ВЛАДИВОСТОК, 10 декабря, PrimaMedia. Россия и Китай реализуют на Дальнем Востоке ряд крупных проектов. Генеральный директор компании Optim Consult International Co., Ltd и Omega-m Logistics Co., Ltd (Гуанчжоу, Китай) и гендиректор промышленной группы ToolPex Industrial Group (TIG), САР Гонконг. Евгений Колесов объяснил в интервью кор. РИА PrimaMedia, почему России сегодня важно не упустить выгодные экономические перспективы.
- Евгений Викторович, по вашему мнению, насколько активно сегодня проявляют китайские бизнесмены интерес к развитию перерабатывающих производств на территории Дальнего Востока?
- Безусловно. Например, большой интерес китайцы проявляют к открытию деревообрабатывающих производств на территории России - это связано с тем, что Россия увеличила экспортный налог на поставки древесины. Открытие подобных фабрик имеет два положительных момента для РФ. Первое - китайцы таким образом передают нам свой опыт и новые технологии. Второе - способствуют развитию региональной экономики путем увеличения налоговых поступлений и созданию новых рабочих мест для россиян.
Для Китая такой расклад также весьма благоприятен. Приведу пример - небольшая деревообрабатывающая китайская фабрика в России получает около $300 тысяч ежегодно. Последующий экспорт переработанной продукции позволяет не только избежать экспортного налога, но и примерно на 40% сократить транспортные расходы. Ведь если ранее, допустим, деревянные палочки производились на территории всего Китая из российской древесины, и после этого поставлялись в Японию и Южную Корею, то сегодня есть возможность производить такие же палочки сразу на территории Дальнего Востока, отправлять в близлежащую провинцию Хэйлунцзян, а откуда экспортировать в другие страны. Согласитесь, выгодный механизм.Еще один пример очень удачного сотрудничества такого рода - открытие промышленного парка в Уссурийске, где производится обувь с припиской "Сделано в России" из китайских полуфабрикатов. Позже она поставляется по Транссибу в другие города России и страны СНГ. Для китайцев этот проект очень важен еще и потому, что помогает избегать серых таможенных схем таможенной очистки и не терять время на простоях на таможне, в результате которых зачастую "проваливается" сезон горячих продаж. Отдельно хочу сказать, что если такой механизм начнёт работать без сбоев, китайцы могут активно заняться производством на Дальнем Востоке.
Справка:
Колесов Евгений Викторович, генеральный директор компании Optim Consult International Co., Ltd и Omega-m Logistics Co., Ltd (г. Гуанчжоу, провинция Гуандун, Китай). Генеральный директор промышленной группы ToolPex Industrial Group (TIG), САР Гонконг.
Членство:
- Международная Ассоциация Исследователей ESOMAR (Голландия);
- Союз переводчиков России и Международная ассоциация переводчиков;
- Некоммерческое партнерство "Гильдия маркетологов", Россия.
Образование:
2003 г. - 2006 г. - Московский гуманитарный университет, аспирантура;
2001 г. - 2003 г. - ИСАА при МГУ им. Ломоносова, межвузовский факультет китайского языка;
1998 г. - 2003 г. - Московская гуманитарно-социальная академия, юридический факультет;
1999 г. - 2001 г. - школа А. А. Зиновьева, курс - "Методология научного исследования";
1997 г. - 1999 г. - Северо-Восточный сельскохозяйственный университет г. Харбин, Китай, специальность - "Управление промышленными предприятиями".
- Каковы перспективы развития совместных инновационных российско-китайских проектов?
- С 1990-х гг Россия и Китай сделали важные шаги в области инноваций. За это время Китай приглашал более 10 тысяч экспертов из России и стран СНГ для развития инновационных проектов в области машиностроения, легкой и химической промышленности, биологии, геологии, металлургии, сельского хозяйства, информационных технологий, медицины и экологии. Собственно говоря, несмотря на интенсивное экономическое развитие, Китай до сих большей частью использует европейские и российские инновации, китайским пока принадлежит лишь небольшая доля. Развитие инновационного сотрудничества Китая с Россией возможно по 2-м вариантам. Первый - Россия обеспечивает технологии, а Китай производственную базу, капитал и рабочую силу. В таком случае по окончании проекта и российские, и китайские партнеры получают совместные патент и право интеллектуальной собственности. Второй - Россия непосредственно продает свои технологии в Китай. И та, и другая формы сотрудничества получили достаточно широкое распространение.
