ВЛАДИВОСТОК, 17 декабря, PrimaMedia. ЛуТЭК является самым крупным из семи филиалов Дальневосточной генерирующей компании, а СП Приморская ГРЭС – самой мощной из 18 тепловых электрических станций. Доля ЛуТЭКа в общем объеме производства электроэнергии составляет 24%.
Поэтому вопросы организации эффективной работы филиала на новом оптовом рынке (НОРЭМ), внедрения системы почасового планирования и учета отпускаемой электроэнергии находятся в сфере первоочередного внимания руководства ОАО "ДГК". Об этом сообщает пресс-служба филиала "ЛуТЭК" ОАО "Дальневосточная генерирующая компания".
О том, как справляется предприятие с поставленной задачей, рассказывает начальник отдела реализации электроэнергии ПТС филиала "ЛуТЭК" Марина Баширова.
- Марина Анатольевна, какие изменения произошли на оптовом рынке электроэнергии и мощности, и почему Дальний Восток в этом отношении существенно отличается от других регионов?
- 31 августа 2006г. было подписано постановление правительства РФ "О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электроэнергии (мощности)", а с 1 сентября он начал свою работу. Европейская и Сибирская зоны действительно в полной мере ощутили на себе моменты либерализации рынка: там появился рынок "на сутки вперед" (РСВ), балансирующий рынок ( БР), которые в течение 7-20 лет должны вытеснить регулируемый сектор рынка.Если учитывать тот факт, что зона Дальнего Востока развивается в соответствии со своими особенностями, где конкуренция практически невозможна из-за слабой пропускной способности сетей, то для нас таких существенных изменений, как ввод РСВ и БР, не произошло. Однако и у нас в течение 2007 года появилось немало новшеств.
Главное из них – переход к почасовому планированию и учету отпускаемой на рынок электроэнергии при помощи АИИС КУЭ (Автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии).
В связи с тем, что в новых рыночных условиях любые отклонения от плана чреваты определенными финансовыми рисками, ОАО "ДГК" налаживает систему учета по часам в целях сведения к минимуму отклонений по выдаче электрической энергии. Сегодня это самая актуальная тема для оперативного персонала Приморской ГРЭС и диспетчерской службы филиала "ЛуТЭК".
Так как правилами оптового рынка и его регламентами предусмотрено понятие качества мощности, влияющее на стоимость отпускаемой товарной продукции, то сегодня каждому энергопредприятию необходимо тщательно следить за состоянием своего генерирующего оборудования.
- Каковы предварительные итоги работы ЛуТЭКа по реализации электроэнергии в 2007 году? Что изменилось для персонала электростанции, вашего отдела в связи с работой в новом рыночном формате?
- Так как наш отдел – отдел реализации электроэнергии филиала "ЛуТЭК" - находится "на рубеже" формирования конечной стоимости отпущенной на оптовый рынок электроэнергии (мощности), то учитываются все нюансы, влияющие на ее составляющие, рассматриваются все причины возникновения фактов снижения стоимости.
Очень помогает в этом отношении внедренный летом 2007г. авторский программный комплекс ОИК НСС Приморской ГРЭС, позволяющий отслеживать данные по режимам в любое время суток.
На их основе готовятся ежедневные отчеты сложившихся за предыдущие сутки отклонений - как в физическом, так и в стоимостном выражении.
Отчет показывает "полную картинку": по электроэнергии - как мы отклонились от плана ФСТ по полезному отпуску, от планового диспетчерского графика, какие инициативы и на какую сумму из этого следуют.
Точно так же по мощности – какие сбои по составу оборудования произошли, в какие часы, сколько МВт и на какую сумму штрафуется.
Наличие на рабочем столе специалистов каждое утро такого отчета помогает четко отслеживать состояние оборудования и оперативно влиять на качество отпускаемой электроэнергии и мощности.
Надо отметить, что влияние специалистов, отвечающих за несение нагрузки в полном объеме - главного инженера, ПТО, оперативного персонала ГРЭС, по сравнению с началом года, значительно возросло.
Строго отслеживаются изменения состава оборудования при выводе в ремонт, в резерв. При возникновении технических инцидентов практически в ста процентах случаев действия "оперативников" являются грамотными: срочно подается заявка в РДУ на ремонт оборудования, при этом четко определяется срок ремонта, подается корректировка графика.
Диспетчерской службе филиала "ЛуТЭК" поставлена не менее сложная задача: планирование почасового собственного потребления электроэнергии. Точность этих данных, вместе с отклонениями по ведению режима генерации, влияет на результат работы в целом.
Планировать ЛуТЭК научился неплохо: по факту в среднем отклонения находятся в пределах 5-6 процентов.
Как свидетельствуют аналитические таблицы, отражающие сложившуюся по факту стоимость электроэнергии (мощности), поставленной филиалом "ЛуТЭК" ОАО "ДГК" за 11 месяцев 2007 года, штрафы (возникновение требований к филиалу) по разделу "собственная инициатива" сложились незначительные: 256,9 тыс. руб., или 0,0007 процента от общей начисленной стоимости за товарную продукцию.