Как сообщила РИА PrimaMedia пресc-секретарь Амурского филиала WWF России Елена Саростина, главная цель пресс-конференции - использовать возможности СМИ, чтобы привлечь население к участию в общественных слушаниях, которые, начиная с 17 июня ( город Амурск), пройдут в 6-ти административных районах Хабаровского края. Свою позицию журналистам высказали представители WWF России, Амурского бассейнового водного управления, ВНИИ охотничьего хозяйства и звероводства, Амуррыбвода, Хабаровского Центра медико-экологических проблем, отделения ВООП и краевой Ассоциации коренных малочисленных народов Севера.
"Строительство нефтепровода так или иначе коснется каждого жителя сельской глубинки. Ведь трасса будет пересекать край на протяжении более, чем 380 км, переходя тайгу, мари, болота, многочисленные реки и ручьи, сельскохозяйственные и охотничьи угодья, - говорит Николай Ефимов, координатор программы "Амур" Амурского филиала WWFРоссии. - К моему разочарованию, когда вчера я побывал в общественной приемной по Хабаровскому району, то обнаружил, что журнал регистрации посетителей практически пуст. Мы с коллегой записались в нем под номерами 2 и 3. Думаю, что по другим районам ситуаций не намного лучше".
В этой связи уместно напомнить, считает Н.Ефимов, что, по данным Гринпис России (со ссылкой на Ростехнадзор РФ), в 2005 году на нефтепроводах возникло 22 тысячи аварийных ситуаций, а в 2006 году - 150 тыс.! Нужны ли еще аргументы в пользу пристального внимания населения к этим вопросам? Тем более, что средняя густота речной сети на маршруте от Хабаровска до Бикина варьирует от 0,6 до 0,8 км/кв. км, а на протяжении 145 км трасса проходит по марям да болотам, пересекает более 70-ти рек и речушек. Большая их часть имеет важное рыбохозяйственное значение.
"При этом, из предварительных материалов ОВОС не ясно, точно ли труба будет прокладываться наиболее экологичным методом (наклонно-направленное бурение) через такие крупные реки как Амур, Бикин, Хор, Кия, Подхоренок. Или часть из них (полагаю, что никак не Амур или Бикин) будет проходиться траншейным способом, как на Лене в Якутии?
Много возникает и других вопросов. Судя по некоторым признакам, создается впечатление, что базовый текст ОВОС был сделан еще в 2002 году, в рамках старого проекта НПС "Ангарск - Перевозная", - сказал на пресс-конференции Н.Ефимов.
Свои замечания и сомнения по материалам ОВОС высказали специалисты государственных и научных учреждений Хабаровска.
Ирина Сбитнева, главный специалист ФГУ "Амуррыбвод": "Не имея официально полученной от головной организации (ЦУРЭН) информации о рыбохозяйственной характеристике пересекаемых трассой водных объектов, компания, тем не менее, произвела расчет ущерба водным биоресурсам. Этот ущерб оценен в 38 млн. руб. Мы считаем, что сумма некорректна и нуждается в уточнении"
Анатолий Даренский, директор ВНИИ охотничьего хозяйства и звероводства: "Непонятно, как компания могла рассчитать ущерб охотничьим и редким видам животных без данных нашего Института, и представить их в предварительном варианте ОВОС. При этом, в тексте даже не упомянут амурский тигр или, что трасса проходит в ареале его обитания".
Станислав Очаков, начальник отдела по Хабаровскому краю, заместитель руководителя Амурского бассейнового водного управления: "Еще в 2002 году компании предлагалось представить альтернативный вариант прохождения трассы нефтепровода. Однако ни тогда, ни сегодня эти рекомендации не были выполнены. Мы предлагаем такой альтернативный вариант - параллельно автодороге Хабаровск-Находка. Это вне населенных пунктов, не затрагивает сельскохозяйственные земли, не нарушает градостроительных планов муниципальных образований. Важно и то, что данный вариант достаточно удален от государственной границы с КНР".
Участники пресс-конференции призвали население и представителей государственных и органов посетить общественные приемные и ознакомится с материалами предварительной оценки воздействия на окружающую среду. В противном случае останутся не услышанными чаяния и пожелания людей.