С Дедом Морозом и Снегурочкой во Владивостоке открыли "Сказочный лес"
19:35
Зимнее Солнцестояние 2024 - грядет переполох судьбы для всех знаков в конце года
19:30
Выйдут из оборота: всех, у кого хранятся наличные купюры 5 000 рублей, предупредили
19:11
Крупные российские компании помогают в устранении последствий разлива мазута в Черном море
18:52
Талант Раков, срыв Дев и блеск Весов: подробный гороскоп на 22 декабря
18:30
Главу Тавричанкинского сельского поселения отправили под домашний арест в Приморье
18:14
Повешенный, Фортуна, Правосудие: прорывной таро-прогноз с 20 по 25 декабря
18:00
Знойная буря удачи: как войти в Новый год Козерогам, Водолеям и Рыбам
17:30
Сергей Шишкарёв предложил решать проблему дефицита кадров "на поколение вперед"
17:18
"Я тебе покажу": полиция расследует конфликт между учителем и учеником в школе Находки
15:43
Как перестать тревожиться перед Новым годом и отпустить негативные эмоции— ответ эксперта
14:20
Смертельная авария на льду: водитель выехал на озеро Ханка и врезался в пирс
14:09
"Русская лыжня" откроется во Владивостоке 22 декабря
13:47
Приморцы смогут сегодня как следует выспаться: предстоящая ночь будет самой длинной в году
13:04
В ВДЦ "Океан" ребята со всей России всего за три недели поставили новогодний спектакль
12:28

Виктор Шалай: Финансовый кризис стал для музея им. Арсеньева стимулом к развитию

Директор Приморского музея имени В.К. Арсеньева — о современном музее, ценности кадров и историческом ресурсе столицы Приморья (МУЛЬТИМЕДИА)
13 января 2016, 13:30 Общество
Интервью с директором Приморского музея имени Арсеньева Виктором Шалаем РИА PrimaMedia, Александр Хитров
Интервью с директором Приморского музея имени Арсеньева Виктором Шалаем
Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Прошлый год был для Приморского музея имени В.К. Арсеньева ярким и интересным на события. В 2015 году музей отпраздновал 125 лет со дня открытия для публики, победил в нескольких престижных музейных конкурсах, а также запустил ряд новых интересных проектов. Для читателей РИА PrimaMedia директор музея Виктор Шалай подвел итоги ушедшего года, рассказал об успехах родного учреждения, а также поделился своими взглядами на музейное дело в современности, особенности восприятия исторического наследия во Владивостоке и культурное взросление его жителей.

Об историческом ресурсе Владивостока и его культурном взрослении

Исторический и культурный ресурс Владивостока огромен. Но чтобы конвертировать его в востребованный продукт, нужно приложить немало усилий. Одно дело — организовать музейное бюро и обеспечить его работу, и совсем другое — интегрировать культурно исторический ресурс в программу развития города. Наверняка, со временем многое изменится в лучшую сторону и потенциал истории Владивостока в контексте его развития будет оценен должным образом, но пока есть ряд препятствий на этом пути. Хотя, учитывая объем финансовых и бюрократических ограничений, то и организация полноценного востребованного экскурсионного бюро — уже серьезный шаг.

Главный вопрос — есть ли амбиция у города и его жителей, что либо существенно менять во взаимоотношениях с историей этого места и материальных свидетельств прошлого – домов, улиц, кварталов –сохранившихся до наших дней.

Интервью с директором Приморского музея имени Арсеньева Виктором Шалаем

Интервью с директором Приморского музея имени Арсеньева Виктором Шалаем. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров

Сегодня такая потребность есть у отдельных людей, но этого мало. Может быть, должно пройти какое-то время. Возможно, нам не хватает большего количества позитивных примеров, чтобы уважение и любовь, а также рачительное отношение к истории города стали более массовыми. Может быть нужно, чтобы в городе появились еще три Александра Хитрова (фотограф, журналист РИА PrimaMedia – прим.ред.) или две Нелли Мизь (известный приморский краевед), чтобы этот процесс ускорился. А может быть нужны сотни таких людей, деятельность которых сформировала бы критическую массу горожан, которая самим своим существованием смогла бы убедить любого, что всякие противоречия и проблемы можно преодолеть. Что деньги, вложенные в исторический ресурс Владивосток – это оправданные инвестиции. Но у меня есть ощущение, что город до такого понимания ситуации еще не дозрел.

