Следком Приморья расследует дело уклониста от налогов на сумму более 175 млн рублей
08:19
Фронтальные разделы будут властвовать в Приморье 25 апреля
08:06
Россия заблокировала резолюцию СБ ООН по неразмещению оружия в космосе
07:30
В России прошла международная встреча по вопросам безопасности
07:23
Цены на популярные в России автомобили выросли более чем на 9%
07:11
МИД КНР отверг обвинения о создании "избыточных производственных мощностей"
06:39
В Петербурге обсуждается развитие российской энергетики в современных условиях
06:33
Вам зря выдали аттестат в школе, если не ответите на все 10 вопросов за минуту – ТЕСТ
06:00
Жир сползет без диет: ТОП-3 эффективных упражнения для похудения - минус 10 кг
05:00
Страстная седмица: 3 главных правила питания в Великий пост - рецепты на последнюю неделю
04:40
Нутрициолог назвала 4 причины, почему жестко тянет на сладкое - как избавиться
04:20
От 5 000 рублей из кармана: в Госдуме предложили жесткий штраф по ЖКХ
03:11
Сенат США одобрил выделение 95 млрд $ на помощь Израилю, Украине и "союзникам"
01:49
Летательные аппараты для китайской миссии по высадке на Луну в стадии разработки
24 апреля, 23:52
Открыт Форум космического сотрудничества КНР - Лат. Америка - Карибский бассейн
24 апреля, 23:20
Россия заблокировала резолюцию СБ ООН по неразмещению оружия в космосе 07:30
В России прошла международная встреча по вопросам безопасности 07:23
МИД КНР отверг обвинения о создании "избыточных производственных мощностей" 06:39
Сенат США одобрил выделение 95 млрд $ на помощь Израилю, Украине и "союзникам" 01:49
Глава ООН призвал мировых лидеров к борьбе с изменением климата к 2025 году 24 апреля, 22:00
Юрий Трутнев прибыл в Приморье с трехдневным визитом 24 апреля, 19:00
У проблемных строек в Приморье забрали бюджетные деньги 24 апреля, 17:05
В Приморье осталось четыре района, нетронутые муниципальной реформой. Кто следующий? 24 апреля, 15:10
Россия готова к взаимодействию со всеми в обеспечении глобальной безопасности 24 апреля, 14:10
Дальневосточные губернаторы доложат Трутневу во Владивостоке о мастер-планах 24 апреля, 12:55
Перешедший в собственность государства Дальнегорский ГОК в одночасье стал прибыльным 24 апреля, 08:57
В спецрайоне на острове Русском зарегистрирован 100-й резидент 23 апреля, 19:41
Совладелец ГК DNS заявил о планах вступить в партию "Новые люди" 23 апреля, 18:15
Китай призвал власти Косово прекратить эскалацию напряженности 23 апреля, 18:06
Заторы на железной дороге угрожают проведению посевной в Приморье 23 апреля, 12:28

Эксперты Приморья: "Убийцы" черного пиара - закон, общество и внутрипартийное единство

"Грязные технологии" всегда можно обернуть в свою пользу и нейтрализовать конкурентов, уверены частники круглого стола "Черный пиар и честные выборы"
16 февраля 2016, 15:30 Политика
Круглый стол по черному пиару Мария Бородина, РИА PrimaMedia
Круглый стол по черному пиару
Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Выборная страда 2016 года обострит желание использовать "грязные технологии" у недостаточно креативных политиков. Рассчитывать на то, что черный PR постепенно исчезнет из общественной и политической жизни Приморья не приходится — одним из подтверждений тому может служить недавний выборный сериал в Спасске. К таким выводам пришли участники круглого стола РИА PrmaMedia "Черный пиар и честные выборы", среди которых были политики, ученые, члены избирательной комиссии и общественные деятели. По мнению экспертов, пока те технологии, которые применяются в крае, во-первых, крайне легко позволяют вычислить заказчика и потому не достигают поставленной цели, и, во-вторых, работают против самого же инициатора их применения. Работа на опережение, открытость и доведение недостоверной информации до судебных исков — это то, что на самом деле способно нейтрализовать вред от "грязных технологий". Эксперты убеждены, что черный PR всегда был, есть и будет, и вопрос только в том, насколько своевременно удалось отследить применение "грязных технологий" и насколько продуманы контрмеры

Специфика 2016 года — выборы в Государственную думу и Законодательное собрание края — заставляют предполагать активизацию использования так называемых "грязных технологий" в публичном пространстве. Что можно противопоставить черному пиару, нужно ли и можно ли привлечь к ответственности распространителей недостоверной информации обсуждали на круглом столе РИА PrimaMedia “Черный пиар и честные выборы" политики, ученые и общественники. Тон дискуссии задал спикер Законодательного собрания края Виктор Горчаков, вспомнив о своем опыте столкновения с черным пиаром.

