- Галуст Цолакович, сегодня Контрольно-счетная палата (КСП) Заксобрания представляла отчеты об исполнении бюджетов ряда муниципальных образований Приморского края. Какие вопросы вызывают наибольшую озабоченность краевых депутатов?
- Исполнение бюджетов муниципальных образований важно для нас, поскольку, дотации из казны Приморского края для городов и районов региона составляют порядка 70% от объема их бюджетов, в одном муниципальном образовании - даже 82%. Фактически, большинство денег в бюджетах МО – краевые, и мы обязаны контролировать, как они расходуются.
Отчеты КСП показали, что есть ряд общих для многих муниципальных образований проблем в части наполнения доходной части: не выполняются программы приватизации, не собираются в полном объеме арендные платежи за муниципальное имущество.
Впрочем, муниципалитеты стараются исправить ситуацию, и она выравнивается.
Однако, в ЗАТО города Фокино к бюджетному планированию и исполнению бюджета относятся таким образом, что мы решили направить документы в краевую прокуратуру. Нарушения Бюджетного кодекса наблюдаются по всем параметрам, которые проверяла КСП. Бюджет принимался - с нарушениями, превышением предельного размера дефицита, и исполнялся - с нарушениями. Ситуация вопиющая, на мой взгляд, свидетельствует о систематическом невыполнении руководством закрытого административно-территориального образования своих прямых обязанностей. Либо о полной некомпетентности городской администрации.
Что касается других муниципальных образований, я посоветовал бы обратить самое пристальное внимание на необходимость завершить работу над схемами территориального планирования. Эти важнейшие документы находятся в разной степени готовности у разных муниципалитетов.
- В чем заключается важность схем территориального планирования для городов и районов?
- Крайний срок подготовки документов - до конца 2012 года. После этого вступает в силу запрет на резервирование земельных участков, перевод земель из одной категории в другую, и изъятие земель для государственных и муниципальных нужд при отсутствии схем территориального планирования. То есть, муниципалитеты не смогут никак оперировать своей землей, а это сегодня основной ресурс пополнения доходной части местных бюджетов.
- Согласно отчету об исполнении краевого бюджета за первое полугодие, по ряду направлений наблюдается существенное отставание в исполнении расходной части. Есть ли у депутатов опасения по поводу того, что на конец года на счетах останутся многие миллиарды неиспользованных средств?
- Особых опасений нет, поскольку процесс исполнения бюджета мы контролируем. Действительно, по итогам полугодия доходы краевого бюджета – 44 миллиарда, расходы – всего 34 млрд. рублей, и профицит значительный – 10 млрд.
На сегодняшнем заседании комитата выступали главные распорядители бюджетных средств - руководители подразделений администрации края, исполнение бюджета которых находится на низком уровне, от 20 до 30%.
Мы выслушали объяснения руководителей департаментов, причины задержек с исполнением разные, но, в общем, все они объективные.
Ведь, допустим, есть требования федерального законодательства, которые мы обязаны соблюдать. Директор департамента градостроительства Сергей Якушин сообщил, что исполнение задерживалось в связи с необходимостью проведения конкурсов на строительные заказы, госэкспертизы. И если в июле отставание было существенным, то на сегодняшний день ситуация совсем иная – финансирование строек саммита из федерального и краевого бюджетов находится почти на 90% от запланированного.
По линии здравоохранения доложил директор профильного департамента Владимир Кузнецов. Он сообщил: несмотря на то, что в первые 6 месяцев 2011 года исполнение бюджетных назначений было на уровне 28,4%, никаких сомнений в том, что до конца года мы израсходуем запланированные суммы, нет. В медицине России в целом, и нашего региона, в частности, проходит большая модернизация, крупные финансовые вливания поступают в учреждения здравоохранения из федерального и краевого бюджетов.
Департамент ведет планомерную работу по освоению этих средств.
Подобная же ситуация наблюдается по прочим направлениям: связь, молодежная политика, физкультура и спорт. К тому же, сейчас сентябрь, и по имеющимся данным, отставание в исполнении бюджета значительно сократилось.
- Как вы можете охарактеризовать проект краевого бюджета на 2012 год, который внесла в ЗС ПК краевая администрация, и который вы сегодня изучали на предмет соответствия требованиям законодательства?
- Согласно заключениям правового управления Заксобрания и Контрольно-счетной палаты, представленный законопроект соответствует всем требованиям. Поэтому комитет рекомендовал Совету Законодательного Собрания принять проект краевого бюджета на 2012 год к рассмотрению краевым парламентом. Основные параметры главного финансового документа будут рассмотрены депутатами в рамках следующего заседания нашего комитета и представлены на утверждение на очередной сессии уже 30 сентября.
На сегодняшний день, согласно проекту бюджета-2012, расходы и доходы краевой казны составляют 58 млрд рублей. Эти параметры представлены без учета федеральных средств, которые должны будут обозначить российские министерства и ведомства в ближайшее время.
Так что, в процессе дальнейшей работы над финансовым планом краевой бюджет будет наполнен инвестиционными программами – по линии саммита и прочими.
Но уже сейчас все социальные обязательства, которые регион несет перед жителями, учтены в бюджете в полном объеме. Документ вполне можно назвать социально ориентированным. Тем более, что доля расходов на социальные программы выросла по сравнению с нынешним годом.