В Приморье очередное громкое банкротство. Настала очередь "Дальполиметалла"
Подробнее
Приморье скорбит по Сергею Ефремову и его боевым товарищам
Подробнее
"Адмирал" обыграл аутсайдера конференции во Владивостоке
Подробнее
Новая норма для прописанных в квартире жильцов с 1 февраля – касается оплаты ЖКХ
Подробнее
Вернут 15 000 рублей: новый приятный сюрприз для всех, кто вовремя оплачивает ЖКХ
Подробнее
С 1 февраля полностью бесплатно – новейшая льгота для пенсионеров старше 50 лет
Подробнее
Подозреваемого в издевательствах над инвалидом задержали во Владивостоке
4 февраля, 22:03
"Адмирал" обыграл аутсайдера конференции во Владивостоке
4 февраля, 21:55
Дмитрий Песков назвал героем погибшего вице-губернатора Сергея Ефремова
4 февраля, 19:50
В результате аварии во Владивостоке пострадала 13-летняя девочка
4 февраля, 19:24
В Приморье очередное громкое банкротство. Настала очередь "Дальполиметалла"
4 февраля, 19:09
Трофейный танк в качестве благодарности подарили колымчанам участники СВО
4 февраля, 17:29
ПЭО вернёт Владивостоку контейнеры для раздельного сбора мусора, но с условиями
4 февраля, 17:17
Хаос и очереди: таможня Уссурийска раскрыла тайны работы "помогаек" на границе
4 февраля, 17:08
Заявки на соискание Премии им. Арсеньева уже принимают в оргкомитете престижного конкурса
4 февраля, 16:43
В Приморье пассажирский автобус сбил 6-летнего ребенка
4 февраля, 16:30
Детский организм способствует раку? Онколог разоблачила главный миф о заболевании
4 февраля, 16:30
Девочки из "Алеута" представят Приморье на дальневосточном этапе "Школьной футзальной лиги"
4 февраля, 16:29
Сын участника СВО обратился за помощью к спикеру Заксобрания Приморья
4 февраля, 15:30
В Приморье спасают тигренка, оставшегося без матери
4 февраля, 15:15
Wink.ru представляет премьеры, с которыми февраль пролетит быстро и нескучно
4 февраля, 15:15

Трагедия на "Нерпе": В систему пожаротушения закачали ядовитый газ?

Инженер, который готовил лодку к испытаниям, дал интервью
19 ноября 2008, 09:00 Общество
ВЛАДИВОСТОК, 19 ноября, PrimaMedia. В последние дни получить информацию стало совсем невозможно: сколько ни дозванивайся до следователей, их никогда нет на месте, значит, нет и комментариев, пишет газета "Комсомольская правда - Владивосток".

Но пока версия у следователей одна: виноват матрос Гробов, зачем-то запустивший систему пожаротушения. Но все - и друзья, и сослуживцы, и члены сдаточной команды - в один голос твердят: не мог матрос этого сделать!

Сегодня мы связались с инженером Юрием (по его просьбе мы не называем фамилию). Он должен был быть в составе сдаточной команды на борту "Нерпы" - уже даже подписал контракт, но в последний момент передумал.

- Может, и нельзя так говорить, но с самого начала было нехорошее предчувствие. Лодку должны были сдать еще в августе 2007 года. А тут такая задержка: достраивали ее на ходу – когда отправили в Большой Камень, полностью не были готовы элементы корпуса, 1,5 года ее достраивали на плаву! Еще и систему ЛОХ перевели с ручного управления на автоматическое.

Перед самым отлетом я решил не ехать в Комсомольск-на-Амуре. Но лично знаю весь экипаж. И Диму Гробова, которого сейчас обвиняют в том, что он набрал код, готовил тоже. Он в своей области – обслуживании общекорабельных трюмных систем – был хорошо подготовлен. Он не мог нажать "от балды" на кнопки! Надо быть для этого ненормальным!

Конечно, проблема с кадрами на флоте существует, но неадекватные матросы надолго не задерживаются. А экипаж "Нерпы" отбирали год и очень тщательно. Допустим, он все-таки ввел код. Прошла секунда, на обработку данных – еще 2 секунды, на подтверждение – еще секунда и т.д. В общем и целом ему нужно было не меньше 10 секунд, чтобы запустить систему. В это время в отсеке находились 70 человек – там небольшое пространство, все на виду. Не увидеть, что матрос остановился и 10 секунд стоит у пульта, невозможно. А все, кто был в отсеке, как один говорят, что ничего подобного не было.

- Но ведь система сработала, значит, ее запустили?

- Поймите, автоматизированная система на подлодке появилась впервые. Мы все были против такого новшества – в сложных и экстренных ситуациях должны главную роль играть люди, а не компьютер. Мы акцентировали на этом внимание конструкторов, но к нам не прислушивались, ведь в разработке замешаны большие деньги.

Еще на момент, когда я принимал решение уйти из экипажа, обсуждалась проблема, что все обозначения системы были на английском языке – лодку ведь для индийцев строили. Мы писали не одну претензию, чтобы хотя бы на время испытаний перевели все на русский язык, но так и не знаю, чем закончилось дело. Я и многие члены экипажа уверены: произошел программный сбой. От сигареты или нагревшейся проводки она бы не сработала – температура 70 градусов – это очень горячо. Вполне возможно, что сработала она сама по себе, без внешних катализаторов.

- Но ведь Дима сам признался, что запустил систему?

- Вполне возможно, что его заставили это сделать. Ведь если сейчас признают, что виновата автоматическая система ЛОХ, придется оформлять море документов, признавать ненужность нового изобретения, а за него уже гранты розданы и деньги. К тому же придется переделывать ее на лодке. Все вместе это в самом лучшем случае займет 1,5 года. Кто захочет терять столько времени и заказ? Поэтому проще обвинить во всем матроса.

Почему погибло столько людей? Я лично знаю командира корабля Дмитрия Борисовича Лаврентьева. Он очень строгий начальник: его экипаж чуть ли не единственный, у кого до автоматизма доведены все действия в случае экстренной ситуации. Команда надевала ПДУ за 3-4 секунды, причем тренировал он их жестко – кто не укладывался по времени, наказывал. За это на него злились, обижались, но он буквально помешан на безопасности. И при всем при этом 20 погибших, среди которых начальник химической службы, человек, который знает все о защитных веществах.

Есть еще одна особенность – когда в отсек подается фреон, у экипажа есть целых 30 секунд, чтобы надеть ПДУ. Есть время на защиту, оно предусмотрено! Получается, что даже опытнейший начхим не успел надеть аппарат и потерял сознание.

По моим данным, фреон пошел не чистый, а с примесью ядовитого трифтортрихлорэтана. На заводе уже вовсю обсуждают, что после анализа фреона выявлено несоответствие норме. Правда, пока официально эта версия не подтверждается. Но все признаки есть: люди падали мгновенно, как подкошенные, сейчас у многих ребят повылазили побочные болячки.
972
43
37