Бункеровка судов на рейде порта Славянка несет ряд потенциальных угроз. Главная опасность – угроза экологического характера. Даже небольшое количество пролитого в акваторию топлива может привести к значительному загрязнению акватории и гибели всего живого вокруг. Об этом корр. РИА PrimaMedia, комментируя ранее опубликованную агентством информацию, сообщил доктор биологических наук, главный научный сотрудник Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичева ДВО РАН Владимир Раков.
Напомним, что "непубличной" бункеровкой судов на рейде порта Славянка в Приморье могло заниматься судно, находящееся в пользовании ЗАО "Востокбункер". 16 мая 2014 года на рейде порта Славянка судно-бункеровщик "Владимир Высоцкий", принадлежащее группе компаний "Транзит ДВ", куда входит и ЗАО "Востокбункер", осуществляло маневры и действия, похожие на бункеровку иностранного судна на рейде.
- Я видел фото из вашего предыдущего материала. Не исключаю, что возможная бункеровка происходила по той причине, что судно имеет большую осадку. Вероятно, оно попросту не смогло подойти к причалу, - сказал Владимир Раков.
Владимир Раков, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia, Антон Балашов
По его словам, бункеровка на рейде может представлять опасность по нескольким направлениям.
– Во-первых, это риски навигационного характера. На рейде, в отличие от пирса, всегда повышенные ветровые нагрузки.
Судно попросту может сдуть за пределы канала, и оно сядет на мель.
Тем более, если это судно, заправленное топливом. Осадка у него увеличивается, до дна там остается метра два, это весьма рискованно. Вторая, и самая главная опасность – экологическая угроза. Проконтролировать разливы нефтепродуктов при бункеровке на рейде весьма проблематично. Судно находится в море, и контролеры отсутствуют вообще, либо если они и подходят, то постоянно же они там не будут стоять, болтаться на лодке, чтобы контролировать, произошел разлив или нет, - отметил специалист.
Владимир Раков уточнил, что если говорить о бункеровке у причала, там есть все соответствующие приспособления. При разливе нефть выливается на сам пирс, не в акваторию. У края причала всегда есть мазутосборные канавки и люки, куда попадает загрязненная нефтепродуктами вода, дальше она отстаивается и идет на вторичную переработку.
- В море, если произойдет разлив нефтепродуктов, он уже будет, естественно, не на причал, а прямо в акваторию, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Капля масла нефтепродуктов тонким слоем распространяется на несколько квадратных метров, а что говорить, если разлив будет даже в несколько литров.
При попадании в воду на обширной площади сразу же формируется маслянистая нефтяная пленка, которая препятствует поступлению кислорода из воздуха в воду, и таким образом под слоем нефтяной пленки может наступить нехватка кислорода для тех живых существ, которые там обитают. Это представители фито, зоопланктона, личинки рыб и сами рыбы.
При недостатке кислорода они просто гибнут.
Это помимо того, что сами нефтепродукты могут попасть в живые организмы. Кроме того, когда происходит даже незначительный разлив нефтепродуктов, то морские птицы, которые садятся на воду, при покрытии их перьев нефтяной пленкой, также фактически обречены на гибель. Раньше в той же Славянке возле рыбообрабатывающих предприятий была масса чаек, сейчас их практически нет, - заявил доктор биологических наук.
Для того, чтобы минимизировать риск разлития нефтепродуктов, необходимо соблюдать все требования техники безопасности, отметил Владимир Раков. Ликвидировать же разлив нефтепродуктов, по словам ученого, можно несколькими способами: на загрязненную нефтепродуктами поверхность сыплют химические реагенты, в "примитивных условиях" - рассыпают даже древесные опилки. Живые организмы также участвуют в ликвидации, например, мидии способны активно утилизировать нефтепродукты, сообщил биолог.
- Со временем нефтяная пленка превращается в мазутообразное вещество типа асфальта и оседает на дно, где хранится очень длительное время.
Пройдут столетия, пока эти донные отложения не разложатся окончательно.
Поэтому, загрязнения Славянского залива в этом случае обеспечены, если будут проливы за борт судна, которое бункеруется или бункерует на рейде, - подвел итог специалист.
Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, Приморская межрайонная природоохранная прокуратура не владеет информацией по вопросам бункеровки судов на рейде порта Славянка компанией "Востокбункер". Это следует из официального ответа на запрос редакции. Транспортной прокуратурой края проверки такого вида деятельности ЗАО "Востокбункер" также не проводились.
Также отметим, что ЗАО "Востокбункер" уже не в первый раз оказывается в центре внимания общественности и властей в связи с экологическими проблемами. В прошлом году жители Славянки утверждали, что в ночное время ЗАО "Востокбункер на открытом воздухе разогревает емкости с мазутом паром. Из-за этого невидимое облако с неприятным запахом окутывало весь поселок. В ситуацию тогда пришлось вмешаться властям края.