"В сложившейся ситуации это один из самых эффективных механизмов, который даст возможность выйти из кризисного состояния, задействовать все наши резервы, и, самое главное, обеспечить социальную стабильность для всех работников "Дальзавода" и успешно развиваться в будущем", - заявил в беседе с корр. РИА "PrimaMedia" Александр Чавычалов. - Главным вектором для "Дальзавода" остается сохранение производственных мощностей с последующей интеграцией в ОАО "Объединенная судостроительная корпорация".
Справка РИА PrimaMedia:
Александр Чавычалов в качестве внешнего управляющего руководил предприятием в 2002-2006 гг. Итоги работы – в цифрах. В частности, за семь лет построено около 8 единиц маломерного флота, произведен ремонт сотен военных и гражданских судов. В 2007 г. выпуск товарной продукции превысил аналогичный показатель 2001 г. в 13,7 раза.
Подтверждением успешной работы предприятия стал проявленный к нему государственный интерес. ОАО ХК "Дальзавод" с 2004 г. входит в перечень стратегических предприятий и организаций России, а в конце прошлого года 20% акций ОАО ХК "Дальзавод" внесены в уставный капитал ОАО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта", которое в свою очередь является дочерним предприятием ОАО "Объединенная судостроительная корпорация", созданного в соответствии с Указом Президента РФ 21 марта 2007 г.
20 марта на конференции трудового коллектива "Дальзавода", где собралось 122 делегата от всех подразделений, составляющих производственно-промышленный комплекс предприятия, Александр Чавычалов представил план конкурсного производства в отношении завода. Делегаты этот план поддержали, а также приняли решение обратиться от имени трудового коллектива в правительственную комиссию по предупреждению банкротства стратегических предприятий и другие госструктуры – с просьбой поддержать данный план конкурсного производства, от реализации которого зависит судьба производственного комплекса, социальная защищенность заводчан.
Обращение коллектива будет озвучено на собрании кредиторов 30 марта и заседании Арбитражного суда Приморского края 1 апреля, решения которых в конечном итоге и определят дальнейшую судьбу предприятия.
"Коллектив ОАО ХК "Дальзавод" понимает, что государство предпринимает все меры для успешного проведения процедуры банкротства, соблюдая режим открытости и действуя в рамках норм законности. При этом важно не допустить никаких социальных взрывов, которые могут нарушить экономическую и политическую стабильность в крае. В связи с этим считаем необходимым проводить процедуру конкурсного управления, придерживаясь спланированного комплекса организационных мер, направленных на соблюдение интересов государства и защиту прав трудового коллектива", - говорится в итоговой резолюции конференции.
Очевидно, за дежурными фразами резолюции трудового коллектива и заявлениями руководства завода сложно разглядеть действительное положение дел на "Дальзаводе", легендарного предприятия, с которым неразрывно связана история Владивостока и Тихоокеанского флота на протяжении вот уже более двух столетий. Вот, что говорят по поводу происходящего на "Дальзаводе" сами заводчане…
Испытание "медными" трубами выдерживают не все
По цехам и территории режимного предприятия журналисты передвигались в сопровождении начальника машиностроительного комплекса "Дальзавода" Виктора Есина, который по пути от проходной до знаменитого трубопроводного цеха №1 завода рассказал, что коллектив живет надеждой на завтрашний день. По словам Есина, "сегодня на заводе трудится больше 1200 человек - у них есть стабильная работа, достойная заработная плата и ясные перспективы на ближайшие годы. Дальзаводчане уверены в том, что государство намерено сохранить производственный комплекс завод, коллектив судоремонтников и рабочие места, не даст растащить оборонное предприятие на куски, сохранит производственные мощности".
- Завод очень ждет новых заказов. В конце зимы начинается возвращение в родной порт из Охотоморья нашего рыболовецкого флота. Весна-лето - время восстановления моторесурса и ремонтных работ на рыбацких судах, многие из которых традиционно размещают свои заказы на проведение восстановительных работ в цехах нашего судоремонтного предприятия, - делится наболевшим в рабочий полдень посреди грохочущего цеха судовой трубопроводчик Владимир Белотелов.
- Пока мы, как и весь завод работаем не "на пределе оборотов", хотя заказы есть и на них занят практически весь цех. В основном это госзаказ на ремонт кораблей Тихоокеанского флота - вставших к заводской стенке ракетного крейсера "Варяг", эсминца "Бурный" и ГИСУ "Пегас".
- Как вы считаете, есть ли изменения по сравнению с критическими 90-ми годами прошлого века?
- Конечно, и весьма существенные, и в лучшую сторону. Растет зарплата, сохранен социальный пакет, увеличивается объем работ и заказов. Поэтому ко всем планам нового руководства завода отношусь с пониманием и поддерживаю их - для нас, рабочих, главное - заказы, наличие материалов для их выполнения и своевременная зарплата. Все это в последние годы у нас на заводе есть, - сказал Владимир Белотелов.
