ВЛАДИВОСТОК, 17 июня, PrimaMedia. Жертвами растущей жестокости морских пиратов, орудующих в районе Африканского Рога, могут стать моряки торгового флота. Об этом на заседании круглого стола по проблемам борьбы с пиратством, состоявшемся накануне во Владивостоке, сообщил президент Дальневосточной Ассоциации морских капитанов Петр Осичанский.
Аденский залив – важный район мирового судоходства, через него пролегают маршруты и судов из Приморья. Так, в ноябре на теплоход ДВМП "Капитан Маслов" напали пираты, но экипаж проявил мужество и сумел отразить атаку морских разбойников. Долгое время флибустьеры удерживали в заложниках экипаж и морской буксир "Корсаков", шедший из Европы на Сахалин.
Как отмечали участники круглого стола, если раньше пираты грабили суда. То сейчас они поняли, что выручат гораздо больше денег, захватывая моряков в заложники, и требуя огромный выкуп.
Кому уходят добытые миллиарды
- Сегодня пираты уже не те, что прежде. Раньше это были просто судовые воришки, которые воровали на судах технику, краску. Сейчас речь идет о миллиардах долларов.Пираты имеют на вооружении автоматы Калашникова, быстроходные катера, обладают информацией о перемещении судов и грузах, которые они перевозят.
"Знать, откуда идет пароход, с каким грузом - это надо иметь свои источники информации", - сказал он. "Хотя сами сомалийцы необучены, не организованы", - сказал он.
Эксперт полагает, что к нападениям пиратов причастна международная преступность.
- Я не могу согласиться с тем, что это делают бедные сомалийские крестьяне. Подозреваю, что они эти миллиарды даже не видят. Скорее всего, их используют. Кто использует – это другой вопрос. Надо думать, что их могут использовать и террористы, и международная преступность, которая на этом зарабатывает большие деньги.
Если бы пираты брали эти деньги только для себя, то они давно бы уже наелись. И перестали заниматься пиратством.
Орудующие в Аденском заливе морские разбойники становятся все более жестокими.
-Пираты почувствовали активизацию борьбы с ними, ведь уже были случаи когда в них стреляли. И ранили, и стали вести себя более жестоко.
В СМИ появились сообщения, что пираты жестоко обращаются с украинским экипажем захваченного судна "Ариана". Я не исключаю, что появятся жертвы среди моряков торгового флота.
Ситуация может ухудшиться
Эффективной борьбе с пиратством препятствует отсутствие международных законодательных норм.
- Международное сообщество не выработало норм по борьбе с пиратством. Международные и российский профсоюз моряков, международное сообщество капитанов уже обращались с просьбой в ООН выработать такие нормы, но результата пока нет,- сказал Осичанский.
- Европейцы очень строго относятся к правам человека, и пока суд не признал подозреваемого пиратом, он не преступник. Сейчас ни судовладельцы захваченных судов, ни дипломаты не имеют в своих руках эффективного международного закона, все сводится лишь к переговорам и попытке скрытно сбить сумму выкупа, запрошенную морскими разбойниками.
Международный закон, направленный на усиление борьбы с морским пиратством, ООН уже предлагали принять международные морские организации, крупные судовладельцы.
В этом законе, по их мнению, необходимо дать правовую оценку понятию "пиратство", узаконить методы борьбы с ним, поиск и наказание пиратов. Ряд экспертов считает, что для этих целей необходимо создать своего рода морской Интерпол, - считает он.
По официальным данным, количество пиратских нападений в мире растет, в 2008 году их зарегистрировано 293, из них 111 совершены в районе Аденского залива.
Пиратство во многом подобно организованной преступности, которая из малого вырастает в большое. Исторический опыт, как заключили участники круглого стола, показывает. Что побороть пиратство можно, лишь уничтожив их базы на берегу. Но пока морские разбойники орудуют в морях, к нападению должны быть готовы и моряки судов, проходящих через эти районы. С моряками необходимо проводить инструктажи. Главная задача экипажа, подвергшегося нападению пиратов, не допустить захвата заложников, и оповестит военных о совершенном нападении.