ВЛАДИВОСТОК, 13 ноября, PrimaMedia. Вчера поступили первые данные, свидетельствующие о масштабах экологической катастрофы в Керченском проливе, где накануне затонули суда с мазутом и серой. Загрязнено уже около 50 км побережья, а по подсчетам экологов, погибли 30 тыс. птиц и еще столько же испачканы мазутом. Президент Путин отправил на место происшествия премьер-министра Виктора Зубкова. А местные власти уже возложили ответственность за катастрофу на капитанов судов. Те, в свою очередь, утверждают, что первое штормовое предупреждение от береговых служб получили, когда суда уже шли ко дну, сообщает газета "Комменсантъ".
В свою очередь "Российская газета" пишет, что по уточненным данным, в результате воскресного семибалльного шторма у берегов Тамани затонуло четыре судна - российские сухогрузы "Вольногорск", "Нахичевань", "Ковель" (Украина) и грузинское судно "Хаджи Измаил".
В Керченском проливе и под Новороссийском сели на мель шесть судов - сухогрузы "Вера Волошина" (Украина), "Зияя Кос" (Турция), "Капитан Измаил" (Турция), баржи "Дика", "Диметра", плавкран "Севастополец", баржа "БТ-3754" находится в дрейфе. Получили повреждения два наших танкера - "Волгонефть-123" и "Волгонефть-139" - последняя переломилась пополам, оставив за бортом около 1300 тонн мазута. В воду также попало около 6800 тонн технической серы.
Чем грозит Керченскому проливу "коктейль" из 1300 тонн мазута и 6800 тонн серы? С этим вопросом уже корреспондент "Независимой газеты" обратился к президенту Союза "За химическую безопасность", доктору химических наук Льву Федорову. По его мнению, главную угрозу экологии региона представляет разлив мазута. "Сера, несмотря на ее огромное количество, особого вреда не принесет, - полагает химик-эколог. - Она не вызывает токсичных эффектов, кстати, в человеческом организме ее немало. Сера со временем осядет и ничего особенного не произойдет. А мазут в таких количествах - это очень плохо. Угнетение всей подводной живности будет очень большое и продлиться долго".
"Но самое страшное даже не это, - подчеркнул ученый. - Самое страшное то, что торговать, заниматься перевозками наши власти научились, а обеспечивать безопасность перевозок до сих пор не способны". По его словам, сера, которая затонула в сухогрузах, много десятилетий лежала на складах как государственный резерв для создания иприта (отравляющее боевое вещество). "Было решено расторговать эти запасы, на этом заработать, но, как видите, обеспечить безопасность транспортировки не умеем, - отметил Лев Федоров. - Да что сера, вспомним недавний случай, когда из Казахстана фосфор везли, и он рванул во Львовской области".
По словам эксперта, все эти ЧП - события одного ряда. Ни Россия, ни Украина пока не научились транспортировать опасные грузы, соблюдая требования международных конвенций. "Если танкер с нормальным, не капитаном, а самоубийцей, разваливается в море, значит, не доработали чиновники тех ведомств, которые не должны выпускать в море такое судно, - считает ученый. - Это показатель эффективности работы таких ведомств, как, например, Ростехнадзор, который как был в советские времена "котлонадзором", так им и остался".