И все же я вижу Владивосток как взрослеющий город с растущим уровнем самосознания.

Вот можно, например, считать передачу помещений в доме Элеоноры Прей под музей признаком того, что город взрослеет? Я думаю, что можно. Потому что впервые за десятки лет команда, которая руководит Владивостоком, находит деньги в бюджете и выделяет их на покупку квартир в исторически важном для города доме. Замечу, не муниципальную собственность передают, а именно находят средства и выкупают, что значительно сложнее. Такое невозможно во многих, даже более богатых городах России. Поищите прецеденты, и вы их вряд ли найдете. Это был очень сильный шаг со стороны всех, кто принимал решения по этому вопросу.

Это позитивный сигнал, который дает надежду на то, что мы еще застанем время, когда большинство жителей Владивостока будут не только знать, но и чувствовать, что их родной город является по-настоящему историческим. К этому можно прийти только общими усилиями, а придя, опираясь на богатую историю города, продолжать развивать его на глазах всего мира.

Экскурсионная группа у памятника Элеоноре Прей у лестницы, ведущей в Почтовый переулок

Экскурсионная группа у памятника Элеоноре Прей у лестницы, ведущей в Почтовый переулок. Фото: РИА PrimaMedia, Мария Бородина

Владивосток, в отличие от большинства городов в нашей стране, старается сделать себя моложе, а не старше. Вот, например, казанцы долго искали и нашли монетку, которая доказала, что городу, оказывается, тысяча лет. И всей страной мы неожиданно отпраздновали тысячелетие Казани. Этот город себя углубил, укоренил. Владивосток же, наоборот, по принципу, по характеру своему, такой, молодящийся город. На его жителях это тоже отражается.

Интервью с директором Приморского музея имени Арсеньева Виктором Шалаем

Интервью с директором Приморского музея имени Арсеньева Виктором Шалаем. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров

Это такая специфика владивостокцев, им всегда нужно быть моложе, энергичнее, ходить быстро, говорить громко. Больше интересоваться будущим, а не прошлым.

Это и не плохо, и не хорошо, просто есть такая особенность. И все это можно обыграть, все можно обратить в развитие. Мол, вы там у себя старитесь, а мы, во Владивостоке вечно молодые. Главное не заиграться, как это часто бывает, например, с теми, кому в собственность переходят исторические объекты города. Слишком часто все, что является частью нашего красивого, интересного, самобытного городского портрета, под видом ремонта разрушается и уродуется, а мы делаем вид, что это допустимо.

Об Элеоноре Прей и ее наследии

Передача музею части помещений в доме Элеоноры Прей в Почтовом переулке стала для нас одним из самым радостных моментов 2015 года. Мы долго этого ждали и это случилось. Потому что совсем недавно даже мечтать об этом было сложно. В какой-то момент с этим домом сложилась катастрофическая ситуация и, казалось, что это такое пике, из которого город никогда не выйдет. И вот, в самой низкой точке падения, в трех секундах от земли, ситуация вдруг стабилизировалась. Сегодня, пусть не без турбулентности, но дело двигается вперед. Суды в третий раз выносят решение о сносе незаконной постройки, часть исторических помещений администрация выкупила и передала нам.

Есть понимание, что дальше будет много сложностей, что все неоднозначно. Но то, что эта тема вышла из пике, то что мы это наследие всем городом отстояли, вселяет уверенность, что у нас все получится. Во Владивостоке живут очень отзывчивые люди, которые в критический момент включились в процесс защиты старой усадьбы.

Незаконная стройка рядом с домом Элеоноры Прей

Незаконная стройка рядом с домом Элеоноры Прей. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров

Произошло по-настоящему гражданское действо, которое позволило выровнять ситуацию и дало надежду на благополучное разрешение всей этой истории. Похоже, что наконец мечты многих горожан сбываются — на этом месте появится музей и, даст бог, замечательный парк. Немного пугает то, что это совпало с не самым легким временем. Для того чтобы привести все в порядок, придумать концепцию развития этого музея, закупить оборудование для него, провести благоустройство, потребуются существенные деньги. Сейчас мы находимся в процессе их поиска.

