- Объективно результаты по русскому и математике неплохие. Более того, они значительно лучше, чем мы предполагали. По нашим ожиданиям, без аттестатов могли остаться от 200 до 300 тысяч ребят, то есть примерно 20 процентов всех "егэшников". К счастью, таких оказалось в 10 раз меньше - 20 тысяч.
- Но для них это настоящая трагедия. Что посоветуете делать этим ребятам?
- Не надо относиться к этому как к року судьбы. Можно ведь по итогам аттестации за
9-й класс уже сейчас поступать в техникумы и колледжи. И там наверстать знания. И поступить в вуз через эту "ступеньку".
- Что больше всего тревожит школьников и родителей в экзаменационную пору?
- Основные переживания связаны со сроком проверки материалов. Наши ребята не привыкли к такому долгому ожиданию. Ведь до ЕГЭ, когда экзамены писали в своих школах, результат был известен уже через день-два. А сейчас подсчет баллов ведется в течение 8 дней после экзамена. До сих пор непривычно, что работы проверяются не на месте, в школе, а "уезжают" в центр обработки информации.
- 500 звонков в день экзамена по русскому языку, 300 - в "математический" день. Кто звонит чаще?
- С каждым годом все активнее становятся сами выпускники. Знают свои права, знают когда и главное - куда обратиться за помощью.
- Чем вызван такой шквал обращений в день экзамена по русскому языку?
- Русский всегда был самым "активным" по звонкам. Но вопросы в основном связаны с организацией экзамена. Жаловались на то, что детей не пускали на экзамен: кто-то забыл паспорт, кто-то потерял. Хотя есть вполне четкая инструкция, что делать в таком случае. С группой детей из каждой школы в пункт проведения экзамена приходит сопровождающий педагог. Если у ребенка нет документа, учителю достаточно удостоверить личность школьника и подписать соответствующую бумагу. Все. Инцидент исчерпан.
Но "рекордсменом" стал вопрос о том, как заполнять бланки, причем в определенном задании - восьмом из части "В". В ответе требовалось перечислить несколько вариантов. А как их разделять - запятой, пробелом, еще каким-то знаком - школьникам не разъяснили. Мы переговорили с разработчиками программного обеспечения, которое обрабатывает контрольно-измерительные материалы. Они успокоили: при любом написании ответы будут считаны верно.
Были вопросы и по детям-инвалидам. Во всех нормативах ЕГЭ прописано: у ребенка с ограниченными возможностями есть право выбора - проходить итоговую аттестацию в форме ЕГЭ в щадящем режиме или обычным способом. В некоторых регионах директора школ предпочли вовсе не говорить ребятам о такой возможности выбора и по умолчанию отправляли их сдавать ЕГЭ вместе со всеми.
- Интернет кишит рассказами о том, как на экзамен удалось пронести мобильники.
- Это культура сдачи экзаменов. Как бороться? Я за установку в пунктах проведения экзаменов камер наблюдения. В коридорах, классах, туалетах. Да, ведь именно там есть единственная возможность у школьника получить какую-то подсказку, в том числе и через мобильный телефон. Камеры помогут не только выявить нарушителей среди выпускников, но и недобросовестных педагогов. Были уже случаи, когда кому-то не давали на экзамене дополнительный бланк для выполнения заданий части "С", а педагоги потом уверяли, что ребенок просто не попросил эти листы. Как докажешь? А была бы видеозапись - все бы выяснилось в считанные минуты.
- По математике звонков было меньше. С "царицей наук" справиться легче?
- Основной вопрос - можно ли использовать калькуляторы. В правилах четко сказано, что нет. Но школьники, видимо, пока все еще надеются, а вдруг можно. Часто рассказывали о нехватке дополнительных бланков. Даже постфактум позвонил педагог: мол, его школьников держали в классе до полпятого и не давали бланков "С". Мы сначала удивились - ведь основные бланки запечатаны в пакете и раздаются все вместе. Потом выяснилось, что речь шла как раз о дополнительных. Регион недооценил количество ребят, которые могут приступить к решению задач самой сложной части "С", да еще и попросить добавочные листы. Вот и пришлось ждать, пока их подвезут.
Кстати, частая в нынешнем году проблема - потеря работ. В основном это происходит, когда полностью совпадают имя, фамилия и отчество. Таких случаев уже около двух тысяч. Машина, которая сканирует работы, "склеивает" бланки под одного человека. В результате в итоговой таблице с баллами ребенок просто себя не найдет. Мы тщательно разбираемся, где произошла "склейка" - в регионе или уже в федеральном центре. Думаю, это подтолкнет регионы к введению дополнительных опознавательных знаков - типа пароля или кода региона.
- Стрессовых ситуаций в дни ЕГЭ хватало. С требованием компенсации за моральный ущерб еще никто не обращался?
- Надеюсь, до этого не дойдет.
- Спрашивали не раз, что делать, если экзамены по выбору, необходимые ребенку, назначены на один день?
- Никаких проблем: второй экзамен переносится на резервный день. Вообще, большое количество "горячих линий" в дни экзаменов очень полезно не только школьникам, но и нам, и разработчикам. Обнаруживаются такие пробелы, которые со стороны трудно заметить.
Как сообщили РИА PrimaMedia в управлении образования администрации Владивостока, в целом выпускники школ Владивостока успешно сдают экзамены в форме ЕГЭ. В основном они набирают намного больше минимального порога баллов. Однако, завтра выпускники школ города, не преодолевшие минимальный порог баллов по обязательному предмету – русский язык, пойдут на его пересдачу. Во Владивостоке 262 учащихся будут использовать свой второй и последний в этом году шанс, сдать русский язык, чтобы получить аттестат об окончании средней школы. Вторая попытка сдать ЕГЭ по математике, если минимальный порог не преодолен, будет дана выпускникам 20 июня. Пересдавать "царицу наук" во Владивостоке отправятся 185 ребят.