Сквер в начале улицы Светланской, 1950-е года
Фото: Семен Фридлянд

Мнения о Владивостоке за 156 лет: лихие извозчики, манзы на площади и сочинский климат

Высказывания жителей и гостей приморской столицы о городе, не утратившие своей актуальности - в материале РИА PrimaMedia (МУЛЬТИМЕДИА)

Годовщина основания Владивостока празднуется сегодня, 2 июля. В этот день РИА PrimaMedia собрало для своих читателей высказывания и воспоминания известных жителей и гостей приморской столицы, произнесенные в разные времена, но актуальные и по сей день. Бешеные извозчики, которых сегодня заменили не менее лихие водители "железных коней", "сочинский" климат, китайские торговцы на площадях – этим жил Владивосток более полутора веков назад и этим же, по сути, живет до сих пор.

1 / 8

Итак, 2 июля 1860 года военное судно "Манчьжур" зашло в бухту Золотой Рог и на берег высадились 40 человек нижних чинов четвертого линейного батальона под начальством прапорщика Комарова. С этого дня и берет начало наш славный город. Уже в этом же году здесь побывал знаменитый путешественник и литератор С. В. Максимов.

Порт этот (Владивосток) можно считать лучшим из всех. Он многим напоминает Ольгу, но только меньше ее, уютнее, теплее и веселее. Впрочем, те же дубы кругом, те же картинные горы. В низменностях речки журчат, в берегах много ключей бьет.

Согласитесь, изменилось немногое? Владивосток по-прежнему в окружении гор и речушек и все так же уютен, как и 156 лет назад.

...15 июля 1866 года пришли во Владивосток... Вблизи Владивостока, кругом его и в окрестностях — леса, зелень, богатые пастбища, почва жирная, черноземная, бухты изобильны вкусной рыбой; климат, по уверению здешних старожилов, довольно ровный, зима короткая (2-3 месяца); бухта защищена от ветров... Все, кажется, обещает, что впоследствии здесь будет центр торговых сил Восточной России, связующее звено ее с Японией и Китаем.

А эту запись в своем дневнике в 1866 году сделал судовой врач винтового корвета "Аскольд" Г. Садоков. Его слова оказались во многом пророческими: Владивосток действительно стал торговым центром. Ежегодно через российскую границу в Приморье проходят огромные объемы товаров из Китая и Японии. Чего только стоит автомобильный рынок города: о нашей Зеленке знают во всех регионах страны.

Жаль, правда, что рыбу, выловленную вблизи Владивостока, вряд ли стоит подавать на стол – полтора века индустриализации оставили свой неизгладимый след в местной экологии.

Да и климат, конечно же, не изменился: у нас по-прежнему относительно теплые и короткие зимы. И пускай лето редко балует нас солнцем, зато осень сполна расплачивается ультрафиолетом.

Да у вас здесь климат лучше, чем в Сочи!

Вот и генсек Никита Хрущев, побывавший во Владивостоке в октябре 1954 года, отменил дальневосточные надбавки, увидев теплую приморскую осень.

Не буду приводить цен различных товаров, продающихся во Владивостокских лавках; эти цены можно узнать каждому, если помножить на три, а иногда даже на четыре и только в редких случаях на два ту сумму, которую стоит данная вещь в Европе.

Как же прав был Н. М. Пржевальский, описывая город в 1867 году. Цены на недвижимость, продукты, многие услуги по-прежнему жителю, например, ЦФО можно узнать, помножив стоимость товаров в европейской части России на два. Что ж, сказывается удаленность от центра. Зато у нас автомобили дешевле…

Кстати, об автомобилях.

Владивостокские извозчики — возмутительный народ! Ездят по городу с такой быстротой, что несчастным пешеходам хоть не переходи улицы, хотя бы и крайняя в том была нужда. Во время грязи непременно стараются проехать по луже особенно быстро и обдать грязью по тротуару публику. На перекрестках нужно быть особенно осторожными, ибо непременно на вас наскочит мчащийся на полных рысях извозчик.

Узнаете? Да-да, манера ездить во Владивостоке нисколечко не изменилась. Хотя это новость, опубликованная в газете "Восточная жизнь" в 1906 году.

Люди, приезжающие из других регионов, до сих пор отмечают особенный стиль вождения владивостокских водителей. Ведь согласитесь, даже в приморском Уссурийске их размеренное движение кажется нам нестандартно медленным, а основательных хабаровчан и вовсе за их манеру езды многие местные водители окрестили эстонцами.

Однако те же приезжие всегда удивленно отмечают: зато у вас чаще выпускают со второстепенной, моргая фарами. Все-таки водительская солидарность во Владивостоке существует.

Китайцы без всякого разрешения занимают под фанзы места на Владивостокской площади, где по плану должны быть красные ряды и базар. Естественно, что они ничего городу не платят, тогда как город планировал получать с построенных базарных лавок до 2 тысяч рублей в год. Полицейское управление уже не однажды объявляло о сносе фанз, но воз и ныне там.

Такой рапорт в городское общественное управление направил 15 декабря 1875 года местный житель Михаил Федоров. Спустя больше чем столетие ситуация мало поменялась: помните, как в "лихие девяностые" стадион Спортивный как-то неожиданно оказался рынком на Спортивке, где у наших азиатских друзей за умеренную и не очень плату можно было купить все: от джинсов за "двесси тысясь" (до деноминации) до автомобильных запчастей. Сейчас торговля там не прекратилась, но стала легальнее, уйдя из-под шатров в наспех построенные торговые центры.

Русские не любят сезон туманов. Они выезжают на дачи, которые находятся вдоль Амурского залива. Даже если над Владивостоком висит густой туман, удивительно, что в дачных районах Седанки, 19-го км и станции Океанской всегда ярко светит солнце…А мне нравился туманный Владивосток — в это время года одновременно распускались белые цветы яблони, груши, жасмина, цветет сирень. Их аромат придавал пейзажу туманного Владивостока неповторимую прелесть. Мы, как русалки, плавали в туманном море, испытывая легкость и наслаждаясь непередаваемой красотой.

Поразительное явление владивостокского климата описала в своей книге "Сирень и война" японка Тоидзуми Ёнэко. Действительно, каждый житель города знает, что не стоит верить туману во Владивостоке – в это же время на той же Шаморе можно жариться на солнышке. К сожалению, бывает и наоборот: Владивосток радует безоблачностью неба, а вот на Шаморе уже синеют от холода и начинающегося дождя отдыхающие.

Покинуть Владивосток — это, похоже, тоже "чисто" владивостокская шутка. Каждый человек тут — корабль. Бывает, возвращается домой, бывает — уходит под другим флагом. Бывает — продан на металлолом.

А это уже наша местная гордость Илья Лагутенко написал относительно недавно в своей книге "Владивосток-3000". И ведь, правда, во Владивостоке любят поговорить о том, чтобы "свалить или рвануть на запад". Но Лагутенко верно подметил: во Владивосток чаще, чем в другие города России, возвращаются обратно.

Потому что не любить наш город просто невозможно: всю его непередаваемую атмосферу невозможно заменить ничем другим. С днем рождения, любимый Владивосток!

1 / 10

Материал подготовлен в рамках проекта"Важная Дата".

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Шествием, концертами и фейерверком отметят День рождения Владивостока

Герб Владивостока: от помпезного уссурийского тигра до дикой кошки с поджатым хвостом

Утраченный облик Владивостока: дома 19-го столетия, уютные кинотеатры, скверы и набережные