ВЛАДИВОСТОК, 8 декабря, PrimaMedia. Предлагаем дайджест газеты «КП Приморье» за 8 декабря
Корейские пограничники взяли на абордаж приморский теплоход?
В Японском море, у берегов Северной Кореи, разгорается международный скандал. Тамошние пограничники за нарушение водного рубежа КНДР вроде бы сначала обстреляли, а потом взяли в полон приморский теплоход «Терней». И сейчас на его борту томятся в ожидании своей судьбы 14 членов экипажа: все моряки - жители Владивостока и Находки.
В России, ясно дело, дипломаты стоят на ушах. Слишком жив в памяти октябрьский скандал с мурманским траулером «Электрон» (напомним, он взял в заложники норвежских пограничников и устроил гонки с пальбой в Баренцевом море). И сейчас наш возмущенный МИД уже готовит ноту протеста: «По международным морским правилам, торговое судно имеет полное право укрыться от шторма у берегов чужого государства!» Хозяин «Тернея» - компания «Ардис» - направляет письма в посольство КНДР в Пхеньяне, в генеральное консульство КНДР в Находке и даже в ФСБ. ЧП международного масштаба заинтересовалась даже далекая от нас Валентина Матвиенко. Губернатор Питера как раз находится в командировке на родине идей чучхе и, естественно, не желает бросать в беде своих соотечественников.
А началось все в понедельник, 5 декабря. Теплоход тихо-мирно шел из Пусана во Владивосток. Вез на борту южнокорейские автобусы – главный общественный транспорт приморской столицы. Но, когда до родного порта оставалось 100 миль, начался страшный шторм. Волны и ветер разгулялись не на шутку, и капитан Петр Коскусев решил прервать маршрут, чуть прижаться к северокорейскому берегу – там ураган был не так опасен судну.
Как только «Терней» пересек водную границу с КНДР, появился катер корейских пограничников. Стражи рубежей были категоричны в своих приказах:
- Следуйте в порт Кимчхэк для разбирательства.
Но «Терней», как гордый «Варяг», врагу сдаваться не стал. Тем более от хозяина – компании «Ардис» - из Владивостока спешно прилетела жесткая радиограмма:
- Приказам не подчиняться. Оставаться на месте.
Северные корейцы в ответ расчехлили оружие и взяли «Терней» на мушку.
Пока есть две версии, как развивались события дальше. По одной, пограничники все-таки вдарили болванкой по нашему теплоходу. А потом захватили судно с твердым намерением оставаться на его палубе до тех пор, пока «Терней» не возьмет курс на Кимчхэк.
Другая версия больше напоминает анекдот, чем международную страшилку.
«КП» связалась со своими информатормами в Северной Корее. И те, по нашей просьбе, узнали, что говорят о конфликте в погранвойсках КНДР.
- Да не было никакого задержания! – рассказали нам по телефону. - И никто по теплоходу не стрелял. Чехлы корейцы с оружия сняли – это правда. И на палубу поднялись. Только теплоход на абордаж они не брали. Дело в другом – в пограничном катере кончилось топливо. И пограничники просто физически не могли вернуться на берег. Вот и попросили капитана: или заправь нас, или буксируй в Кимчхэк.
Коскусев сопротивлялся сутки. Все это время северокорейские пограничники жили на нашем теплоходе, кормились с общего котла, время от времени посылая начальству рапорты о задержании злостного нарушителя водных границ КНДР. Потом приморские моряки не выдержали и дали-таки горючку своим незваным гостям. Те заправились, но к берегу опять не ушли. На этот раз помешал новый шторм. Корейцы побоялись, что их небольшой катер перевернет волной. И попросились на буксир «Тернея». Наши ребята, следуя святым законам морского братства, в помощи корейским товарищам не отказали. Вчера, на момент верстки номера, экипаж "Тернея» и стражи рубежей штормовали в одной связке.
Так какая же из версий верна и чем же все это закончится? Такие вопросы «КП» задала вчера директору одного из департаментов «Ардиса» Андрею Макееву:
- «Терней» должен прийти во Владивосток через полтора суток. С экипажем все нормально: запасы воды и еды на борту судна есть. Версию про топливо подтверждать не буду. Трое пограничников сейчас действительно находятся на борту теплохода, рядом пришвартован их катер с заглушенным мотором. Корейцы задержали судно без всяких объяснений. В общем, придут моряки домой и сами расскажут, что же случилось в Японском море на самом деле. Тогда и выводы будет делать.
Москвичи записывают аборигенов Приморья на диктофон
Коренные жители Приморья – тазы уже второй раз в этом году принимали у себя лингвистов из Москвы. Ученые заинтересовались исчезающим языком и решили издать толковый словарь, ведь сегодня в селе Михайловка Ольгинского района проживает всего около 80 человек хранящих свою речь.
- Мы коллеги и когда встретились на одном из конгрессов, москвичи сказали что хотят съездить к тазам и попросили помочь добраться к ним, - говорит Вадим ТУРАЕВ кандидат наук заведующий сектором этнополитологии института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. – Они хотели узнать про саму народность, что у них за язык и как он сохранился, ведь о нем практически нет никаких точных данных. Можно только сказать, что это китайские слова с примесью местных диалектов. Столичные лингвисты работали с историческими архивами, общались со специалистами и вообще серьезно подошли к этому делу. Для записи речи тазов они в двух своих визитах в июле и сентябре использовали диктофоны, а значения слов записывали в блокнотах.
Само название – «тазы» произошло от китайского – «тадцы», которым они называли всех иноземцев живущих вне Китая. Мужчины-обходчики из поднебесной постепенно смешивались с удыгейцами и нанайцами и в конце концов, во второй половине 19 века образовалась эта метисная народность. Теперь в Михайловке живут в основном старики и ученые надеются успеть обработать накопленный материал и не дать забыть их уникальный язык и культуру.
Когда лингвисты выпустят свой словарь неизвестно, но они пообещали первый экземпляр прислать в Приморье в дар институту истории.