— Я лично нигде не использовал разного рода технологии в своей работе. Но если говорить об опыте столкновения с разного рода недостоверными технологиями, был в меня опыт в жизни. Еще в советские время на выборах в 1990 году я участвовал в выборах в Артеме, ходил на встречи, рассказывал о себе, все было очень симпатично, все говорили: "Какой ты молодец! У нас сомнений не вызывает!"

Расслабился я и был провален на выборах. Я не столько переживал из-за проигрыша — работы хватало, но мне было интересно, а почему же так? И я пошел по квартирам после выборов. И оказалось, что мой противник — по понятным причинам фамилию называть не буду — прошел по квартирам до выборов и максимально дискредитировал меня.

Я был очень изумлен и объяснил всем, с кем встречался, что это все совсем не так, — рассказал о своем опыте Виктор Горчаков.

Однако нынешняя избирательная кампания может оказаться значительно тяжелее, считает Виктор Горчаков, из-за политической и экономической ситуации, которая складывается в стране. И все же даже в таких условиях общение с избирателями по принципу "от двери до двери", где основой становится доверительное общение с людьми и честные ответы даже на самые сложные вопросы, по-прежнему может стать своего рода магической формулой победы на выборах.

1 из 3

Участники круглого стола с утверждением о том, что грядущая избирательная кампания окажется сложной, в большинстве своем солидарны. Однако, как отметила руководитель PR-департамента группы компаний "Акваресурсы" Ирина Горобец, еще ни одна кампания не была легкой и простой.

— Я не помню, чтобы кто-нибудь пришел и сказал: "Какая была легкая кампания! Просто отдохнул! Чудесные кандидаты, чудесно поработали!". Всегда избирательная кампания чем-то осложнена — внутриэлитными противостояниями, интригами, либо же сложной экономической обстановкой, которая складывается сейчас. И именно этим могут воспользоваться оппоненты "Единой России", выступая в предвыборной полемике. Я думаю, что конкуренция будет значительная, и, естественно, с высоким уровнем использования так называемых "грязных технологий",

— высказала свою позицию Ирина Горобец.

Использование экономических проблем как одной из ключевых тем в будущей избирательной кампании и игру на возникших сложностях прогнозирует и кандидат политических наук, заведующая кафедрой политологии ДВФУ Наталья Коломейцева. С ее точки зрения, именно вопросы экономики и затянувшегося кризиса будут играть первостепенную роль в предвыборной полемике, которая развернется уже в ближайшее время. Однако, по мнению политолога, для "Единой России" грядущая кампания окажется одной из самых легких.

— Как показало исследование Центра социальных инноваций "Черный куб", грядущая кампания будет одной из самых легких для единороссов.

Если еще летом людей волновали вопросы политики, причем, в мировом масштабе — санкции, война в Сирии, — то теперь все сконцентрированы на экономике. И, естественно, что идет консолидация вокруг фигуры Владимира Путина, у которого сохраняется высокий рейтинг. Точно также как и у "Единой России", которая последнее время воспринимается как некий локомотив реформ.

Тем более, что от оппозиционных партий люди не видят реальной работы в регионах. Но на этом фоне нельзя поддаться искушению и начать кормить людей "завтраками", обещая, что после их избрания станет хорошо и просто, — говорить Наталья Коломейцева.

Эксперты круглого стола РИА PrimaMedia практически единогласно сошлись на том, что сейчас в обществе есть очень большая усталость от пустых обещаний, равно как и от тех кандидатов, которые способны только говорить, не демонстрируя никакой реальной работы. Точно такая же усталость накопилась и от потока черного пиара – за годы, прошедшие с момента развала Советского Союза, жители России получили очень мощную прививку неверия не только в предвыборные обещания, но и в громкие обличающие скандалы. Кроме того, как отметили эксперты, за последнее время не появилось качественных примеров, которые не позволили бы сразу определить заказчика. Очень часто существенный вклад в очевидного того, откуда "растут уши", вносят и сами журналисты, не потрудившиеся более тщательно проверить предоставленные данные.

