Стоит ли беспокоиться?
"Подсчитано, что в Японии в среднем происходит четыре землетрясения в день. В российско-японских отношениях "землетрясения" бывают гораздо реже, но последние месяцы их "трясет" как никогда прежде. В чем дело, что изменилось в природе двусторонних отношений? - задается вопросом Владимир Кожевников. - Ведь мы помним, что в 2008-2009 годах контакты между нашими странами были достаточно активными, в том числе и на высшем уровне. А когда к власти в Японии пришла Демократическая партия страны, у большей части политиков и экспертов в России, да и в самой Японии, появились большие надежды на улучшение отношений. Но события последних месяцев, начавшиеся с визита Президента РФ Дмитрия Медведева на остров Кунашир в ноябре 2010 года, привели двусторонние отношения к беспрецедентному обострению.
Японская сторона восприняла этот визит и последующие поездки российских политиков на Курилы очень болезненно. Апогея ситуация достигла после 7 февраля, который отмечается в Японии как "День северных территорий", когда последовали беспрецедентные заявления премьер-министра Нато Кана и жесткие заявления министра иностранных дел Сэйдзи Маэхара. Эта позиция Японии вызвала резкую критику в России, как среди политиков, так и средств массовой информации. Общественность обеих стран также была взбудоражена.
Все, что произошло в двусторонних отношениях, воспринималось, как гром среди ясного неба. А так ли это было неожиданно? Долгое время российско-японские отношения развивались по параллельным линиям: Япония говорила о приоритете решения территориальной проблемы, Россия - о приоритете торгово-экономических отношений. И все к этому привыкли. Первый звонок, предупреждающий о возможном столкновении, прозвенел летом 2009 года, когда в Японии приняли закон о мерах по ускорению процесса возвращения "северных территорий", в котором были вписаны слова о том, что четыре острова являются "незаконно оккупированной исконно японской территорией". Это вызвало резкую негативную реакцию в России. И вот произошло еще более жесткое столкновение. Почему? Мне кажется, неожиданным для многих это стало по одной причине: часто в двусторонних отношениях мы выдавали желаемое за действительное. И редко задавались вопросом, какое же место в политике друг друга занимают наши страны.
Японской стороне непонятна позиция России
Если внимательно почитать документы обеих стран, определяющие стратегические перспективы, то видно, что Азиатско-Тихоокеанский регион во внешней политике России занимает 4-е место в приоритетах после СНГ, Европы и США. В АТР для России на первых местах стоят Китай и Индия, и только потом Япония. В японских "Голубых книгах" по вопросам дипломатии России традиционно отводится 5-6 места в списке дипломатических приоритетов.
С приходом к власти в Японии Демократической партии в России, впрочем, как и в Японии, появилась определенная эйфория, ожидание близких перемен в двусторонних отношениях. Все мы помним прогнозы о скором решении территориального вопроса и заключении мирного договора. Но именно при правительстве демократов двусторонние отношения обострились так, как никогда не бывало при либерал-демократах.
В конце концов, в двусторонних отношениях возник конфликт, которого еще не знала современная история российско-японских отношений. Причем, реакция была довольно резкой в обеих странах. В России выражали главным образом недоумение реакцией японской стороны на визиты президента и других российских политиков на Курилы (думаю, это недоумение было несколько искусственное, так как реакция Японии легко прогнозировалась и была ожидаемой). В Японии же реакция была очень обостренной. Иногда даже неприличной, как мне кажется. Чем была вызвана такая реакция?
Во-первых, думаю, неудачами в экономике и падением популярности в стране правящей Демократической партии Японии (ДПЯ).
Во-вторых, неопытностью лидеров ДПЯ во внешней политике, о которой говорят все комментаторы, что привело к обострению территориальных проблем с Китаем и Южной Кореей. Отсюда "шараханье": от оптимизма Хатояма, который планировал решить территориальный вопрос в ближайшее время, до некорректности Кана, которая привела к обострению отношений.
