В торжественном митинге, посвященном открытию памятника, приняли участие командир ордена Октябрьской Революции 1-го железнодорожного корпуса генерал-майор Аркадий Воробкало, заместитель начальника Дальневосточной железной дороги Сергей Кирилюк, представители ветеранских организаций, работники городской администрации. Открытие памятника приурочено к 157-летию железнодорожных войск.
Напомним, что первый пробный поезд под рекой Амур у Хабаровска прошел в 1941 году. А в постоянную эксплуатацию самый длинный в стране подводный тоннель протяженностью 7 километров вступил в 1942 году.
По историческим данным, планы по сооружению железнодорожного тоннеля под Амуром появились еще в начале ХХ века. В 1936 году по инициативе Генерального штаба РККА принято решение о сооружении под Амуром, недалеко от моста, железнодорожного тоннеля. Технический проект подводного тоннеля протяженностью 7.198 м разработан Союзтранспроектом.
С 1942 по 1964 гг. тоннель в качестве секретного объекта находился на консервации. В 1960-е годы в целях увеличения пропускной способности однопутный тоннель стал использоваться для движения грузовых составов в нечетном направлении. С начала 1980-х годов, после завершения электрификации дороги в западном от Хабаровска направлении, по тоннелю стали пропускаться и пассажирские поезда.
В настоящее время эксплуатируемый более 65 лет Амурский тоннель требует капитального ремонта, который планируется произвести после окончания в 2009 году реконструкции второй очереди мостового перехода через реку Амур.