Полчища бабочек атаковали леса и населенные пункты в Приморье. Миллионы насекомых откладывают яйца везде, где только возможно – на деревьях, кустарниках и других поверхностях. Жителей районов пугает нашествие мотыльков, многие с таким сталкиваются впервые, сообщает корр. РИА PrimaMedia.
"Сколько лет отдыхаю в Приморье, первый раз вижу столько мотыльков. Их на самом деле очень много. Как только вечереет, белая пелена летит к костру. Облепляют, фонари, забываются под полог палатки. Да и дети их пугаются, а на утро жутко смотреть на останки насекомых. Не знаю, с чем это связано, может быть радиация?", - говорят приморцы, чей отдых такое количество бабочек заметно подпортило.
Как рассказали в пресс-службе управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области, пугающие граждан бабочки – ничто иное как непарный шелкопряд, типичный лесной вредитель.
В настоящее время шелкопряд орудует на сотнях тысяч гектаров приморских лесов. Наиболее пострадали пять районов, в том числе Тернейский, Ольгинский и Партизанский. Судя по интерактивной карте "Фитосанитарное состояние Приморского края", не лучше складывается ситуация в Лесозаводском и Уссурийском городских округах, в Кировском и Кавалеровском муниципальных районах. А в селах Анучинского района из-за гусениц шелкопряда, которые поедают почки и листья практически всех деревьев, даже пришлось вводить карантин.
От нашествия непарного шелкопряда также пострадали Лазовский государственный природный заповедник имени Л.Г. Капланова и национальный парк ФГУ Национальный парк "Зов Тигра".
Специалисты прогнозируют, что площадь заражения расширится.
Справка: Гусеницы непарного шелкопряда повреждают почки и листья практически всех деревьев, включая хвойные. Среди любимых пород – дуб монгольский. При массовом размножении они оголяют леса на больших площадях, ослабляя их. Поврежденные насаждения теряют рост, объеденные плодовые деревья могут не плодоносить несколько лет. Гусеницы непарного шелкопряда младших возрастов способны распространяться ветром на расстояние до 1 км, бабочки способны преодолевать расстояние в 20 км.
Гусеница непарного шелкопряда, Фото с места события собственное. Автор фото: Юлия Пушкина, РИА PrimaMedia
"Вспышки массового размножения как непарного шелкопряда, так и розового непарника (родственный ему вид) в Приморье возникают раз в 4-5 лет. Точно объяснить, почему такая цикличность, достоверно нельзя. Может быть это связано с активностью Солнца, когда создаются благоприятные условия для зимовки. Зима должна быть сравнительно теплой, а весна относительно сухой, потому что во влажном климате кладки погибают. В этом году погода создала все необходимые условия для массового размножения непарника", - пояснил кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории энтомологии Биолого-почвенного института ДВО РАН Юрий Чистяков.
В основном непарник сейчас хозяйствует в южных районах вдоль восточного Сихотэ-Алиня, а также юго-западных районах края. Полчища бабочек замечены на территории Спасска-Дальнего, Лазо, Партизанска, Находки, Анисимовки. А вот за Уссурийском в сторону китайской границы такой численности непарного шелкоряда как раньше не наблюдается.
По словам ученого, самое страшное уже случилось, ведь массовый вылет уже произошел.
"Сейчас постепенно рождение новых бабочек будет сокращаться, все меньше они будут появляться на свет. Но останутся яйцекладки на столбах, на стенах домов. Через год-другой эта вспышка сойдет на нет. Тем более, что сейчас наблюдается распространение сопутствующих видов паразитов, которые паразитируют на яйцах, гусеницах, затем пойдут вирусные болезни и этот вид сойдет практически на нет", - говорит Чистяков.
Такое нашествие непарного шелкопряда практически ничем Приморью не грозит, уверен эксперт. Поврежденные деревья довольно быстро обрастают листвой. Правда, продуктивность дубняков несколько сокращается. "Желудя, естественно, будет поменьше, но большого горя от этого не будет", - считает представитель ДВО РАН. К слову, сейчас желудей довольно много, сохранились плоды даже на пораженных деревьях.
Напомним, вспышки массового размножения в 1982-1983 и 1991-1992 годах особенно запомнились но своим масштабам и последствиям. Они охватили огромные пространства вторичных лесов Приморского и Хабаровского краев и лесостепные районы Амурской области, в результате которых подвергались сплошному обезлиствлению площади по несколько десятков и сотен гектаров.