ВЛАДИВОСТОК, 4 апреля, PrimaMedia. Состоялась рабочая встреча Руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта А. Давыденко с руководством ОАО «ВМТП» и ряда стивидорных, экспедиторских компаний, и представителями администрации морского портов Владивосток, Восточный, Находка, ФГУП Росморпорт, ООО "ДНИИМФ" и др.
Как сообщили РИА PrimaMedia в пресс-службе ВМТП, встреча состоялась сразу по окончании заседания рабочей группы Государственного совета РФ, посвященного вопросам развития и повышении конкурентоспособности морского транспорта России, прошедшего в Администрации Приморского края.
В ходе заседания были представлены тенденции развития и конкурентоспособности мирового морского транспорта, позиции России в этой области, а также - пути повышения конкурентоспособности отечественного морского транспорта.
Участники рабочей встречи во Владивостокском морском торговом порту стали первыми, кто узнал о принятых на заседании предложениях к Правительству Российской Федерации, которые будут озвучены 25 апреля 2007 года в Мурманске на выездном заседании Государственного Совета по вопросу «О развитии и повышении конкурентоспособности морского транспорта РФ», в частности: разработать комплекс мер по государственной поддержке российского флота, включая закрепление грузовой базы за отечественными судовладельцами;
рассмотреть вопрос создания тихоокеанской национальной судоходной компании;
проработать вопрос целесообразности создания в российских портах контейнерных хабов, что позволит увеличить объем экспорта транспортных услуг, разработать комплекс мер по совершенствованию работы пунктов пропуска через государственную границу в морских портах, включая вопросы организации их строительства и эксплуатации.
Кроме того - также изменение нормативной базы функционирования контрольных служб, осуществляющих пропуск грузов и пассажиров в российских портах до принятых международной практикой нормативов;
принять новую федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России, 2010-2015 годы» (включающую подпрограмму «Морской транспорт»), реализация которой создаст условия для развития транспортной инфраструктуры, обеспечивающей эффективный экспорт продукции отечественных товаропроизводителей, снижение транспортной составляющей в цене импортируемых товаров, а также конкурентоспособность отечественных транспортных компаний на международном рынке.
А. Давыденко сообщил участникам рабочей встречи, что в порту Восточный планируется открытие контейнерного хаба, задача которого - переработка транзитных контейнеров. Такой терминал на Дальнем Востоке должен стать серьезным конкурентом на мировом рынке контейнерных перевозок.
Анализируя результаты работы портов, Александр Александрович сказал, что, по его твердому убеждению, положение дел в дальневосточных портах не является столь драматичным, как это пытаются показать. Именно дальневосточные морские порты способствуют реализации транзитного потенциала России в свете возрастающего внимания к возрождению Транссибирской магистрали и освоению транспортного коридора Север-Юг.
Тем не менее, нельзя игнорировать фактическое снижение грузопотоков, что является в первую очередь итогом отсутствия реализованных программ поддержки и развития Сибири и Дальнего Востока. Александр Александрович отметил, что основным показателем эффективности работы порта является не объемы обработанных грузов, а полученный доход и реализация инвестиционных проектов. Именно такую положительную динамику демонстрирует Владивостокский морской торговый порт. Со своей стороны, глава Федерального агентства морского и речного транспорта поддерживает инициативы руководства ОАО «ВМТП», так как они направлены на развитие порта, а значит, и всей транспортной отрасли России: в развитии производственных мощностей и расширении специализации российских портов заинтересованы производители и потребители промышленной и сельскохозяйственной продукций, это прежде всего металлурги, угольщики, нефтяники, химики, лесники; от ритмичной работы портов зависит функционирование смежных видов транспорта, в первую очередь железнодорожного и автомобильного. Александр Александрович также подчеркнул, что в условиях существующей действительности эффективно управлять работой российских портов, как единого слаженного организма, могут только акционерные общества.
Отвечая на вопрос, кто должен определять стратегию развития портов в Российской Федерации, А.А. Давыденко сказал, что эта функция должна принадлежать администрациям морских портов и реализовываться через создание свободной конкуренции, инвестиционной привлекательности и принцип равнодоступности.
Во время рабочей встречи в ВМТП был затронут вопрос портовых сборов, которые по оценкам портовиков сейчас в среднем на 35-40% выше, чем в зарубежных портах. Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта подчеркнул, что ставки портовых сборов в ближайшее время останутся неизменными.
Большое количество вопросов участников рабочей встречи вызвал находящийся на рассмотрении в Государственной Думе федеральный закон «О морских портах Российской Федерации».
По мнению ряда экспертов, одна из причин, сдерживающая активность бизнеса в РФ, - это отсутствие сегодня такого закона.
А. Давыденко пояснил, что в проекте отражены такие важные вопросы, как создание и функционирование администраций морских портов и их основные функции; источники финансирования развития и содержания систем по обеспечению безопасности мореплавания, гидротехнических сооружений и других объектов, находящихся в федеральной, собственности; особенности осуществления предпринимательской деятельности в морских портах; условия аренды государственного имущества; вопросы, связанные с портовыми сборами, их назначением и взиманием; обеспечение режима и охраны объектов морского порта; строительство новых и развитие, действующих морских портов.