ВЛАДИВОСТОК, 23 января, PrimaMedia. В декабре французская Accor Group (отели Novotel в Москве и Шереметьево-2) и американская корпорация Marriott International (четыре отеля в Москве) подписали в администрации города соответствующие протоколы "О намерениях". По предварительным данным, планируется строительство как минимум двух гостиниц уровня "четыре звезды" в центральной части краевого центра.
Очевидно, эти планы мировых лидеров гостиничного бизнеса вписываются в их стратегию в России, а также увязаны с предполагаемым развитием Владивостока в ближайшей перспективе. Но, исходя из приморских реалий дня сегодняшнего, будь эти объекты построены, они потерпят убытки, сообщает "Конкурент".
Гостиничный рынок в Приморье динамичным не назовешь. Собственно, никакой динамики и не наблюдается. Деловая жизнь в крае постепенно затухает, а поток платежеспособных иностранных визитеров уменьшается с каждым годом. Последняя тенденция характерна для всей России. Так, по данным РАТА, в 2002 г. Россию посетили примерно 3,1 млн туристов, а по итогам 2007 г. их число, по-видимому, не превысит 2 млн. (Для сравнения: в 2006 г. Франция приняла 78 млн туристов и заработала на этом почти 35 млрд евро. Доля туристического сектора составила 6,5% ВВП страны. При этом лишь 600 тыс. китайцев выбрали Францию местом отдыха.)
Проведение саммита АТЭС во Владивостоке не решит главную проблему территории: отсутствие реального экономического развития. Которое зависит от наличия не только соответствующих идей (идей тоже пока нет, а саммит к экономике не относится), но и людей, готовых не бюджет осваивать, а работать. Понимают ли это менеджеры той же Accor Group? Понимают не хуже нас. Думается, истории "обкапывания" по периметру корейского отеля Huyndai и выживания с привлекательного участка в самом престижном пригородном районе канадского Vlad Motor Inn. также не забыты. Но международные гостиничные корпорации стремятся обозначить свое внимание к развивающимся рынкам по разным причинам, в т.ч. не имеющим к этим самым рынкам никакого отношения. К примеру, корпорация Hilton Hotels осенью 2006 г. тоже заявила о намерении открыть в России более 70 отелей разного уровня, в т.ч. среднего и эконом-класса (Hilton — это не только пятизвездочный брэнд, но и кое-что попроще). Пока, правда, ждут открытия лишь первой гостиницы в Москве...
Что такое специфика гостиничного рынка в Приморье с точки зрения его участников?
Ирина Шехунова, руководитель отдела маркетинга и продаж гостиницы "Владивосток": "Этот бизнес очень сильно зависит от сезонности: зимой заполняемость номерного фонда составляет в среднем 30%, многие отели в это время снижают цены. Основные турпотоки во Владивосток до сих пор идут из Китая. Для туристов оттуда цена важна, и вряд ли их устроят расценки уровня "четыре звезды". Кстати, в 2007 г. поток туристов из Китая тоже сократился: из-за дороговизны перелетов им дешевле посетить Южную Корею, чем путешествовать по России, например через Владивосток на запад страны. Примерно на 30% в минувшем году снизилось и количество туристических групп из Японии, так как подорожали авиабилеты.
Конечно, мировые брэнды положительно повлияют на имидж города, но прежде нужно позаботиться о другом. Если во Владивостоке будет создан индустриальный сектор, способный заинтересовать иностранный бизнес, достойная туристическая инфраструктура, то и отели будут заполняться. В ином случае они останутся исключительно объектами для саммита. В любом случае, не думаю, что есть смысл строить отель более чем на 150 номеров".
Надежда Щеникова, заведующая кафедрой туризма и гостиничного бизнеса ВГУЭС: "Если саммит АТЭС все-таки состоится, нам без зарубежного опыта не обойтись в плане как строительства объектов, так и обучения кадров. Необходима их помощь в повышении квалификации линейного персонала, ведь наш сервис далек от мирового. Четкой картины по саммиту, как и по партнерству с транснациональными сетями отелей, пока нет, информация размытая.
Будут ли отели заполняться после возможного проведения саммита? Сложный вопрос. Прежде чем возлагать надежды на отельеров, необходимо подготовить инфраструктуру и условия жизни в крае. Необходимо сначала подумать об имидже края и его столицы в глазах международного сообщества, а потом уже возводить здесь отели мирового уровня".