В общем можно отметить, что с тех пор, как в 1997 году был утвержден Российско-китайский комитет по науке и технологиям, сотрудничество в этом направлении существенно продвинулось. Хотя оно до сих пор не настолько тесное и плодотворное, как могло бы быть. Крупномасштабных проектов реализуется мало. Считается, что это происходит потому, что после распада СССР Китай предполагал, что технологический потенциал России значительно уменьшится, и намеревался импортировать технологии главным образом из США и стран Евросоюза. Однако на практике оказалось, что США и ЕС не желают продавать высокие технологии Китаю, их сотрудничество в основном ограничивается сферой метеорологии и экологии. И именно Россия может предложить Китаю необходимые ему технологии (в частности, в военной области).
Другая причина столь медленного развития инновационного сотрудничества России и Китая заключается в том, что обе стороны предлагают низкую оплату труда специалистов, препятствую эффективному взаимодействию. Если проблема финансирования работы специалистов решится, то можно ожидать более интенсивного сотрудничества наших стран в этом направлении.
- Евгений Викторович, в последнее время мелкий китайский бизнес заметно свернул свое присутствие в Приморье. В чем причина?- Это результат того, что ужесточилась борьба с серыми схемами таможенной очистки, колебания рубля, а многие бизнесмены ушли с рынка в результате кризиса и возникших в результате этого финансовых проблем. Но хотя это и "мелкий китайский бизнес", нельзя не уделять ему достаточно внимания, потому что приграничная торговля, зародившаяся, кстати, между нашими странами 300 лет назад - это существенная часть внешнеторгового оборота. Необходимо поощрять двусторонний бизнес, но, естественно, жестко контролировать, чтобы все осуществлялось в рамках закона.
- На ваш взгляд, реально ли возникновение на территории Приморья чайна-таунов, где будут компактно проживать граждане КНР?- По статистике, в период с 1992 по 2006 годы около 17 000 китайцев иммигрировали в Россию, в это же время более 10 000 русских иммигрировали в Китай. Это вполне естественный процесс. Россия - это не США, где собраны люди из разных стран, поэтому возникновение в нашей стране, где 80% населения - русские, чайна-таунов - маловероятно. Китайцы приезжают в нашу страну в основном по бизнесу и, как правило, всегда возвращаются назад. В то же время у россиян (особенно дальневосточников) сейчас очень популярны покупки китайской недвижимости в приграничных городах, привлекательной за счет своей низкой цены. Они также могут какое-то время жить за границей, но тоже возвращаются на Родину.
- Северо-восточный Китай становится крупным потребителем российской электроэнергии и энергоресурсов. Означает ли это закрепление за Дальним Востоком РФ роли энергетического придатка КНР?
- Экспорт больших объемов сырья и развитие экономики страны не противоречат один другому. Канада и Австралия, допустим, тоже экспортируют большие объемы сырья в течение длительного периода времени, однако они до сих пор не стали ничьими сырьевыми придатками.
Здесь мы напротив должны рассматривать ситуацию как выгодную для России - потому что таким образом Россия приобретает возможность активизировать свое участие в развитии азиатского северо-восточного региона. Кстати, в октябре этого было озвучено решение Китая, Японии и Южной Кореей об утверждении Восточноазиатского сообщества, где Дальнему Востоку нашей страны предлагаются очень выгодные экономические перспективы.
Для России важно не упускать подобной возможности. Не стоит бояться разговоров о сырьевом придатке Дальнего Востока Китаю. Нам важно развивать те направления, которые дают деньги, однако особо подчеркну, что часть прибыли от поставок сырья необходимо вкладывать в создание перерабатывающих предприятий. Это позволит региону зарабатывать значительно больше денег.
Китай поставил себе цель сделать возможным увеличение потребление энергии до 15% - и сейчас целенаправленно идет к этому, экспортируя ее из различных стран мира, в том числе, и из РФ. Россия не препятствует этому, а напротив, стимулирует, осознавая свои преимущества при таком раскладе. Можно предположить, что Китай, в свою очередь, не намерен уменьшать объемы поставок из России (хотя и мог бы при необходимости найти выход из ситуации в лице других иностранных поставщиков) по той причине, что в таком случае проблема отношений между двумя странами приобрела бы уже явную политическую окраску.