— Пару недель назад определенный ресурс распространил информацию, что компания, в которой я являюсь учредителем, вывела свои деньги в офшор. Статья тем более интересна, что в ней нет ни слова правды. Сейчас разбором этого занимается арбитражный суд, куда мы уже обратились. Тем более что, доказать наше неучастие в схеме компании, с которой мы оказали аффилированы и пострадали от их недобросовестных действий, более чем просто. Вся доказательная база у меня есть. Так вот, журналисты не потрудились поинтересоваться, как же на самом деле обстоит дело.

Но самое интересное, что некто из исполнителей данного заказа — не берусь гадать в силу каких причин — связывается со мной и предоставляет мне полную переписку с организатором, где прописана вся схема информационного "заказа" меня и моей семьи. Это является ярким примером не творческого и непродуманного черного пиара, который, в конечно счете, отразится и на самих же заказчиках.

Более того, изначально было очевидно, кто стоит за всей историей и сейчас такое "творчество" отразилось на имидже именно заказчиков всей истории. В дальнейшем я планирую довести дело до суда, как и необходимо поступать в таких случаях, — отметила председатель член совета директоров Тихоокеанской энергетической компании, автор и ведущая программы "Те, кто" Роза Чемерис.

1 из 4

Именно очевидность авторов вбросов, не качественность их исполнения в большинстве случаев оборачивается против самих же заказчиков, уверены эксперты круглого стола. Однако, несмотря на такую, уже не очень хорошую историю применения "грязных технологий", отказа от них, во всяком случае, на этих выборах не произойдет. Тем более, что сейчас появилась новая площадка для проведения заказной информационной кампании.

— Я считаю, что с каждым днем, приближающим нас к выборам, количество черного пиара будет становиться только больше. Тем более, что сейчас есть возможность не только разместить в СМИ какой-либо компрометирующей информации, но и организовать как бы "утечки" в социальных сетях, которые будут определяющими в формировании имиджа того или иного кандидата. И именно эти технологии будут в ближайшее время иметь определяющее значение. Ярким примером чего может стать пресловутая история про вертолет, которая расцвела пышным цветом именно в соцсетях и столь же очевидно продемонстрировала отсутствие креативного мышления у заказчиков, что, в конечном итоге, сработало против самих же организаторов, — заявил свою позицию депутат Законодательного собрания, журналист, член партии "Единая Россия" Дмитрий Новиков.

Позицию Дмитрия Новикова поддержала и координатор федерального проекта "Новые лица" в ДФО Майя Шалунова. С ее точки зрения, сейчас социальные медиа стали своего рода свалкой, которая, с одной стороны, является трендоформирующей средой, а, с другой, практически не регулируются никакими нормами законодательства.

— Среди людей, которые профессионально занимаются медиамаркетингом, давно уже секрет Полишинеля так называемые базы пользователей, которые как в стране, так и на уровне любого региона готовы разместить информацию за определенное вознаграждение. Эта возможность широко используется в социальных сетях и блогосфере, которые по сути стали большим черным рекламным рынком. При этом доказать причастность какого-либо конкретного человека к тому или иному информационному вбросу довольно сложно.

С тем, что в Приморье Интернетом охвачена относительно небольшая аудитория, спорить сложно, но надо учитывать два фактора. Во-первых, именно в Сети формируются тренды, которые потом получают развитие в традиционных СМИ. А во-вторых, именно в Интернете сидят люди, которые создают эти самые тренды и являются лидерами общественного мнения. С моей точки зрения, в рамках предстоящей избирательной кампании новые медиа будут застрельщиками ключевых информационных поводов, — считает Майя Шалунова.

— Самый популярный черный пиар сейчас — это покупка голосов. Мы все знаем о существующей практике, когда собираются паспорта, составляются списки, кто и за кого будет голосовать. Еще одной распространенной технологией сейчас является работа на понижение явки, когда после грамотно проведенной информационной кампании, люди просто не приходят на выборы и, в конечном счете, в парламент проходят строго определенные кандидаты, которые и являлись заказчиками данного вида технологий, — высказал свою позицию депутат Думы Владивостока, член партии "Справедливая Россия" Александр Юртаев.

1 из 5

Основная цель, которую ставят перед собой организаторы черного пиара, это, не работая на повышение имиджа своего кандидата, опорочить конкурента. Зачастую для того, чтобы опорочить человека используются совершенно посторонние истории, которые при ближайшей рассмотрении не имеют никакого отношения к самой публичной персоне, но могут быть использованы для того, чтобы создать негативное восприятие у будущих избирателей.