Эта история стала для нас вдохновляющей, сразу же подстегнула делать то, что было отложено на потом. Нашлись партнеры, которые профинансировали экспедицию на родину Элеоноры Прей, в США. Из этой поездки были привезены ее подлинные вещи, которые в будущем станут экспонатами этого музея. Более того, в ее родном городе уже появились друзья Владивостока. Сейчас нам пишут письма, сообщают, какие экспонаты, связанные с жизнью Элеоноры Прей они нашли.

Интервью с директором Приморского музея имени Арсеньева Виктором Шалаем

Интервью с директором Приморского музея имени Арсеньева Виктором Шалаем. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров

Каким быть музею в Почтовом переулке будет предлагать специальная рабочая группа, а обсуждать и решать — жители Владивостока. Мы хотим продолжить историю сотрудничества с неравнодушными людьми, будем привлекать их к созданию музея. Первая рабочая группа соберется уже в начале нового года, и, думаю, уже к апрелю у нас будет стартовая версия стратегии развития музея.

Для Приморского музея Элеонора Прей уже не просто конкретный человек. Это целый пласт деятельности, потому что именно она дала нам — музейщикам — новое направление работы, которую мы называем "Культура повседневности".

Элеонора оказалась таким ключиком, который открыл для нас дверь в новую тему. Ее имя стало для нас нарицательным. И мы ей за это очень благодарны.

"Владивосток глазами Элеоноры Прей" — одна из популярнейших экскурсий, проводимых директором музея Арсеньева

"Владивосток глазами Элеоноры Прей" — одна из популярнейших экскурсий, проводимых директором музея Арсеньева. Фото: РИА PrimaMedia, Мария Бородина

О востребованности проектов музея

Стабильную посещаемость имеют все наши проекты. Просто потому что нам удалось к той аудитории, которая у музея уже была, прирастить новых людей. Каждый из них нашел свои любимые "закоулки" в музее. Кто-то является поклонником работы экскурсионного бюро "Время города". Кто-то полюбил детские программы и стабильно посещает их.

Кто-то прирос всем сердцем к тем проектам, где встречаются музей и театр, которые делают наши коллеги в мемориальном доме – Доме путешественника Арсеньева. Есть стабильный поток посетителей, есть позитивная динамика, которую мы видим, и она уже не так сильно зависит от отдельных проектов, как это было раньше.

Например, проект "Сказки с молоком", который наши сотрудники создали буквально за две недели. В его лице мы получили хит 2014 года. На часовое мероприятие приходило по 80-90 человек, при вместимости 50. Это была неожиданная находка, которая с нуля дала прирост в несколько тысяч посетителей.

Проект музея "Сказки с молоком" обрел большую популярность у публики

Проект музея "Сказки с молоком" обрел большую популярность у публики. Фото: предоставлено музеем Арсеньева

Из наиболее успешных проектов этого года можно отметить "Морские прогулки", которые мы организовали совместно с компанией "Билетур". Они предоставили свой маломерный флот для морских прогулок и постоянный поток туристов, а мы обеспечили экскурсионное наполнение. Этот вид отдыха пользовался огромной популярностью и вызвал настоящий ажиотаж. В части экспозиционной и выставочной деятельности мы продолжали планомерное развитие, плавно увеличивая количество наших посетителей.

Интервью с директором Приморского музея имени Арсеньева Виктором Шалаем

Интервью с директором Приморского музея имени Арсеньева Виктором Шалаем. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров

О влиянии кризиса на работу музея

Финансовый кризис мы постарались превратить в стимул для развития. Мы с коллегами пытаемся по максимуму использовать те возможности, которые он дает.

Это, в первую очередь, задача быть оперативнее в решении рабочих вопросов, быть максимально продуктивными в ситуации постоянной неопределенности, уметь решать проблемы, не снижая качества работы.

Это были основные подходы в нашей работе в 2015 году, мы сделали все, чтобы он стал для нас успешным. Чего мы добились: удалось существенно увеличить объем внебюджетного финансирования музея, потому что другого выхода не оставалось – сокращение бюджетных средств нужно было чем-то перекрывать или существенно сокращать объемы деятельности. Мы выбрали первое.

В этом году мы получили два больших гранта по итогам самых статусных в России музейных конкурсов. Это "Меняющийся музей в меняющемся мире", который проводит благотворительный фонд Владимира Потанина, мы уже в четвертый раз победили в этом конкурсе. Второй грант мы получили от Российского фонда культуры в рамках конкурса "Новое краеведение". Кроме того, мы получили грант в рамках проекта "Элеонора Прей".

