Горно-химический комбинат "Бор" - уникальное российское предприятие, расположенное в Приморье – сполна познал, что такое так называемый "эффективный менеджмент", о котором в свое время много говорили идеологи приватизации промышленных предприятий, оставившие в итоге все проблемы производств трудовым коллективам и региональным властям, а дивиденды – кучке новых собственников, считает экс-губернатор Приморского края и ветеран "Бора" Евгений Наздратенко. В нынешней сложной ситуации – банкротная процедура наблюдения, проблемы с выплатой зарплаты – глава региона Владимир Миклушевский должен приложить все усилия, чтобы не дать вывести предприятие с территории края, распродав его по частям. Такое мнение Евгений Наздратенко высказал в беседе с журналистом Инной Лебедевой, сообщает РИА PrimaMedia, приводя здесь текст беседы с незначительными сокращениями.
" - Евгений Иванович, поскольку вы не раз подчеркивали, что Дальнегорск - ваша малая родина, и вы много лет там проработали, могли бы вы прокомментировать ситуацию, сложившуюся вокруг "Бора"? А именно ту информацию, что собственники дробят предприятие и теперь даже пытаются вынести производство в Китай или Южную Корею. Против чего, кстати, категорически возражает губернатор края Миклушевский.
- Интернет, конечно, великое благо. Сидя в московском офисе, имеешь полное представление о том, что тебя интересует, независимо от географической отдаленности. Прочел я, конечно, эту статью в "Золотом Роге" по "Бору" ("Одно из крупнейших предприятий Приморья снова оказалось на грани банкротства" - ред.). И отметил, что человек, который ее писал, не просто констатирует факт, а встревожен и озабочен.
Что касается моего мнения… Если начать с истоков, то все банально. Это ведь проблема не только и не столько дальнегорского предприятия. Это проблема российской экономики в целом, заложенная таким образом проведенной приватизацией. Конечно, можно сейчас говорить и о вине президента, который отвечает за все. Но у приватизации, осуществленной именно таким образом, были, как вы помните, свои идеологи и свои интересанты, которые проводили свою политику разгосударствления, при которой объекты и деньги доставались кучке людей, а проблемы оставались у государства.
Ведь понятно, что одно дело, когда предприятие приватизирует коллектив, его создавший и заинтересованный в его развитии. Он понимает, каким образом этого развития достичь. И не потерять уже достигнутое. Другое - когда процветающее предприятие по дешевке покупает некто, как это было, например, когда ВРХФ (Восторыбхолодфлот – ред.) купила какая-то московская лифтерная компания. Ее владельцы не только не понимали ценности и специфики приобретенного предприятия, но плохо знали, где оно расположено. Чем кончилось – распродали суда за рубеж и на металлолом, тысячи людей выбросили на улицу, и предприятие прекратило свое существование. Сейчас идеологи такой приватизации как бы не при чем, вернее, при должностях и дивидендах. А правительство пытается как-то выгрестись, и на разрухе - которая возникла, заметьте, не после войны, не в результате стихийного бедствия! - сохранить те крохи, что остались. И где-то даже создать новое.
Теперь о "крохах", которые остались в Дальнегорске. Я 11 лет отработал на "Боре", я знал его структуру, его коллектив, и утверждаю, что это один из сильнейших коллективов на планете, с могучим потенциалом. Недаром качество своей продукции "Бор" многократно подтверждал на многих международных промышленных выставках.
И вот подошла приватизация. Появилась возможность очень сомнительным путем захватить это сильное процветающее предприятие на московских торговых площадках. При этом сам коллектив от процесса приватизации отодвинули.
И если раньше у людей, работающих целыми семьями из поколения в поколение, был безусловный интерес к работе именно на "Боре", то теперь, в результате бесконечного числа перепродаж и смены собственников, каждый из которых стремился урвать свой кусок, коллектив "Бора" оказался в бесправном рабстве. По сути, они потеряли даже право на заработную плату, она скорее похожа на нищенское пособие.
