Бывший губернатор Приморского края Евгений Наздратенко, в чьи годы руководства регионом в 1993- 2001 годах было построено 27 школ в разных населенных пунктах, отреагировал на публикации в приморских СМИ. Ситуация с ликвидированными в 2011-м году малокомплектными школами похожа на "гуманный" способ Никиты Хрущева по избавлению в 1960-х от неперспективных деревень: оттуда, где исчезали школы, люди с годами уезжали сами. О том, что такие действия чиновников противоречат современной политике российского государства, Евгений Наздратенко написал в письме в редакцию РИА PrimaMedia.
"Обычно я читаю не только то, что пишут приморские СМИ, но также и то, что пишет народ в комментариях, благо интернет это позволяет. И уже который день не могу понять, как случилось, что все насквозь компьютеризированное, с низу до верху, начальство не видит, не слышит и не реагирует на ситуацию с закрытием школ в Пограничном районе.
Такое чувство, что стена непрошибаемая между теми, кто пишет, и теми, кто должен это читать по роду своей службы, читать и реагировать.
Школы-то, оказывается, закрыты не вчера и даже не год назад! И письма писали учителя и родители! И до самого верху писали, даже до краевого Законодательного собрания и полпредства добирались. И там ответили им, что закрытие малокомплектных школ в районе - исключительно прерогатива районного начальства. А районное начальство утверждает: "Поступило указание из краевой администрации о закрытии малобюджетных школ! На что г-н Зубрицкий отвечает, да нет, напротив, мы всячески поддерживаем малокомплектные школы. Но школы-то закрыты и, повторюсь, не вчера. И опять же читаю в комментариях: "Такая ситуация сложилась везде. У нас в Хорольском районе глава закрыл школы в селах Петровичи, Ст. Бельмановка, Дальзаводское, Приозерное"…
Значит, речь идет не только и не столько о корыстном самоуправстве главы района, ситуация и шире, и сложнее, и опаснее.
В свое время Хрущев так избавлялся от неперспективных по его мнению деревень. Он не выселял народ, не совершал никаких угрожающих действий. Он закрывал в деревнях школы и фельдшерские пункты. И народ уходил сам, разъезжался кто куда, бросая дома, и поля, и "неперспективных" стариков, которые там в одиночестве вымирали. Очень "гуманно".
Никакой Америки не надо открывать. Всем, снизу доверху, понятно, что население будет уходить. Перебираться туда, где можно учить детей, не боясь того, что им придется ехать туда-обратно по 20 километров. Что детворе страшно и не по здоровью в любую погоду каждый день трястись в разбитых автобусах по разбитым дорогам. Что ситуация с первоклашкой, отправленной домой в попутной машине, могла бы кончиться вполне трагически.
Для нашей же пограничной территории уничтожение поселений на границе не просто миграционный процесс, но, безусловно, политическое преступление. Это тоже всем понятно.
Казалось бы.
Существует глобальная тенденция развития и укрепления дальневосточных территорий. Создано отдельное министерство, принимаются долгосрочные программы и даже дожили до того светлого дня, что Минвостокразвития, озабоченное убылью населения, считает необходимым разработать меры по улучшению экологической ситуации в регионе.
Вопрос только в том, что пока меры будут разрабатывать, населения не останется по другим причинам. Поскольку правило: пока школа есть – село живет! - на самом деле, как каждый пункт воинского устава, проверено жизнью. Для меня в свое время сельские школы и профтехучилища были абсолютно приоритетны.
И даже когда нефть стоила 9 долларов, а в бюджет края из центра поступали или не поступали жалкие копейки, мы не только не закрыли ни одной школы, но даже умудрились открыть новые в Мартыновой поляне, Николаевке и еще 27 в разных районах края.
И сколько было счастья и тем, кто живет там, и тем, кто учиться и работать пошли в новую школу. И нам, в краевой администрации.
Я не думаю, что в краевом Законодательном собрании или в краевой администрации люди не владеют информацией. Не то время. Значит, существуют какие-то причины, по которым не предпринимаются меры по сохранению и укреплению школ в селах, по увеличению зарплат учителям, по сохранению фельдшерских пунктов и больниц.
Сейчас многие местные и неместные аналитики говорят о том, что софинансирование объектов Саммита во Владивостоке существенно подорвало бюджет края, истощило краевые ресурсы. Вероятно, это меньше чувствуется в центре, но оно по закону кнута существенно ударило по периферийным районам края.
Возможно, красавец мост, оперный театр и прочие радости красивой жизни больше напоминают роскошное платье, надетое на больное и голодное тело? Если я не прав, я готов выслушать оппонентов. Однако, цифры - вещь упрямая и они общеизвестны. А постоянные тексты о необходимости просить дополнительные деньги в госбюджете на те или иные нужды достаточно красноречивы.
Тенденция же пока очевидна – сокращение заселенной территории края до размеров Владивосток-Уссурийск-Находка-Арсеньев. Но ведь так мы сожмем и Россию до пределов Москвы!
Евгений Наздратенко".