостроительный техникум, есть базовый партнер, есть администрация, которая помогает процессу.

В Арсеньеве это будет кластер по направлению "Машиностроение" совместно с заводами "Прогресс", "Аскольд". В Уссурийске кластер на базе сельхозтехникума совместно с сельхозакадемией. И другие с прицелом на университеты и работодателей.

Еще одна проблема: школьники и их родители не могут определиться в ходе обучения в школах, куда они будут поступать, какова их дальнейшая судьба. Поэтому, благодаря работодателям, у школьника есть возможность определиться раньше.

Еще одна проблема, которую необходимо решать: в Приморье нет краевой программы по поддержке ипотечного кредитования молодых специалистов и учителей. Сегодня такой документ находится на согласовании в органах власти. Такая программа появится для того, чтобы молодой учитель все-таки шел в школу. Надо вводить гранты. Мы хотели бы иметь больше мотивационных моментов для привлечения молодежи в школы.

- А что с высшим образованием?

- Появился ДВФУ, который объединил четыре разноплановых университета. Есть проблемы, не без них. Действительно, не успели достроить.

Остальные университеты, у нас их шесть, не менее сильные, тоже имеют право на существование, в основном, это отраслевые университеты. По моему мнению, эти университеты будут существовать, будут развиваться. Безусловно, отток потенциальных абитуриентов у них будет с учетом развития ДВФУ. Вместе с тем, у каждого из них своя ниша. Например, образование, которое дают в МГУ очень востребовано за рубежом, сегодня там обучаются студенты из Кореи, Китая, Вьетнама, Японии. В Китае, например, очень высокий балл при поступлении, и не каждый студент имеет возможность попасть в университет у себя на родине. Они, зная про ДВФУ, могут поступать к нам. Что касается целевых показателей развития ДВФУ, уже в 2014 году вуз должен иметь у себя не меньше 25% иностранных абитуриентов.

Если говорить о качестве образования, за короткий период около 150-ти специалистов ДВФУ побывали в 14-ти зарубежных странах с целью повышения квалификации. Это крупнейшие университеты АТР. Естественно, они видят, как сегодня должно развиваться образование в мире, как необходимо работать. У них действительно меняется мировоззрение.

Но только посмотреть - мало, необходимо иметь ресурсы, чтобы это все реализовать на месте. Что касается менеджеров от образования в ДВФУ, многие из них - это современные молодые люди или представители бывших объединившихся университетов, которые понимают, что надо меняться и развиваться, что без этого никуда. Предпосылки есть. Сегодня коллектив ДВФУ учит английский язык, выезжает на стажировки. Зарплаты в ДВФУ повышаются, и это действительно так.

- Может быть, ДВФУ опоздал лет на 20, как идея централизации?

- Может быть, и так, но все равно эта идея своевременна. Может быть, идею объединения университета надо было осуществлять еще несколько лет назад, но я не скажу, что потеряно большое количество времени - это не так.

- Как вы относитесь к тому, что некоторые религиозные конфессии вмешиваются в учебный процесс?

- Что касается вмешательства в учебный процесс общественных организаций, конфессий, кого бы то ни было, я отношусь не очень хорошо. В том числе из-за того, что такое происходит, появляется негативное и противоречивое отношение к очень правильному предмету "Основы религиозной культуры и светской этики". Наши дети должны знать культурные доминанты своей страны, а это и православие, и буддизм, и ислам, и светская этика. А, когда слишком активно происходит вмешательство либо нагнетание обстановки, мы видим, к чему это приводит: либо к расколу в обществе, либо к негативному отношению.

Вообще, Владивосток и Приморский край для всей России являются образцами мирного нормального существования представителей разных национальностей и конфессий. Если посмотреть историческую ретроспективу, во Владивостоке не было никаких конфликтов на национальной почве, каких-то проблем, которые есть в центральной России.

Необходимо сформировать современную личность, которая знает все каноны культур, а слишком сжимать в какие-то форматы - это не очень правильно.

- В школах довольно часто происходят конфликты, когда учителя оказываются беззащитными перед детьми. Как можно решить эту проблему?

- Сегодня учителя должны воспринимать ученика как полнокровного, полновесного члена команды, как равного себе, потому что другое время, век Интернета, век глобализации. Но, может быть, не все учителя готовы воспринимать ученика на равных, разговаривать с ним, советоваться, получать от него информацию. Но ведь главный эксперт для учителя - это ученик. Главное - это человек. И если учитель будет понимать, что перед ним, прежде всего, не ученик, а человек, то этих проблем, связанных с отношениями, не будет. Но ученик будет продолжать считать учителя главным, что накладывает на педагога еще большую ответственность.

Сегодня необходимо выстраивать доверительные отношения между учителем и учеником.

- А золотые медали сейчас не обесценились? Если раньше на город были две-три золотых медали, и это были действительно заслуженные награды, то сейчас складывается впечатление, что их выдают в огромном количестве.

- Мне кажется, что чрезмерное количество людей получают медали, необходимо пересмотреть эту ситуацию. Наш министр науки и образование говорил, что необходимо предусмотреть другие критерии оценки знаний, помимо ЕГЭ, может быть, средний балл за весь период обучения. И тогда медали получат только самые достойные, участники и победители олимпиад зарубежных, региональных и общероссийских туров.

28353
43
8