— Когда этот преступник сбежал, меня месяц терроризировали звонками, просьбами о комментариях. А в конце 2015 года, когда определяли самые громкие события года, то на втором месте после истории Тимура и Амура оказался преступник Беспалов. Именно так, без упоминания имени, отчества. Как это отразится на мне в дальнейшем сейчас сказать сложно. Но, надеюсь, что лишний раз хоть в бюллетень заглянут, — выразил пожелание депутат Законодательного собрания края, член КПРФ Владимир Беспалов.

Однако возможности у черного пиара не безграничны – выбирать в конечном счете будут люди. И вот если политиком была продемонстрирована активная работа, то разрушить его положительный имидж будет далеко не просто. Тем более, что любую технологию всегда можно обернуть против ее же автора. И именно с этой точки зрения черный пиар, равно как любой пиар вообще, даже полезен.

— Я прошел уже пять кампаний, причем, именно как одномандатник. Благодаря этому у меня сформировалось определенное отношение и к избирательным кампаниям, и к пиару, в общем, и черному, как к неотъемлемой части. Конечно, никто не спорит, что лучше бы черного пиара не было. Но, давайте быть честными, это невозможно – он был, есть и еще долго будет. Это нужно просто воспринимать как данность. Можно пытаться договариваться. Но самое главное, это быть готовым, быть во всеоружии. Кстати, может быть, это и хорошо, что есть черный пиар, так как он позволяет не расслабляться, всегда напоминает о том, что тебя оценивают. А для того, чтобы оценка была положительной, надо просто работать все время. По опыту хочу сказать, что избиратели чаще всего оценивают не по активности в Думе, не по предложенным законодательным инициативам, а по тому, что депутат конкретно сделал для дома, села или города. Если ты решал конкретные вопросы, то твои шансы велики. С черным пиаром надо бороться в течение всего срока депутатства активной работой,

— уверен депутат Законодательного собрания края, почетный президент ВГУЭС Геннадий Лазарев.

Впрочем, цвет пиара — черный, белый или серый — зависит исключительно от личного восприятия. Одну и ту же историю можно оценивать с совершенно разных позиций, и единым критерием, на который реально можно опереться при классификации случая применения "цветной" технологии, может быть только закон – насколько соблюдены требования законодательства Российской Федерации.

— С моей точки зрения, пиар может быть законным и незаконным. А черный, белый — это уже вопрос того, кто и как видит. Проблема использования или неиспользования технологий сомнительного качества, очень сложная и требующая определенного юридического вмешательства в том числе. Насколько я знаю, существуют две крайние позиции по регулированию выборов вообще — японская и американская. В Японии нет понятия: нельзя говорить что-то. Есть понятие: можно говорить вот это. И все. Вот берешь машину с рупором и говоришь: Уважаемые избиратели, голосуйте за такого-то. И все. Вторая форма — американская, где ограничения крайне незначительны. В штабе совершенно открыто действуют две группы: одна работает исключительно на белой стороне, формируя положительный имидж кандидата, другая же – занимается тем, что ищет любую информацию, порочащую конкурентов. И в последующем делает ее достояние общественности.

Но вопрос использования определенных технологий имеет и обратную сторону — если вы что-то делаете, будьте готовы, что это может обернуться против вас. Это естественно. Если же затрагивать уже упомянутую сегодня вертолетную историю, то, с моей точки зрения, любой, даже самый посредственный папарацци сделал бы материал лучше. С точки зрения общественной значимости, данным случаем мы можем пренебречь и забыть,

— говорит политолог Виктор Бурлаков.

Владимир Беспалов и Евгений Коровин

Владимир Беспалов и Евгений Коровин. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Практика применения черного пиара имеет давнюю историю и с той же частотой, как и в России, данная технология используется и зарубежными технологами, отметил редактор "Новой газеты" во Владивостоке Андрей Островский. Поэтому говорить об уникальности совершенно не приходится. И зачастую к активизации потока негативной информации приводят внутриэлитные конфликты и внутрипартийные разногласия.

— В первую очередь, вопрос в разумном противостоянии всей этой информации. По своему опыту, по наблюдениям, могу заменить, что, как правило, заказчик крайне четко просматривается и для того, чтобы понять, условно говоря, кто враг, далеко ходить не надо: зачастую таким инициатором компромата является коллега по партии. И здесь надо взвешенно, спокойно, что называется, разобраться внутри себя, в своих рядах, — говорит Андрей Островский.

Существует еще одна опасность применения черного пиара, о которой редко задумываются организаторы вброса. По мнению экспертов, кроме репутации политика серьезный ущерб наноситься имиджу территории, что способно привести к ухудшению экономической ситуации и подрывает легитимность власти.

