Новый взгляд на историю освоения малых островов залива Петра Великого предлагают антропологи из Владивостока, обнаружившие следы полноценного поселения на острове Рикорда. Место, где ранее обнаружили лишь одно жилище, свидетельствует о том, что на острове могли жить круглый год до 150 человек. Об итогах полевого сезона этого года РИА PrimaMedia рассказали в Центре островной и прибрежной антропологии АТР при Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН.
Главным достижением сезона антропологи считают то, что удалось уточнить и дополнить план памятника Рикорда-4, который был открыт в 2014 году. Рассказывает заведующий центром островной и прибрежной антропологии Азиатско-Тихоокеанского региона Юрий Латушко.
— Распространенная в науке точка зрения предполагает активное освоение акватории залива Петра Великого древними людьми в основном с Янковской археологической культуры. При этом на малых островах архипелага императрицы Евгении южнее островов Русский и Попова, а также островах архипелага Римского-Корсакова сегодня известно не так много древних, преимущественно временных, стоянок. Отмечу, что во время расселения людей ЯАК климат был более теплым и влажным, чем сегодня, что влияло и на адаптацию людей — это хорошо видно по многим археологическим памятникам южного побережья Приморья, но особенно по раковинным кучам, так как моллюски составляли значительную часть их диеты, — говорит Латушко.
Янковская археологическая культура (ЯАК) — распространенная в южной части Приморья археологическая культура, существовала в X-VIII— V веках до н. э. в эпоху раннего железа. Для янковской культуры свойственно большое количество предметов из камня (наконечники стрел, долота, ножи, точила) и малое количество предметов из металла. К особенностям янковской археологической культуры также относится большое количество различных костяных предметов, например, игл и украшений, а также кучи раковин рядом с поселениями этой культуры.
— Открытый нами памятник Рикорда-4 расположен в северо-западной части одноименного острова, в устье небольшого ручья. Первоначально в ходе разведки было обнаружено лишь одно жилище у самого уреза воды (не очень удобное место для постоянного проживания). Жилище, представляющее собой полуземлянку площадью около 20 кв. метров, содержало в себе два культурных слоя – периода ЯАК и более позднего раннесредневекового времени (период культуры мохэ). "Мохэские жители" буквально врезали свое жилье в ранее существовавшее на этом месте. К настоящему времени сохранилась половина жилища с небольшим фрагментом очага. Элементный анализ грунта с пола жилища показал, что внутри него было довольно сухо и тепло, хотя оно находилось практически в нескольких метрах от моря, — продолжает антрополог.
Также ученые обнаружили большое количество фосфора на полу постройки, что, по их словам, свидетельствует о гастрономических предпочтениях его обитателей. Юрий Латушко описывает найденное жилище:
— Его форма была квадратной или близкой к квадратной, края обложены небольшой стенкой из галечных валунов. Прошлогодний тайфун значительно разрушил жилище. Видно, что в результате действия паводковых вод оно сползло с сопки, причем разрушение происходило довольно быстро. В таком состоянии жилище и было обнаружено нашим отрядом. Отмечу, что остров Рикорда был таковым еще до периодов потепления рубежа плейстоцена-голоцена (только тогда, например, остров Русский стал островом, отделившись от полуострова Муравьева-Амурского), потому даже самое раннее его заселение было сопряжено с необходимостью преодолевать сравнительно большой пролив, что свидетельствует об известной смелости и мастерстве, а также технологическом уровне его первых насельников.
Исходя из прежней гипотезы о сезонном использовании ресурсов острова, отряд Центра островной и прибрежной антропологии АТР собирался в этом году лишь завершить обследование ранее открытого памятника.
— Каково же было наше удивление, когда оказалось, что он занимает значительно большую площадь – всю верхнюю прибрежную террасу по обоим берегам ручья Безымянного вглубь острова вплоть до 150 метров. Ширина памятника на занимаемых берегах ручья составляет от 30 до 60 метров, а общая площадь — примерно 0,9 гектара. На левом берегу ручья мы обнаружили остатки жилищных западин, многие из которых были практически уничтожены за время, пока на месте памятника стоял лагерь туристов-экстремалов. Древние жилища имели в плане овальную форму, примерно 5х7 метров. Все шурфы показали наличие культурного слоя толщиной 10-30 см, а также материал, относящийся к янковской археологической культуре. Мы нашли фрагменты керамической посуды и чугунный кельт — топор, сравнительно редкая находка для памятников ЯАК, — отмечает Латушко.
По словам ученого, характер этого памятника будет определен при дальнейших раскопках, но уже сейчас можно говорить о том, что даже такой небольшой остров как, Рикорда был пригоден для постоянного поселения и мог обеспечивать необходимыми ресурсами довольно большое население (по приблизительным подсчетам, 60-150 человек), причем круглогодично.
— Адаптация к жизни на малых, сравнительно отдаленных, островах залива Петра Великого "янковцев" и "мохэсцев" могла значительно отличаться. Первые жили в более теплое время и, как мы видим теперь, воспринимали острова как свой родной дом, последние, — во время похолодания (климат в середине-второй половине первого тысячелетия нашей эры в целом мало отличался от существующего ныне) и больше походили на современных "дачников", посещая "островное Приморье" лишь в промысловый сезон. О различии этих стратегий свидетельствуют и результаты анализов состава керамики (сделанные в Институте химии ДВО РАН), янковцы пользовались местным сырьем, мохэсцы привозили сырьё или готовые сосуды с материка. Мы уверены в том, что маленькие острова залива Петра Великого хранят в себе большие научные тайны, раскрыть которые нам ещё только предстоит, — резюмировал антрополог.
Справка: Центр островной и прибрежной антропологии Азиатско-Тихоокеанского региона ИИАЭ ДВО РАН был образован как структурное подразделение Института 17 июля 2015 года для активизации фундаментальных и прикладных исследований в области островной антропологии АТР, обеспечения профессионального роста научной молодежи и развития междисциплинарных исследований. У учреждения есть сеть устойчивых партнерских связей с различными научными коллективами Дальнего Востока, центральной части России и зарубежья, среди которых Тихоокеанский институт географии, Дальневосточный государственный морской заповедник, Российский государственный гуманитарный университет. Исследователей Центра (антропологов, археологов, географов, биологов и многих других) объединяет общая тематика – комплексное изучение островного мира АТР.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
В Краснояровском городище под Уссурийском откопали чжурчжэньские амбары для хранения водки
Острова архипелага императрицы Евгении в Приморье: необитаемый рай для морских прогулок