ВЛАДИВОСТОК, 15 августа, PrimaMedia. Молодая судоходная компания Евгения Урсакия владеет пока лишь одним судном, но в планах бизнесмена - наращивание транспортной базы за счет сотрудничества с зарубежными компаниями. Урсакий прошел "школу менеджмента" в РК "Восток-1" и надеется, что опыт позволит ему активно развивать свой бизнес, сообщает еженедельник "Конкурент"
Евгения Урсакия рассказал о том, кому выгодно называть "Восток-1" банкротом, почему рынок ожидает дефицит рефтранспорта и где достать ресурсы для реанимации судостроительной отрасли.
- Евгений Иванович, информация о том, что "Восток-1" находилось и до сих пор находится на грани банкротства у всех на слуху уже не первый год. Как вы оцениваете реальную ситуацию?
- Если предприятие и на самом деле так долго находится в кризисе, так почему до сих пор ситуация не разрешилась? Я считаю, никакого кризиса нет, просто кому-то выгодно, чтобы все так думали. Слухи о банкротстве скорее всего распускают конкуренты. Я считаю РК "Восток-1" успешным, хотя бы потому, что оно, несмотря ни на какие трудности, продолжает работать и по сей день. Сегодня - это одно из крупнейших предприятий-налогоплательщиков в крае.
- А почему так и не была реализована инвестиционная программа по судостроению в Норвегии, предложенная РК "Восток-1"?
- Это было правильный ход, который, к сожалению, в то время, когда я работал в компании на разных должностях, предпринять не удалось. Сегодня, будучи владельцем собственной компании, я иду по этому пути. Меня старые суда не интересуют, будущее за компаниями с современным флотом.
Справка:
Евгений Иванович Урсакий, владелец судоходной компании "Навигатор-ДВ", 41 год. Родился в Молдавии, в 1989 г. окончил Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище им.В.И.Ленина, по специальности "инженер-механик". После окончания учебы по распределению был направлен на Камчатку для прохождения службы на надводных кораблях. В 1999 г. уволился с воинской службы в должности командира БЧ5 краснознаменного пограничного сторожевого корабля "Дзержинский" и переехал во Владивосток. С 2001 г. по 2003 г. работал старшим механиком на добывающих судах ЗАО Рыболовецкий колхоз "Восток-1", с 2003 г. по 2005 г. занимал руководящие должности в аппарате управления РК "Восток-12", в 2005 г. был назначен заместителем председателя правления РК "Восток-1", в 2006 г. занял пост председателя правления РК "Восток-1".
В 2007 г. возглавил представительство московской компании "Бриг-Стар" на Дальнем Востоке, с января 2008 г. и по настоящее время - владелец судоходной компании "Навигатор-ДВ".
Женат, дочь 8 лет.
Начальника не выбирают
- Почему в свое время вы решили уволиться с военной службы?
- В 90-е годы военная служба не могла дать мне того, к чему я стремился - карьерного роста. Дело в том, что в 1995 году вышел указ президента, тогда еще Бориса Ельцина, о запрете на прием в военную академию уроженцев республик бывшего Советского Союза. Мне тогда был 31 год, я стал старшим офицером и получил досрочно воинское звание капитана 3 ранга. В то время это давало преимущество при поступлении в академию, но я из-за национальности такую возможность потерял. Поэтому принял решение уволиться со службы.
- Не посчитали ли вы подобные запреты проявлением дискриминации?
-Конечно, это была дискриминация прав уроженцев республик бывшего СССР в чистом виде! Однако указы президента принято выполнять, а не обсуждать.
- Как вы заняли должность руководителя РК "Восток-1"?
- Поменял военный диплом на гражданский и пошел в рейс 3-м механиком на судне "Иван Ковалев". Переехав во Владивосток, устроился в "Восток-1" и прошел путь от 2-го механика до председателя правления. РК "Восток-1" - одно из крупнейших предприятий на Дальнем Востоке. Работа в этой организации - хорошая школа для формирования специалистов любого уровня.
- С какими проблемами столкнулись, возглавив предприятие?
- Прежде всего, с очередным скачком стоимости топлива при медленном росте цен на рыбу. Кроме того, как и на многих предприятиях, остро ощущалась нехватка кадров. В аппарат управления нужно набирать профессионалов, а где их найти? В этих условиях первоочередной задачей было правильно раскрыть потенциал человека и поставить такую задачу, которая помогла бы ему максимально проявить свои способности.
- На данный момент кадровый голод ощутим так же?