— Естественно, что в преддверии выборов активизируются черные технологии, реализуя определенной успешности коммерческие проекты. И мне кажется, что по давней традиции, берущим свое начало еще в античном Риме, в такие дни людям хочется видеть зрелищ, не совсем обычных мероприятий. Однако зачастую и зрители, и разработчики не могут понять того, что главным пострадавшим окажутся люди. Ведь сильнее всего страдает репутация края, области, города, страны. Она теряет свою привлекательность в глазах инвесторов. Это очень существенный репутационный риск, — считает председатель Думы Артемовского городского округа Вячеслав Квон.

Вячеслав Квон

Вячеслав Квон. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Можно ли бороться с черным пиаром и, если да, то каким образом – этот вопрос так же был одним основных при обсуждении проблемы. Сейчас в законодательстве никак не определено понятие "черного пиара" и, следовательно, не предусмотрено никаких "карательных мер", которые можно было применить к инициаторам вброса. Впрочем, закон все же не так бессилен, как может показаться и недавно принятые поправки вполне способны стать защитой от возникающего у оппонентов соблазна излишне часто пользоваться недостоверной информацией.

— У нас последние годы просто законодательный бум в том, что касается сферы оборота информации, социальных медиа и интернета. Как медиаюрист, глядя на то количество законов, которые приняты за последние несколько лет, я понимала — готовятся к выборам. Итак, что же можно сделать? Самое просто и очевидное — если информация была распространена, то по разным критериям ее можно заблокировать и подать в суд. Минусом данного решения являются сроки – скорее всего, дело будет рассмотрено уже после того, как пройдут выборы. Существуют ли механизмы ускоренного решения вопроса? Да, генпрокуратура с февраля прошлого года может блокировать любой интернет-ресурс, без судебного решения. Убедить генерального прокурора принять такое решение может представление прокуроров республики, субъектов федерации. Это очень легкий, быстрый и активно используемый механизм. За прошлый год заблокировано было 407 ресурсов, некоторые из которых даже понять не могут за что,

— рассказала известный в Приморье медиаюрист Галина Антонец.

Еще одним механизмом остановки потока негативной информации может стать принятое деление на частную и представляющую общественный интерес. Причем, доказать второе довольно сложно и потому такие публикации могут быть легко изъяты из обращения, а ресурс, на котором они были размещены, будет либо заблокирован, либо на него наложат большой штраф. Кроме того, сейчас начал действовать и так называемый закон о забвении, который позволяет убирать из поисковиков негативные ссылки. Так что законодательство вполне способно помочь в борьбе с валом негативной информации, которая практически с неизбежностью появляется на любых выборах. Однако, по мнению экспертов, должен быть еще один рычаг воздействия – общественный контроль.

— Изменения в законодательстве – это очень большой блок, который можно поставить на пути черного пиара. Однако должно быть еще что-то. И с моей точки зрения, самое важное – это соответствующая общественная атмосфера, общественное регулирование. Это намного лучше, чем какие-либо юридические меры. Общество вполне способно само выступить в роли регулятора в этом вопросе, а правое регулирование должно быть вторичным, — уверен юрист, член Общественной палаты Евгений Коровин.

Важность общественного регулирования в вопросах противодействия черному пиару признали практически все эксперты. Намекнув, правда, что при определенной заинтересованности и этот механизм может "встать на сторону зла".

— Действительно, мероприятия в сфере общественного контроля вполне могут стать эффективным регулятором и сейчас соответствующий проект разрабатывается в Общественной палате Приморского края. Но это дело будущего. Я бы хотел обратить внимание присутствующих на то, что эти же мероприятия общественного контроля могут стать инструментом черного пиара, все зависит от того, как подойти к вопросу. Кстати, сегодняшнее мероприятие тоже своего рода общественный контроль за черным пиаром, — отметил член Общественной палаты Приморского края Виктор Старицин.

Победить "грязные технологии" может только слаженный триумвират: общество, закон и внутрипартийное единство. Однако до тех пор, пока такое единение не будет достигнуто, бороться с черным пиаром возможно при оперативной реакции на возникающий поток негативной информации и грамотном его использовании. За последние 20 лет практика применения подобных технологий показала их низкое качество, что позволяет не только определить заказчика, но и использовать его же оружие против него самого.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Черный пиар мимо нас не пройдет— приморские эксперты

Выборы 2016: Бизнес Приморья идет в атаку на власть

"Единая Россия" планирует на 80% обновить список кандидатов на выборы в парламент Приморья

Владивосток к новой Госдуме "порежут" пополам