Выборная страда 2016 года обострит желание использовать "грязные технологии" у недостаточно креативных политиков. Рассчитывать на то, что черный PR постепенно исчезнет из общественной и политической жизни Приморья не приходится — одним из подтверждений тому может служить недавний выборный сериал в Спасске. К таким выводам пришли участники круглого стола РИА PrmaMedia "Черный пиар и честные выборы", среди которых были политики, ученые, члены избирательной комиссии и общественные деятели. По мнению экспертов, пока те технологии, которые применяются в крае, во-первых, крайне легко позволяют вычислить заказчика и потому не достигают поставленной цели, и, во-вторых, работают против самого же инициатора их применения. Работа на опережение, открытость и доведение недостоверной информации до судебных исков — это то, что на самом деле способно нейтрализовать вред от "грязных технологий". Эксперты убеждены, что черный PR всегда был, есть и будет, и вопрос только в том, насколько своевременно удалось отследить применение "грязных технологий" и насколько продуманы контрмеры
Специфика 2016 года — выборы в Государственную думу и Законодательное собрание края — заставляют предполагать активизацию использования так называемых "грязных технологий" в публичном пространстве. Что можно противопоставить черному пиару, нужно ли и можно ли привлечь к ответственности распространителей недостоверной информации обсуждали на круглом столе РИА PrimaMedia “Черный пиар и честные выборы" политики, ученые и общественники. Тон дискуссии задал спикер Законодательного собрания края Виктор Горчаков, вспомнив о своем опыте столкновения с черным пиаром.
— Я лично нигде не использовал разного рода технологии в своей работе. Но если говорить об опыте столкновения с разного рода недостоверными технологиями, был в меня опыт в жизни. Еще в советские время на выборах в 1990 году я участвовал в выборах в Артеме, ходил на встречи, рассказывал о себе, все было очень симпатично, все говорили: "Какой ты молодец! У нас сомнений не вызывает!"
Расслабился я и был провален на выборах. Я не столько переживал из-за проигрыша — работы хватало, но мне было интересно, а почему же так? И я пошел по квартирам после выборов. И оказалось, что мой противник — по понятным причинам фамилию называть не буду — прошел по квартирам до выборов и максимально дискредитировал меня.
Я был очень изумлен и объяснил всем, с кем встречался, что это все совсем не так, — рассказал о своем опыте Виктор Горчаков.
Однако нынешняя избирательная кампания может оказаться значительно тяжелее, считает Виктор Горчаков, из-за политической и экономической ситуации, которая складывается в стране. И все же даже в таких условиях общение с избирателями по принципу "от двери до двери", где основой становится доверительное общение с людьми и честные ответы даже на самые сложные вопросы, по-прежнему может стать своего рода магической формулой победы на выборах.
Владимир Беспалов и Евгений Коровин. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia
Практика применения черного пиара имеет давнюю историю и с той же частотой, как и в России, данная технология используется и зарубежными технологами, отметил редактор "Новой газеты" во Владивостоке Андрей Островский. Поэтому говорить об уникальности совершенно не приходится. И зачастую к активизации потока негативной информации приводят внутриэлитные конфликты и внутрипартийные разногласия.
— В первую очередь, вопрос в разумном противостоянии всей этой информации. По своему опыту, по наблюдениям, могу заменить, что, как правило, заказчик крайне четко просматривается и для того, чтобы понять, условно говоря, кто враг, далеко ходить не надо: зачастую таким инициатором компромата является коллега по партии. И здесь надо взвешенно, спокойно, что называется, разобраться внутри себя, в своих рядах, — говорит Андрей Островский.
Существует еще одна опасность применения черного пиара, о которой редко задумываются организаторы вброса. По мнению экспертов, кроме репутации политика серьезный ущерб наноситься имиджу территории, что способно привести к ухудшению экономической ситуации и подрывает легитимность власти.
— Естественно, что в преддверии выборов активизируются черные технологии, реализуя определенной успешности коммерческие проекты. И мне кажется, что по давней традиции, берущим свое начало еще в античном Риме, в такие дни людям хочется видеть зрелищ, не совсем обычных мероприятий. Однако зачастую и зрители, и разработчики не могут понять того, что главным пострадавшим окажутся люди. Ведь сильнее всего страдает репутация края, области, города, страны. Она теряет свою привлекательность в глазах инвесторов. Это очень существенный репутационный риск, — считает председатель Думы Артемовского городского округа Вячеслав Квон.