- За последние 15 лет престиж морской профессии значительно упал. Тот же Дальрыбвтуз ежегодно выпускает немало специалистов, но в профессии остаются единицы. Причин много: низкий уровень заработной платы моряков, ее невыплаты и задержки, неблагоприятные условия труда, обусловленные высокой степенью износа флота. Почему часть наших моряков давно работает под флагом на иностранных судах? Потому что там более комфортные условия труда! Вот они - готовые специалисты, у которых есть знание и опыт; нужно обеспечить им лучшие условия под флагом России и у нас будут необходимые кадры.
- Как вас воспринял коллектив?
-Начальников не выбирают и с ними не дискутируют. Руководителями становятся только те люди, которые умеют принимать решения и нести за них ответственность. Конфликт подчиненный - начальник всегда присутствует. Но для меня не слишком важно, что обо мне думают сотрудники: мера ответственности у нас разная.
- А какого принципа во взаимоотношениях с подчиненными придерживаетесь?
- До определенного этапа я демократичен, даю возможность работнику раскрыть свои способности, создаю ему условия для этого.
Нельзя сидеть на сырьевой игле
- Почему вы решили создать свой бизнес?
- На определенном этапе понял, что нужно идти дальше, продолжать совершенствоваться. Так совпало, что в этот период на меня вышла одна из московских рыбных компаний - ООО "Бриг-Стар", филиалы этой компании находятся во многих регионах РФ. Мне предложили возглавить ее представительство на Дальнем Востоке. Что окончательно подвигло меня создать собственный бизнес - компанию "Навигатор-ДВ". В настоящее время мы являемся владельцами транспортного рефрижератора "Рустика", до нас он принадлежал компании "РОЛИЗ". Ведем переговоры с зарубежными компаниями о наращивании транспортного флота. Но хорошие рефрижераторные суда сегодня практически не продаются. Крупные судостроительные верфи забиты заказами на танкеры, нефтяные платформы, сухогрузы, а не на рефтранспорт. Предполагаю, через лет пять-семь российский рынок начнет испытывать дефицит в данном виде морских перевозок.
- Какие проблемы отрасли вы считаете наиболее болезненными?
- Главная - отсутствие стимулирующих условий для повышения доступности строительства, модернизации судов рыбопромыслового и транспортного флота, модернизации рыбоперерабатывающих производств. Нет единой системы обеспечения безопасности мореплавания судов рыбопромыслового и транспортного флота. Нельзя постоянно сидеть на сырьевой игле без развития соответствующей промышленности. Наш флот стареет, а основные судоремонтные базы находятся за границей. Нужно консолидировать силы всего Дальнего Востока в постройке судов у нас в регионе. Только современный транспорт способен поднять отрасль. Сегодня ее развитию мешает и продолжающийся рост цен на горюче-смазочные материалы. На сегодняшний день их стоимость в затратах судов достигает 40%. Но радует тот факт, что государство делает некоторые шаги навстречу: например, уже есть предложения по постройке судов по лизинговой программе.
- Хватит ли, на ваш взгляд, у Дальнего Востока ресурсов для развития в регионе судостроения? Кто должен этим заниматься?
- Ресурсы есть. А заниматься этим должны государственные корпорации, которые способны создать условия для бизнеса, обновления флота.
- По силам ли бизнесу развивать судостроение?
- Это наукоемкое производство. Я считаю, без участия государства, самостоятельно, отдельным представителям бизнеса данную отрасль не осилить.
Политика превратилась в увлечение
- Сегодня многие бизнесмены стремятся в политику. Как вы относитесь к такому явлению?
- Отрицательно. Политика в настоящее время превратилась именно в "увлечение", а не в служение народу и государству.
- Многие считают Дальний Восток периферией и стремятся в центр страны. У вас не возникало подобного желания?
- Я не считаю наш регион периферией. В Приморском крае вполне реально развивать и успешно вести бизнес. Пока переезд не планирую, но в будущем, если появятся перспективы развития и интеграции бизнеса, возможно, и возникнет необходимость в смене места жительства. В наш век стремительного развития информационных технологий бизнесом можно управлять из любой точки земного шара.
- Давно были в Молдавии?
- Последний раз - в 1994 году. В Молдавии у меня, кроме дальних родственников, никого нет, а мать сейчас живет в Мурманской области.
БЛИЦ:
- Где в последний раз провели отпуск?
- В мае был 12 дней в Австрии.
- Какой у вас автомобиль?
- Lexus LX470 2004 г.