При входе в диспансер – правдивое объявление: "В учреждении ведется видеонаблюдение." И тут же, на потолке, сканируя каждого входящего, - видеокамера.
У лаборатории очередь. В кабинете, мучаясь за ширмочкой, натягивает штаны гражданин. Над его головой установлены целых два неусыпных "глаза" – попробуй-ка, увернись!
Сегодня обе камеры стыдливо прикрыты бумагой. Один из врачей, мой нелегальный экскурсовод, выводит меня в коридор. Выбираем место поукромнее, чтобы, опять же, не засветиться. И врач шепчет, что видео в лаборатории – это грубейшее нарушение прав человека и врачебной тайны. Хорошо, бумажки надели на аппаратуру. Это после скандала. Один из пациентов разбушевался, грозил судом и прокуратурой.
Особо нервная обстановка у кабинетов врачей-венерологов. Тут тоже все "под колпаком". На лицах посетителей – тоска зверя в капкане.
Главврач диспансера Ольга Искандарова сменила своего предшественника около года назад и решила сделать все, чтоб профилактика и лечение кожвензаболеваний стали максимально… прозрачными. Говорят, к тотальной слежке ее подвигли внутренние безобразия. Последней каплей стал факт, когда одна из врачей выдала незаконное разрешение на жительство нескольким десяткам китайцев. Кроме того…
- У нас действует стационар, - рисует обстановку Ольга Васильевна. – Там лежит особый контингент. В учреждении процветало воровство. То шуба пропадет у врача, то деньги из кассы. И к медперсоналу есть претензии: курят в неположенных местах. А теперь – смотрите-ка…
Оглядываюсь – у стены напротив стола главврача большой дисплей. Экран разбит на квадратики - зоны видеонаблюдения. Удобно, наглядно: жизнь диспансера в разрезе.
- Теперь все под контролем, - не скрывает удовлетворения моя собеседница. – Мы ничего не нарушаем и действуем не самовольно, а в соответствии с федеральным законом по борьбе с терроризмом и законом Приморского края о программе по комплексным мерам профилактики и борьбы с преступностью.
- А в лаборатории - особо опасная зона?
- Да нет, камеры там установили ошибочно. Мы закрыли аппаратуре обзор, - подтвердила уже увиденное главврач.
Единственный вопрос, на который я не получила ответа: сколько хранятся и как используются материалы видеонаблюдения?
В общем, собрался в диспансер – надевай широкополую шляпу, темные очки, накладную бороду и парик. Увы, других гарантий соблюдения врачебной тайны здесь сегодня не дают. Да и врачи "под колпаком". Ремонт с установкой контролирующей аппаратуры здесь в самом разгаре. Персонал опасается, что в кабинеты протянут и прослушку.
Комментарий специалиста
Владимир Ушаков, уполномоченный по правам человека в Приморском крае:
- По-моему, впервые в России в краевой лечебнице организовывают видеонаблюдение. Это грубо нарушает правовые нормы, ведь сам факт обращения человека за медицинской помощью является врачебной тайной. Поэтому приходится удивляться самонадеянности руководителей, которые грубо попирают закон. Эту статью мы перешлем в краевую прокуратуру с просьбой рассмотреть указанные факты и привлечь виновных к ответственности.