В-третьих, сказалось опасение, что интерес к территориальной проблеме в Японии среди населения не так высок, как это представляется правительством. И это действительно так: по данным опроса общественного мнения, проведенного кабинетом министров в ноябре 2008 года, получилась картина несколько неожиданная. Например, печальные результаты для правительства были в ответах на вопрос: "Желали бы Вы принять участие в движении за возвращение северных территорий?". Ответы распределились следующим образом: "активно желаю" - 2 %, "если была бы возможность, принял бы участие" - 32,5 %, "особо не желаю" -36,2, "нет желания" - 22,8 %! Это отличается от картины, которую рисует правительство, говоря о единодушной поддержке движения за возвращение "Северных территорий". А может быть, в этом-то и кроется причина столь бурной реакции японской стороны на поездку на Курилы Дмитрия Медведева и все остальные поездки, включая визит министра обороны? Это был хороший повод привлечь внимание и сплотить народ вокруг правительства на основе национальной надежды сохранить Сэнкаку, Такэсима и добиться возвращения Южных Курил, несколько уменьшившейся после "прокола" японской дипломатии в споре с Китаем насчет островов Сэнкаку.
Реакция японской стороны должна была последовать, и она последовала. Но если российское руководство хотело дать понять японской стороне, что не намерено идти на уступки Японии и передавать ей острова, то, может быть, стоило сказать об этом откровенно и однозначно. В результате инцидента в российском обществе все больше и больше получает распространение именно такая точка зрения. А пока японская сторона ориентируется на предшествующую позицию России, не очень определенную и вольно и или невольно, дававшую Японии надежды на возможность решения территориальной проблемы по японскому сценарию. Не случайно профессор Мацудзато на днях так и сказал: "Россия должна четко объявить свою позицию по островам... Сейчас некоторые в Японии полагают, что Россия не хочет возвращать даже эти два острова. Если мы неправильно понимаем ситуацию, вы должны помочь нам ее верно интерпретировать". Именно непониманием позиции России и объясняются все последние действия и заявления японской стороны.
Совместно осваивать Курилы японцы не согласятся
Прошедшие в пятницу 11 февраля переговоры министров двух стран практически не привели к сближению позиций. Положительным результатом стал факт переговоров, а также взаимное согласие на экономическое сотрудничество. И здесь есть определенный задел и перспективы. По итогам 2010 года двусторонний товарооборот вышел на уровень 20 млрд долларов, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2009 года (13,6 млрд долларов) на 47 %. В результате Япония поднялась с 11-го на 9-е место в списке торговых партнеров России. Объем накопленных японских инвестиций в российской экономике по состоянию на конец июня 2009 года превысил 8,6 млрд долларов (рост в 1,4 раза к аналогичному периоду 2008 года). И перспективы для дальнейшего роста существуют. Главное здесь убедить японскую сторону во взаимовыгодности такого сотрудничества. Когда японцы видят конкретную выгоду, они идут на сотрудничество, даже если политическая ситуация кажется внешне неблагоприятной. И пример экономических связей с КНР и Южной Кореей говорит об этом. Правда, это не касается сотрудничества на Южных Курилах, к чему настойчиво призывает Россия. Здесь речь идет уже о "священной корове" - территориальной проблеме, и Маэхара откровенно сказал об этом на пресс-конференции, подчеркнув что "северные территории являются исконными японскими территориями с точки зрения истории и с точки зрения международного права" и экономическое сотрудничество там возможно только в тех формах, которые не нарушают это принцип. И вряд ли стоит России предлагать совместное освоение Курильских островов. Япония на это не пойдет.
Но в главном для Японии вопросе - территориальном - подвижек не наблюдалось. Маэхара, который, по словам японской прессы, пообещал посвятить жизнь возвращению "северных территорий", не продемонстрировал гибкости. Он подтвердил готовность к конструктивному диалогу, но подчеркнул, что "территориальная проблема в наших отношениях остается". "Есть разница в позициях по этой проблеме", сказал Маэхара, назвав эти позиции "параллельными", то есть не имеющими точек соприкосновения.
