В театре им.Горького 84 сезон открылся премьерой в постановке Ефима Звеняцкого. Масштабный, костюмный и густонаселенный спектакль "Стена" поставлен по роману Владимира Мединского, действующего министра РФ и председателя Российского военно-исторического общества. Подробнее – в рецензии театрального критика, подготовленной специально для РИА PrimaMedia.
"Стена" — первая книга Мединского из цикла "Мифы о России", вышедшая в 2012 году. Это исторический и приключенческий роман об обороне Смоленска, одном из ключевых событий русско-польской войны начала XVII века. Действие романа происходит в России, в Смутное время, ознаменованное стихийными бедствиями, интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом.
Историческая драма культивируется на сцене театра имени М. Горького уже не первый сезон. Еще в 90-е был поставлен масштабный "Борис Годунов", с успехом уже второй сезон идут "Крейсера", теперь публике представлена "Стена". Спектакль прежде всего о крепости духа бесстрашного народа на Руси. Исторические хроники всегда пронизаны печалью, повествуя о трудных временах и лишениях народных через судьбы и отношения отдельных персонажей..
"Страшно и непонятно Смутное время. В книге само слово "Стена" приобретает значение не столько крепостного сооружения, сколько символа раскола цивилизации на своих и чужих. Но, невольно отвлекаясь на историю Смоленска, в голове рождается тема границы. По какому рубежу она проходит? В книге монах авторитетно утверждает, что дело не в нации, а в вере. Только ли? Граница между Европой и Россией до сих пор проходит не на карте, а в голове" (Из предисловия к книге)
Сюжет основан на событиях 1609–1611 гг., когда крепость Смоленска была осаждена войсками польского короля Сигизмунда, коварно вознамерившегося посадить на российский престол своего сына Владислава. Исторический сюжет, тем не менее, авантюрный, с любовной линией.
Авторство инсценировки в постановке театра имени Горького официально не заявлено и спектакль построен в основном на тексте романа, хотя для театра это обычно усложняет действенные задачи.
Основной драматический конфликт заключается в авантюрной погоне за неведомым богатством – сокровищем тамплиеров, поэтому в спектакле разворачиваются и переплетаются историческая, религиозная, любовная и приключенческая линии.
Колоссальны масштабы эпопеи осады Смоленска польским королем Сигизмундом III, армия которого состояла не только из поляков, но также из наемных солдат всей Европы — литовцев, венгров, немцев, украинцев, русских… Польскому королю противостоит московский боярин воевода Смоленской крепости Михаил Шеин. В этом конфликте король Зигизмунд (нар.арт. России Александр Славский) своим темпераментом и образом импортного франта не вызывает сильно отрицательных чувств. Воевода Михаил Шеин (Денис Неделько) предстает отцом-миротворцем, хотя исторически во многом на его ответственности колоссальные потери в результате блокады крепости. Но это исторически. В романе выписан образ идеолога и лидера, за которым безоговорочно следует народ, как принято в православной Руси, — за святую веру.
Жанр спектакля определен режиссером как историческая хроника по роману, написанного в жанре исторического детектива, хотя хроника как летопись – это литературный жанр, содержащий изложение исторических событий в их временно́й последовательности, где сюжетообразующую роль играет само время и повествование строится как смена эпизодов, картин действительности.
В литературе хроника изображает сам ход времени, а не переживания и конфликты людей, но сценическая версия "Стены" все же построена и на переживаниях и на конфликтах, что и наполняет спектакль действием.
Конечно, если принимать материал как исторический, то возникает много вопросов к фактам и трактовке событий, но это скорей вопросы к автору литературного текста. Формат хроники в спектакле поддерживается фронтальными образами Сказителя (нар.арт. России Владимир Сергияков) и Летописца (засл.арт. России Александр Запорожец), которые и соединяют в непрерывное повествование последовательную смену картин и эпизодов, словно перелистывая страницы Хроники.
В спектакле используются разноплановые выразительные средства в оформлении: это и насыщенность костюмами исторически достоверными наряду с оригинальными по идее, что вероятно транслирует связь времен, также используется и транспоранты-трансформеры с декларативными изображениями, и мэппинг (видео-проекция), который иногда неосторожно отсылает зрителя к переживаниям далеко не параллельным сюжету (например хроника блокадного Ленинграда). Музыкальное оформление несколько сложнее и лиричнее по переживаниям, чем эмоциональное наполнение спектакля. Идейно и эмоционально восприятие спектакля формируется уже от названия и зрительские ожидания во многом связаны именно со Стеной, которая могла бы возводиться или разрушаться на протяжении всего спектакля, однако, мы видим скорее Стену Молчания или Стену Печали, что собственно и становится концепцией постановки.
Почерк режиссера-постановщика Ефима Звеняцкого узнаваем по массовым сценам, которых в спектакле множество. Любовные линии и меркантильные интересы главных персонажей выстроены подробно на контрасте с контекстом печальных событий, что напоминает нам о русской пословице – "кому война, а кому мать родна"...
Следует отметить, что просветительская функция театра в этом спектакле исполнена сполна. Публика под нестихающие аплодисменты обсуждает историю России и гордость за своих исторических соотечественников.
Роман Владимира Мединского нашел свое отражение и продолжение в различных формах визуальных искусств. Так ранее спектакль по роману "Стена" уже был поставлен в 2013 году в Смоленском драматическом театре специально к 1150-летию города. В столице МХАТ им. М. Горького также принял к постановке роман "Стена". Между тем, в Пскове завершились съемки телефильма по роману "Стена", который снял режиссер "Батальона" Дмитрий Месхиев. Его вскоре должны показать по одному из федеральных каналов. А осенью прошлого года на экраны вышел мультфильм "Крепость", который основан не на романе, но рассказывает о тех же исторических событиях — о героической обороне смоленской крепостной стены в годы русско-польской войны.
Напомним, в Приморском крае продолжается активная работа по развитию и популяризации культуры и проводятся мероприятия для жителей во всех городах и районах края.
Автор рецензии
Автор фото: Сергей Кирьянов
Справка: Театровед, выпускница театроведческого факультета Санкт-Петербургской театральной академии. Преподаватель теории и истории театра в Дальневосточной государственной академии искусств (ДВГАИ). Член Союза театральных деятелей России (СТД). Специалист в области межкультурных коммуникаций, арт-критик.