- Я на заводе работаю более 50 лет, - вступает в разговор заместитель начальника цеха
№ 1 "Дальзавода" Юрий Орлов. - Опыт и знания позволяют мне с уверенностью утверждать, что, несмотря на все передряги на заводе и в его цехах полностью сохранены производственные мощности и трудоспособный коллектив, способные выполнять задачи по восстановлению боеготовности кораблей ТОФ любого ранга. Хотя, конечно, следует отметить – сегодня оборонный заказ далеко не тот, что был в иные годы…
- Есть ли проблемы старения кадров и нехватки квалифицированных рабочих рук?
- Конечно, они существуют. Хотя, повторюсь, завод в состоянии производить любой ремонт. Например, "Бурный" пришел к нам с огромным по объему ремонтным заказом, на котором ежедневно работают сотни заводчан.
Техникумы и ПТУ выпускают мало специалистов-судоремонтников, многие из них просто не идут на производство. Не возвращаются и многие из тех, кто когда-то ушел с завода - за эти годы многие заводчане как-то пристроились в других сферах экономики. Тем более что труд судоремонтника – очень сложный, требующий квалификации и наживаемого с годами опыта.
Хотя очевидно, что с началом кризиса в цеха потянулась молодежь - те, кто пытались найти себя в рядах менеджеров, охранников, официантов. Но им всем еще предстоит выдержать непростой этап становления человека рабочей косточки.
- Какова сегодня зарплата у трубопроводчика?
- Секрета нет - но получают наши люди в основном сдельщину: как говорится, как потопаешь - так и полопаешь. Классные востребованные специалисты цеха № 1 имеют в месяц 30 тысяч рублей - и больше. Начинающие трубопроводчики, низкоквалифицированные специалисты получают от 10-12 тысяч рублей в месяц - и выше.
В механо-монтажном цеху "Дальзавода" № 6 наглядно видно, что рабочий ритм коллектива подчинен единой цели - своевременному и качественному выполнению работ на матчасти "Бурного". Заговариваем с молодым рабочим - оказывается, он из рабочей династии цеха, куда пришел вслед за отцом.
Анатолий Борисенко, монтажник цеха № 6:
- Я вернулся на завод в августе прошлого года. Начинал рабочую биографию здесь, но после службы в армии потянуло на легкие хлеба - несколько лет мыкался-пробовался на разных должностях в разных компаниях: был грузчиком, охранником... Условия труда устраивают. Хотя, конечно, со временем надеюсь вырасти - всю жизнь гайки на шпилях и брашпилях крутить не хочу. Зарплата зависит от времени года - зимой заказов меньше, сейчас выручает только флот... Получаю в среднем побольше десяти тысяч, бывает и по 15 тысяч рублей в месяц, в общем - пока, до свадьбы мне на жизнь хватает.
Надеюсь, что зарплата будет расти и дальше - у завода есть перспективы по привлечению к стенке большего количества кораблей и судов. А мы работать готовы, как отцы - хоть в три смены, лишь бы хорошо платили, ну хотя бы как сейчас…
Со словами молодого рабочего перекликаются размышления одного из старейших работников "Дальзавода", 70-летнего токаря цеха № 6 Валерия Дрегваля, выполняющего заказы на изготовление огромных, в человеческий рост и больше деталей:
- Положение у некоторых рабочих без заказов рыбацкого судоремонта сложное - сложно, например, с работой у токарей на более мелких станках. Почему работаю в таком возрасте - так понятно, что на одну пенсию не проживешь. А сейчас - мне на нормальную жизнь вполне хватает. Думаю, что в ближайшем будущем работы на заводе прибавится, а значит, и денег у людей в кармане станет больше.
- На заводе были времена и похуже...
- Да, тогда у меня долгов по зарплате накопилось около ста тысяч рублей. Но после прихода на завод Чавычалова - не сразу, конечно, постепенно, за несколько лет все эти деньги мне выплатили. Не слышал, чтобы у кого-то такие долги остались. Может, если разложить на месяцы - выплачивали долги и понемногу, но ведь и зарплату все эти годы платили аккуратно, почитай - день в день. Так что жить явно стало получше и повеселей, без долгов! Молодец, Чавычалов, с задачей, считаю, справился на отлично!
С заместителем начальника цеха № 6 Владимиром Щербаковым мы беседуем на солнышке, у Доски почета "Дальзавода", напротив входа в цеховой буфет, где в обеденный перерыв торопятся перекусить десятки дальзаводчан - вкусно, недорого, можно прикупить домашней выпечки.
- Самое главное - иметь на заводе постоянную загрузку по судоремонту. Пока она неравномерна - рыбаки еще не вернулись с промысла. В планах руководства - рост числа заказов, если он произойдет - придется думать об увеличении числа работающих в цеху, а также решать проблему низкой зарплаты инженерного состава - пока они получают меньше рабочих-судоремонтников. Поэтому и молодежь к нам после окончания ВУЗов пока идет неохотно, - говорит Владимир Щербаков.