В то же время глава МИД Японии согласен, что "на основе выработанных договоренностей, на основе принципов законности и справедливости стороны должны искать взаимоприемлемые решения. "Мы должны провести дискуссии по этому поводу в спокойной атмосфере, - убежден японский министр. - И это мы сегодня подтвердили".
Эти заявления оставляют возможность для дальнейшего диалога, хотя и без надежды на скорейшее решение. Не согласился японский министр и с предложением своего российского коллеги о создании совместной комиссии историков для обсуждения исторической составляющей территориальной проблемы.
Обращает на себя внимание тот факт, что на переговорах не обсуждалась возможность визита японского премьер-министра в Россию.
В заявлении МИД по итогам переговоров говорится: "Высказано общее мнение в пользу активизации совместных усилий в вопросах противодействия новым угрозам и вызовам - международному терроризму, распространению оружия массового уничтожения и другим". Обращает на себя внимание позиция России по проблеме мирного договора, включая аспект пограничного размежевания. В Заявлении по итогам переговоров сказано: "В условиях, когда в Японии периодически берут верх радикальные подходы к теме мирного договора, с которыми солидаризируется ее руководство, продолжение обсуждения данного вопроса бесперспективно и теряет всякий смысл". При этом был отмечен настрой на работу по подготовке мирного договора без предварительных условий и односторонних исторических увязок.
Главная причина обострения - в психологии
Таким образом, при оценке современных отношений российско-японских отношений следует иметь в виду следующие моменты.
Первое. Япония во внешней политике России занимает далеко не первое место вообще и в Азии в том числе. Ее интерес к Японии ограничивается экономическими интересами и потребностями в инвестициях. У России, похоже, нет четкой позиции по территориальному вопросу, что часто вводит в заблуждение японскую сторону. А это, в свою очередь, вызывает неадекватные надежды и действия последней.
Второе. Анализ внешнеполитических документов Японии позволяет сделать вывод о том, что Россия для Японии также не находится в числе приоритетов, а представляет только один интерес - с точки зрения решения территориальной проблемы. И таким образом, очевидно, что Япония своей внешней политикой в отношении России ставит целью достижение в первую очередь политических целей, а не экономических, хотя в ряде случаев она и заинтересована в таком сотрудничестве. Учитывая это, необходимо и строить с ней отношения.
Наконец, важно иметь в виду психологическую составляющую двусторонних отношений. Думаю, главной причиной происшедших событий явилась именно психология. Две стороны - Россия и Япония - я бы сказал, по-детски, обиделись друг на друга и не просчитали последствия предпринятых ими шагов: Япония в 2009 году, с принятием упомянутого закона, в котором говорится о незаконной оккупации южкурильских островов, а Россия - с поездками политиков на Курилы. Хотя здесь могут просматриваться новые тенденции российской политики в отношении территориальной проблемы - стремление намекнуть Японии о бесперспективности ее позиций в требовании четырех островов.
Но ответственность за современное состояние в двусторонних отношения несут обе стороны, совершенно не учитывающие психологические моменты в двусторонних отношениях.
Впрочем, не стоит драматизировать прошедшие события. Собственно говоря, ничего необычного в российско-японских отношениях не произошло. Были в них и раньше трудные времена. Уверен, их ближайшее будущее будет достаточно стабильно, а политические конъюнктурные "бури" стихнут. До следующего раза, - заключил Владимир Кожевников".
Напомним, на переговорах министров иностранных дел Японии и России, которые состоялись 11 февраля, стороны пришли к консенсусу по многим пунктам, за исключением главного вопроса - Курильских островов. Россия вновь заявила о том, что считает "неприемлемыми" заявления японской стороны о южных Курилах. Япония, в свою очередь, подтвердила неизменность своей позиции: так называемые "северные территории" являются исконной японской территорией.