ВЛАДИВОСТОК, 25 декабря, PrimaMedia. Минтранс хочет обезопасить пассажиров от неожиданных банкротств авиакомпаний. Для этого чиновники хотят следить за финансовым состоянием перевозчиков и обязать их предоставлять финансовые гарантии. Эти условия не под силу даже "Аэрофлоту", пишут "Ведомости".
В субботу министр транспорта Игорь Левитин соберет у себя представителей крупнейших авиакомпаний России — "Аэрофлота", "Трансаэро", "Сибири", "Ютэйр" и "Волга-Днепра". Руководитель министерства хочет обсудить с ними вопросы "обеспечения стабильности на авиарынке" и усиления "государственного контроля за финансовой деятельностью авиаперевозчиков", говорится в письме Минтранса авиаторам (копия есть у "Ведомостей").
К письму приложены проект поправок в приказ Минтранса о сертификации авиакомпаний и пояснительная записка. В них говорится, что Минтранс и Росавиация намерены потребовать от перевозчиков предоставить финансовое обеспечение (депозит, банковскую гарантию или страховку), которое позволит даже в случае отсутствия доходов от перевозок осуществлять деятельность в течение трех месяцев. Кроме того, ведомства хотят разработать методику оценки финансово-экономического состояния авиаперевозчиков. Она должна включать анализ активов и пассивов, соотношения заемных и собственных средств, расходов и себестоимости, ликвидности и проч. При этом поправки предполагают, что Росавиация должна получить право в любой момент анализировать финансы авиакомпании и в случае нарушения установленных нормативов приостанавливать или даже аннулировать сертификат эксплуатанта (базовый документ, необходимый авиакомпаниям для осуществления перевозок).
Авиаторам предложения Минтранса и Росавиации не понравились. Очевидно, что разработчики поправок пытаются защитить права пассажира, говорится в письме заместителя гендиректора "Аэрофлота" Михаила Полубояринова президенту Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Евгению Чибиреву (копия есть у "Ведомостей"). Но требования в поправках не содержат конкретных требований к перевозчикам. А банковскую гарантию или депозиты авиакомпании не потянут, продолжает Полубояринов. Ведь "Аэрофлоту" на эти цели нужно $1,3 млрд. Требуемое чиновниками страховое покрытие в России не предоставляется, отмечает Полубояринов.
"Полным нонсенсом" называет требование финансовых гарантий и гендиректор "Ютэйр" Андрей Мартиросов. Его компании придется искать для этого 10 млрд руб. Если поправки вступят в силу, авиакомпании начнут останавливаться одна за другой, прогнозирует Мартиросов: у перевозчиков нет лишних денег. Получается, что чиновники выводят деньги из компаний, а этот шаг сейчас очень опасен, соглашается аналитик "ВТБ капитала" Елена Сахнова.
Ситуация на авиарынке ухудшается, парирует представитель Минтранса. Нельзя больше допускать массовой задержки рейсов, как это было с альянсом "Эйрюнион". В итоге и чиновники, и другие компании в авральном режиме спасали застрявших в аэропортах пассажиров. Новые правила должны вступить в силу к летнему расписанию 2009 г., уточняет он.