Мы кузнецы, и дух наш молод
У стенки завода рядком расположились флотские красавцы - корабли "Варяг", "Бурный" и белоснежный "Пегас".Распорядок для экипажа в условиях заводского ремонта подчинен обеспечению работ заводских бригад - вот почему на палубах крейсера, эсминца и "гидрографа" людей в форме почти не видно: все в низах, все помогают "Дальзаводу" побыстрее выпустить корабли домой, в море.
А в кузнечном цеху № 4 весь день кипит работа - одни бригады льют отливки бронзы и прочих металлов, другие изготавливают из них запчасти и детали корабельных механизмов.
Один из кузнецов цеха - Николай Титух - только что закончил процесс ковки бронзовых заготовок, пока он отдыхает (а для отдыха рабочих предусмотрены несколько 15-минутных перерывов, в которые прямо в цеху не грех забить козла или выпить чайку) - мы беседуем с человеком горячей профессии:
- В кузнецах я уже 32 года. Проблема одна - маловато работы, не хватает материалов. Что касается зарплаты - платят ее вовремя и даже, случается, раньше срока. Задолженности, которая была у всех дальзаводчан, давно выплачены - мне были должны, например, в начале 2000-х годов 78 тысяч рублей. Но с приходом на завод Александра Чавычалова произошли очень сильные изменения в лучшую сторону: появились заказы, работа, а значит - и деньги на зарплату коллективу.
- Как вы относитесь к планирующемуся вхождению "Дальзавода" в судоремонтную госкорпорацию?
- Нам, коллективу, от завода нужны работа и ее достойная оплата. Кто нам их будет давать - по большому счету без разницы. Но если мы видим на "Дальзаводе" изменения к лучшему - а они есть, и чтобы их увидеть, не нужно семи пядей во лбу или морского бинокля - у нас крепнет уверенность в правильности пути и планов, которыми ведет коллектив руководство завода.
Возродить судостроение - задача всем нам по плечу
Сегодня в старейшем, сухом доке ОАО ХК "Дальзавод" ремонтируется понтон для перевозки грузов на строительство объектов саммита АТЭС острова Русский.
После выхода понтона из завода на нем будут доставлять по морю строительные материалы и пролеты будущего уникального моста через Босфор Восточный. Понтон нужен острову и строителям срочно - поэтому рабочий цикл здесь максимально активен: даже на обед судостроителей возят из дока на автобусе!
Здесь нам наконец-то удалось "пересечься" с председателем профкома завода - первичной профсоюзной организации "Дальзавода" Николаем Бомко:
- Скажите, чем предложения Александра Чавычалова импонируют коллективу?
- Мне лично очень нравится предложение о сохранении предприятия и недопущении перепрофилирования его производства. Основное предназначение "Дальзавода" - ремонт военных кораблей, мы - единственные, кто способен на 100% восстановить боеготовность кораблей 1 ранга, что можно наблюдать сейчас, у стенки, где стоит в ремонте самый крупный корабль ТОФ - ракетный крейсер "Варяг". Положительную реакцию коллектива вызывает уже реализуемое решение об увеличении объемов судоремонта торгового и рыбацкого флота, а также возрождение на заводе судостроительных программ. Мы, профсоюз, все эти планы поддерживаем и уверены в том, что руководство "Дальзавода" с ними справится!
Как подчеркнул перед заводчанами Александр Чавычалов, "планом конкурсного управления определена основная задача: сохранение имущественного комплекса предприятия, предназначенного для деятельности связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности России.
Для меня очень важна ваша поддержка! Ситуация непростая, но для дальнейшей успешной реализации плана, необходима совместная взвешенная позиция всех участников процесса: трудового коллектива, кредиторов и государственных структур, от решения которых зависит дальнейшая судьба завода. Сегодня не время раскачивать лодку. Нужно работать и жизнь наладится"!
КОММЕНТАРИИ
Борис Приходько, вице-адмирал, бывший заместитель командующего Тихоокеанского флота, председатель Морского собрания Владивостока:
- Безусловно, нам необходимо восстанавливать военный судоремонт на "Дальзаводе". В том числе и подводного флота!
Дело в том, что любой корабельный ремонт сложен технологически - проводить его нужно только там, где сохранились силы, возможности, кадры, которые, по моему разумению, на "Дальзаводе" пока есть. Что касается путей увеличения объема корабельного ремонта - ничего нового выдумывать не нужно. Нужно лишь вспомнить, что в прежние годы руководящие документы обязывали командира корабля производить многие плановые работы на матчасти и ее осмотры именно у заводской стенки, с привлечением заводских специалистов. Вернуть все взад - и у завода появятся новые объемы работы, у флота вырастет боеготовность, а экипажи в компании заводских профессионалов получат хорошую выучку.