Вячеслав Квон. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia
Можно ли бороться с черным пиаром и, если да, то каким образом – этот вопрос так же был одним основных при обсуждении проблемы. Сейчас в законодательстве никак не определено понятие "черного пиара" и, следовательно, не предусмотрено никаких "карательных мер", которые можно было применить к инициаторам вброса. Впрочем, закон все же не так бессилен, как может показаться и недавно принятые поправки вполне способны стать защитой от возникающего у оппонентов соблазна излишне часто пользоваться недостоверной информацией.
— У нас последние годы просто законодательный бум в том, что касается сферы оборота информации, социальных медиа и интернета. Как медиаюрист, глядя на то количество законов, которые приняты за последние несколько лет, я понимала — готовятся к выборам. Итак, что же можно сделать? Самое просто и очевидное — если информация была распространена, то по разным критериям ее можно заблокировать и подать в суд. Минусом данного решения являются сроки – скорее всего, дело будет рассмотрено уже после того, как пройдут выборы. Существуют ли механизмы ускоренного решения вопроса? Да, генпрокуратура с февраля прошлого года может блокировать любой интернет-ресурс, без судебного решения. Убедить генерального прокурора принять такое решение может представление прокуроров республики, субъектов федерации. Это очень легкий, быстрый и активно используемый механизм. За прошлый год заблокировано было 407 ресурсов, некоторые из которых даже понять не могут за что,
— рассказала известный в Приморье медиаюрист Галина Антонец.
Еще одним механизмом остановки потока негативной информации может стать принятое деление на частную и представляющую общественный интерес. Причем, доказать второе довольно сложно и потому такие публикации могут быть легко изъяты из обращения, а ресурс, на котором они были размещены, будет либо заблокирован, либо на него наложат большой штраф. Кроме того, сейчас начал действовать и так называемый закон о забвении, который позволяет убирать из поисковиков негативные ссылки. Так что законодательство вполне способно помочь в борьбе с валом негативной информации, которая практически с неизбежностью появляется на любых выборах. Однако, по мнению экспертов, должен быть еще один рычаг воздействия – общественный контроль.
— Изменения в законодательстве – это очень большой блок, который можно поставить на пути черного пиара. Однако должно быть еще что-то. И с моей точки зрения, самое важное – это соответствующая общественная атмосфера, общественное регулирование. Это намного лучше, чем какие-либо юридические меры. Общество вполне способно само выступить в роли регулятора в этом вопросе, а правое регулирование должно быть вторичным, — уверен юрист, член Общественной палаты Евгений Коровин.
Важность общественного регулирования в вопросах противодействия черному пиару признали практически все эксперты. Намекнув, правда, что при определенной заинтересованности и этот механизм может "встать на сторону зла".
— Действительно, мероприятия в сфере общественного контроля вполне могут стать эффективным регулятором и сейчас соответствующий проект разрабатывается в Общественной палате Приморского края. Но это дело будущего. Я бы хотел обратить внимание присутствующих на то, что эти же мероприятия общественного контроля могут стать инструментом черного пиара, все зависит от того, как подойти к вопросу. Кстати, сегодняшнее мероприятие тоже своего рода общественный контроль за черным пиаром, — отметил член Общественной палаты Приморского края Виктор Старицин.
Победить "грязные технологии" может только слаженный триумвират: общество, закон и внутрипартийное единство. Однако до тех пор, пока такое единение не будет достигнуто, бороться с черным пиаром возможно при оперативной реакции на возникающий поток негативной информации и грамотном его использовании. За последние 20 лет практика применения подобных технологий показала их низкое качество, что позволяет не только определить заказчика, но и использовать его же оружие против него самого.
Сайт использует cookies и сервисы сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и вашего удобства.
Продолжая посещение настоящего сайта я соглашаюсь на обработку, сбор, использование, хранение, уточнение (обновление,
изменение), обезличивание, блокирование, уничтожение моих персональных данных в соответствии с правилами использования сайта и
политикой конфиденциальности , в том числе согласен на обработку и передачу cookies.
На сайте используются рекомендательные технологии