Уникальная особенность южных дальневосточных портов – расположение в незамерзающей части акватории и отсутствие проблем с малыми глубинами. Морскими воротами с прямым выходом в Мировой океан в России являются только Мурманск и Приморье. В связи с этим, отметил Сергей Иванов, особое внимание надо уделить развитию портового хозяйства Восточного и Владивостока.
Несмотря на выгодное экономическое положение, порты Дальневосточного бассейна в отличие от остальных до сих пор не вышли на уровень грузооборота 1990 года. Прошлогодний показатель на Дальнем Востоке – 70 миллионов тонн, а грузооборот Советского Союза 17-летней давности составлял здесь 72 миллиона тонн. Кроме того, среди нерешенных вопросов члены Коллегии отметили достижение предела пропускной способности портов и низкую скорость перевалки грузов. "Когда контейнеры в порту находятся несколько недель – это безобразие. Нельзя превращать порт в склад. Ни один уважающий себя грузоперевозчик не пойдет на маршрут, где товар будет неделями простаивать", - уверен Сергей Иванов.
О достижении пика пропускной способности дальневосточных портов заговорили в связи с резким ростом удельного объема экспортируемых наливных грузов с одновременным падением объема тарно-штучной продукции. Без модернизации портовых комплексов Дальнего Востока говорить о стратегии наращивания объемов перевалки нельзя, считают участники заседания. Коллапсу способствует и неразвитость транспортной составляющей. По словам министра транспорта Игоря Левитина, целевое финансирование развития портов на Дальнем Востоке запланировано в рамках разрабатываемо сейчас новой Федеральной целевой программы. "Мы оцениваем потребность федерального бюджета для дальневосточного бассейна в 74 миллиарда рублей.40 % инвестиций – государственные. Кроме того, на эти цели до 2012 года в рамках ФЦП развития Дальнего Востока и Восточной Сибири до года выделено 6 миллиардов рублей", - напомнил Левитин. А в крупнейшем дальневосточном порту Восточном планируется создание транспортно-логистического терминала. Министр надеется на инвестирование "Российским железными дорогами" 16-ти миллиардов рублей на расширение магистральных путей и подъездов к Восточному в Приморье и 25-ти миллиардов на БАМ. "Нужно развивать дальние подходы к акватории", - считает Левитин. Такой подход будет реализовываться целевыми программами.
Низкая скорость перевалки грузов может быть обусловлена работой десятков стивидорных компаний в одном порту либо организационными недоработками. "Если говорить о Восточном, то здесь нет скоординированных действий портовых, таможенных, других служб. Если не решить этот вопрос, то вложение денег становится бессмысленным", - отметил Сергей Иванов.
Для повышения конкурентоспособности железнодорожных перевозок в федеральной целевой программе на 2010-2015 годы заложено около 5-ти миллиардов рублей на частичную компенсацию железнодорожных тарифов. "Надо дотировать железнодорожные перевозки на Дальнем Востоке, чтобы они могли конкурировать с другими маршрутами", - подчеркнул Левитин.
Дальневосточные порты обеспечивают не только значительную часть внешнеторгового оборота и обеспечивают кратчайшую связь между европейскими и азиатскими рынками, но и занимают особое место по объему каботажных перевозок – их доля в общероссийском обороте превышает 50 %. По мнению членов коллегии, расширение связи с отдаленными территориями – первоочередная задача в формируемой стратегии развития морских перевозок. По словам главы министерства транспорта, в планах федерального центра – налаживание пассажирского сообщения по морю между Приморьем, Сахалином и Камчаткой.
Частично некоторые вопросы существования портов на Дальнем Востоке должны быть решены уже до конца текущего года. "В этот срок планируется принять два федеральных закона: Первый – о портах, где будет четко урегулированы земельные отношения, появится единых хозяин порта, который будет полностью отвечать за территорию и акваторию порта
Второй закон – о свободных экономических зонах портового типа, где будут обнулены налоговые ставки и за счет этого можно будет осуществлять эффективную экономическую деятельность", - заявил первый вице-премьер Сергей Иванов.
"Изменения позитивно скажутся на всей экономике Дальнего Востока", - добавил приморский губернатор Сергей Дарькин.