16 июля профессору исполнилось 56 лет, и в свой день рождения он желает приморцам снять розовые очки по поводу безоблачных перспектив родного региона.
Мавр должен уйти
- Михаил Юрьевич, несмотря на все прогнозы, губернатор Сергей Дарькин, как ни в чем не бывало, выполняет свои полномочия. Чего нам ждать?
- Губернатор сейчас, по моему мнению, договаривается с Москвой о том, чтобы не быть привлеченным к ответственности после того, как уйдет в отставку.
- Кто же придет ему на смену?
- Я предполагаю: есть группа политиков, "заинтересованных" в смещении Дарькина. Это депутаты Госдумы Пехтин, Чиркин, Усольцев, мэр Владивостока Игорь Пушкарев. Между прочим, Чиркин - зять хабаровского губернатора Ишаева, и видится неплохим кандидатом в этом смысле.
- Как оценивать призыв депутата Госдумы Руслана Кондратова к приморскому политсовету ЕР - самораспуститься?
- Видите ли, как я считаю, Руслан Викторович пытается "купить" себе спокойное будущее, в связи с чем разваливает политсовет. Секретарь Петр Савчук решил, что он предложил мудрое решение: мол, мы самораспустимся, если Кондратов, которого мы выдвинули в депутаты Госдумы, свои полномочия сложит. Ан нет. Роспуск регионального политсовета Москва примет совершенно спокойно, а отзыв депутата - нет.
- Все-таки быть саммиту АТЭС во Владивостоке или не быть? Какой вы тут видите роль нового мэра Владивостока?
- Знаете, все началось 31 декабря 2007 года, когда министр Минтранса Левитин сказал, что, весьма может быть, саммит пройдет не во Владивостоке. Смотрите, нам необходимо строить новую взлетно-посадочную полосу, а в наших погодных условиях она должна пройти два периода промерзания. Есть это время в запасе?
Мэр Пушкарев обещал только то, что обещали ему. Что через месяц после избрания главой во Владивостоке появятся машины, груженные стройматериалами, работа закипит... Получается немного не так. Во-первых, Пушкарев искренне переживает за Владивосток. Во-вторых, предпринимает определенные усилия, чтобы исправить ситуацию. В-третьих, от него меньше всего зависит, к сожалению, как она будет разворачиваться.
- Уже определен подрядчик, который будет строить мост через Золотой Рог. Это внушает определенный оптимизм?
- Знаете, в России никогда не строили морские мосты. Через реки - да, и получались хорошие. Мне кажется, Тихоокеанская мостостроительная компания наймет субподрядчиков - сингапурцев, китайцев, японцев, они и будут строить.
Оптимизм внушает то обстоятельство, что федеральный центр наконец-то повернулся в сторону Дальнего Востока. Будет тут саммит, нет - деньги вливаются. Понимаете, у России нет иного пути, как искать партнеров здесь, в странах АТЭС. На западе к нам относятся недружественно, поскольку тон в политике задают новые члены Евросоюза: такие, как Польша и Эстония.
Инновационный вуз- В 2001 году вы возглавили ИМО ВГУЭС и с тех пор работаете в этом вузе. ВГУЭС называют инновационным вузом. Насколько это справедливо?
- Допустим, в каком вузе и преподаватели, и студенты имеют бесплатный доступ к электронным базам данных Russian/NIS, где можно прочитать новейшие выпуски научных материалов?
Когда я ездил по Приморью, агитировал абитуриентов поступать во ВГУЭС, всегда говорил их родителям: поймите, ваши дети будут учиться не в бренде, не в стенах, а у конкретной профессуры. Во ВГУЭС - 12 докторов наук, тогда как в иных вузах нет ни доктора политических, ни доктора социологических наук. И уж точно нет 9 докторов экономических наук!
- На базе ДВГУ обещают создать федеральный университет. Не станет ли он серьезнейшим конкурентом для ВГУЭС?
- Во-первых, раньше 2010 года создание федерального университета не предусмотрено российским бюджетом. Во-вторых, сама концепция объединения порочна. ДВГУ, ТГЭУ, Уссурийский пединститут, Академия искусств. Почему тут нет ДВГТУ? Где в федеральном университете обучение на строительные, технические специальности, которые так востребованы?
ВГУЭС не ощущает недостатка в желающих поступить. Вот смотрите. В прошлом году было подано 452 заявления на поступление в Институт международных отношений, в нынешнем - 534. В прошлом году медалистов поступало 34, в нынешнем - 45. Из них - 16 серебряных медалей города Владивостока, которые вообще раньше не претендовали на поступление.
Мужская компания
- Михаил Юрьевич, в вашем кабинете много книг. Что вы любите читать?
- Трудно сказать. Читаю много чего, и художественной литературы, и научной. Вот нравятся очень книги по истории военного флота.
- Откуда такая страсть к морскому?