В общей сложности порядка 8% от нашего годового финансирования — это привлеченные деньги. Мы гордимся этим результатом, потому что для получения этих средств нам приходилось доказывать свою состоятельность и побеждать. Это те деньги, которые достались нам не просто так. Чтобы их получить мы должны были преодолеть конкуренцию таких же музеев, которые не меньше нас хотели победить.

Успех в этом деле зависит от команды, от ее творческого запала и творческой дееспособности. Важны таланты кураторов, их умение формулировать концепцию, излагать ее понятным и доступным языком.

Интервью с директором Приморского музея имени Арсеньева Виктором Шалаем

Интервью с директором Приморского музея имени Арсеньева Виктором Шалаем. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров

Конечно, от кризиса есть большие минусы, на то он и кризис. Взять нашу выставочную программу. Из-за проблем с финансированием три больших очень серьезных проекта у нас не случились. Это совместные проекты с музеем Большого театра, с музеем древнерусского искусства имени Андрея Рублева и с Российским этнографическим музеем. Когда мы узнали, что Министерство культуры не будет финансировать подобные проекты в этом году, мы оказались в непростой ситуации. Потому что это означало, что мы должны были срочно заменить эти выставки какими-то серьезными равнозначными проектами, которые в глазах нашего посетителя не уронили бы нашей репутации, не дали ему заметить, что кризис повлиял на качество нашей работы.

Нужно было находить внутренние резервы, дополнительно обращаться к своим коллекциям, создавать кураторские группы, находить любыми путями, пусть скромные, но бюджеты, делать эти проекты и заполнять образовавшиеся пустоты в выставочном графике. И мы это сделали. Сделали так, чтобы ни для нашего коллектива, ни для наших посетителей кризис не оказался таким очевидным, заметным.

И важно, что коллектив музея понимает, что увеличение нагрузки в работе в текущих условиях – необходимая мера.

Тем не менее, мы не снизили ни одной зарплаты, не сократили ни одного работника. Хотя искушение это сделать есть у каждого руководителя. Но это искушение, которое нужно откладывать, потому что уже завтра все может измениться в лучшую сторону, а вернуть людей обратно будет чрезвычайно сложно.

И мы с коллегами, заместителями, начальниками отделов приняли решение, что если мы и придем к такому решению, то в самую последнюю очередь. То, что мы избежали кадровой лихорадки, удержали внутри Музея творческую работоспособную атмосферу, я считаю существенным достижением нашего коллектива.

О музейном маркетинге

Грамотный маркетинг в музее сегодня также важен, как качественная исследовательская и экспозиционная деятельность, потому что иначе огромный объем работы, предназначенной различным аудиториям, останется незамеченным и невостребованным. В том, что мы в разы увеличили посещаемость музея, есть большая заслуга наших маркетологов, хотя, конечно, не только их, ведь маркетинг не является сутью деятельности музея. Его задача донести необходимую информацию до той или иной целевой группы, учитывая множество нюансов, таких как возраст, вероисповедание, социальный статус, политические пристрастия, профессиональные навыки, интересы.

Маркетинг – это просто технология, которая позволяет совместить продукт деятельности музея и его целевую аудиторию. Это своеобразный посредник, инструмент. Грамотное продвижение было последним недостающим звеном в музее.

Главное здание Приморского музея Арсеньева

Главное здание Приморского музея Арсеньева. Фото: РИА PrimaMedia

Было время, когда интересные выставки стояли пустыми, а за целый день не было ни одного посетителя. Это приводило к конфликтам внутри музея. Но сегодня эта работа налажена, на мой взгляд, хорошо. Это уже отозвалось для нас многократным увеличением реальных посетителей, повышением индекса цитируемости в прессе, ростом интереса к нашему музею у жителей Приморья и гостей края, который мы наблюдаем в последние годы.

Интервью с директором Приморского музея имени Арсеньева Виктором Шалаем

Интервью с директором Приморского музея имени Арсеньева Виктором Шалаем. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Личные вещи Элеоноры Прей привезли во Владивосток

Истории и лица музея им. Арсеньева: Стереотипы — в сторону

"Создан Людьми. Для Людей": Приморский музей им. В.К. Арсеньева отметил свой юбилей

96886
43
37