- Я вырос в семье военного, мой отец был одним из немногих моряков, который в составе Днепровской флотилии участвовал во взятии Берлина. Родился в Баку, учился там в начальных классах и до сих пор помню несколько десятков слов по-азербайджански. Подростком родители привезли меня во Владивосток, где я провел большую часть жизни. Это не моя родина, но, как говорят американцы, native place. В детстве хотел стать моряком, но, к сожалению, рано начало портиться зрение, и от этой мечты пришлось отказаться.
- Много для вас значит семья?
- Конечно. Нас было трое братьев, я средний, и хорошими отношениями друг с другом мы всегда дорожили. Сам я очень семейственный человек - у меня два сына, Евгений и Георгий. Женат 34 года и ничего менять не хочу. Хотя, возможно, супруге со мною бывает непросто, я человек в общении непростой, люблю мужские компании, развлечения...
- В этот круг входит футбол?
- Безусловно. С удовольствием посмотрел на игру "Зенита" и "Луча", съездил на стадион в собственный день рождения. Играли отлично, но "Луч", я считаю, мог бы и победить.
Я болельщик "Луча" с 1966 года, когда родители мне впервые купили абонемент на сезон. Команда играла тогда еще во втором дивизионе. С тех пор болею практически всегда, за исключением периодов, когда учился в Ленинграде или в США. Помню много разных историй. Допустим, как вратарь ташкентского "Пахтакора" во время броска ударился об верхнюю перекладину, получил сотрясение мозга, долго лежал во Владивостоке в больнице и так здесь и остался, женившись на медсестре, которая за ним ухаживала. Это был мастер спорта Валентин Годлевский, он стал вратарем "Луча".
Но футбол я не считаю отдыхом. В нынешнем году, как и прошлом, после каждого матча прихожу расстроенным. Какой это отдых?
- Как тогда отдыхаете?
- В августе пойду в отдых, возьмусь за очередную книгу. Она уже восьмая по счету, напишу про трансграничное сотрудничество, как оно получается в России и во всем мире.
- Наверное, вывод будет не в пользу России?
- У нас пока нет трансграничного сотрудничества, у нас есть только пограничная торговля, хотя и из нее мы не извлекаем тех выгод, какие извлекают другие страны. Суйфэньхе, Хайхе, Харбин - смотрите, какое развитие получили эти города благодаря близости к России.
Дальний Восток же все больше и больше отдаляется от европейской России. Когда я спрашиваю из студентов: кто из вас бывал в Москве, Санкт-Петербурге, откликаются единицы. В Китае, Японии, Корее? Лес рук. У молодых дальневосточников нарождается морально-психологическое отчуждение от центральной части страны. Вот что должно беспокоить нашу власть, а не рассуждения губернатора о том, что Владивосток превратится в миллионный мегаполис.
Человеку нужно много воды
- Вы считаете, это совершенно невозможно?
- На всем Дальнем Востоке проживают 6 миллионов человек. Владивосток - полуостровной город, здесь вечная проблема с пресной водой. Если помните, в романе Фадеева "Разгром" приведена листовка местных социал-демократов: вот до чего довели царские сатрапы Владивосток, он остался без воды.
Я лично столкнулся с этой проблемой в 1967 году, когда учился в 9-м классе. В доме, где я тогда жил, на Пушкинской, 34, в одном из подъездов был краник с водой. Моя норма была - 8 ведер в день. С октября 1967 по март 1968 года нормальное водоснабжение отсутствовало. Тогда я понял, что человек расходует очень много воды.
В 1977 году у меня был маленький ребенок, я учился в Питере, уже моя жена ходила с ведрами в соседний подъезд, на 1-й Морской, 6/25. Есть некие природные циклы, которые повторяются. Нам повезло в нынешнем году, поскольку много осадков выпало летом. Зима же была бесснежной, опять-таки. Не знаю, решит ли проблему Пушкинская депрессия, нужен радикальный выход.
- Владивостоку ведь не только воды не хватает, но и земли...
- Территория ограничена, ему некуда расти, даже если будет решена совершенно очевидная градостроительная проблема слияния с Артемом. Проблема свалки на Горностае. Куда ее девать? Не хватает земли под кладбища. Неужели губернатор этого не понимает?
- Вы много говорите о том, что нам есть чему поучиться у Хабаровского края. Например?
- Хабаровский край, допустим, избежал фундаментальных ошибок при приватизации промышленных предприятий, допущенных в Приморье, еще при губернаторе Кузнецове. В градообразующих предприятиях Хабаровского края везде был оставлен 51% акций государству. Сейчас эти заводы поднялись с колен, работают. Выпускаются самолеты, делают подводную лодку. А у нас на "Прогрессе" 7 вертолетов "Черная акула" - госзаказ на нынешний год. Знаете, что во время Афганской войны "Прогресс" выпускал 116-118 Ми-24 в год! С другой стороны, почему не делать больше?