Любому "беспределу" можно найти красивое название. Например, "структурное преобразование". Но все подразделения предприятия создавались, исходя из его технологичности. Там нет лишних структур. И раздробить его - значит нарушить эту технологическую цепочку. Что, видимо, никак владельцев не смущает. Им все равно, что продавать - единственное в своем роде производство или макаронную фабрику. Нельзя добиться рентабельности такого производства, раздробив предприятие и распродав его разным владельцам.
Нельзя продать отдельно обогатительную фабрику, отдельно производственные цеха, отдельно карьер и т.д. "Экономия" на заработной плате и унижение тех, кто, собственно, это производство и создает, - вот единственное, на что нынешние владельцы оказались способны.
У меня тут попутно возник вопрос – а нет ли желающих купить отдельно хвостохранилище (комплекс сооружений и оборудования, предназначенный для хранения или захоронения радиоактивных, токсичных и других отходов обогащения полезных ископаемых, так называемых "хвостов" - ред.) со всеми его экологическими проблемами? Или это оставят щедро для территории, чтоб сама выпутывалась из всего комплекса природоохранных забот?
Ну а теперь о позиции губернатора Владимира Миклушевского. Мне она полностью близка и понятна.
Все проблемы достаются ему, а возможностей для их решения у него немного. Но он упорно ищет пути сохранить предприятие, понимая, сколько потеряет край и морально и материально. Сколько потеряют люди, работавшие на нем многие годы!
Само месторождение рудное не вынесешь в другую страну. Гора останется в Дальнегорске. Видимо, владельцы планируют вывозить полуфабрикат, а всю пыль, грязь, все отходы, карьер оставить жителям Дальнегорска. Значит, выводится за границу не только высокотехнологичное производство, но все налоги, вся добавленная
стоимость, рабочие места, то есть, жизнь сама выводится. А куда город с его проблемами? Власти разберутся?
Какая же выгода в том, чтобы платить иностранным работникам гораздо более высокую зарплату, другому государству гораздо более акцентированные налоги, да еще тратиться на перевозку полуфабрикатов?
- Общеизвестен основной тезис приватизации – "придут эффективные собственники!" На примере "Бора" можно понять степень их эффективности?
- Позицию губернатора по "Бору" должно поддержать приморское Законодательное собрание отдельным решением. Необходимо и обращение в правительство, у него есть свои рычаги влияния на нынешних собственников.
Старейшее и одно из самых известных в стране горнорудных предприятий заслуживает особенного внимания властей".
Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, ГХК "Бор", являющееся одним из двух градообразующих предприятий приморского Дальнегорска, периодически задерживает зарплату своим работниками, то и дело "копит" долги перед энергетиками. Первый сигнал нестабильности на "Боре" проявился в феврале 2013 года. Тогда около 250 сотрудников объявили в начале недели, что, согласно трудовому кодексу, они не выйдут на работу до полного погашения долга. Нынешнее руководство завода – управляющая компания "Промышленные инвестиции" - пришла в Дальнегорск в декабре прошлого года. И сразу начались проблемы. Так, впервые за больше 50 лет существования, комбинат был остановлен в зимний период. Очередные проблемы на предприятии возникли летом 2014 года, когда комбинат вновь остановил свою работу.
Справка: НАЗДРАТЕНКО Евгений Иванович – экс-губернатор Приморского края (1993 – 2001 годы). Уроженец города Северо-Курильск Сахалинской области (дата рождения – 16 февраля 1949 года).
Трудовую деятельность начал после окончания средней школы в 1967 году электромонтером-монтажником на Сихотэ-Алинском полиметаллическом комбинате.
Прошел срочную службу в ВМФ на эсминце Тихоокеанского флота (1968-1970).
С 1970 года — сварщик-монтажник, 1975-1980 годы — мастер, механик, начальник участка объединения "Бор" (Дальнегорск, Приморский край).
С 1980 года — механик, заместитель председателя, с 1983 года – председатель старательской артели "Восток" объединения "Дальполиметалл" (в 1991 году артель была преобразована в Приморскую горнорудную компанию "Восток"). В 1991-1993 годы — президент компании "Восток" (Дальнегорск).
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Департамент труда и соцразвития Приморья ищет работу для уволенных сотрудников ГХК "Бор"
Более 170 исков предъявлено в суд о взыскания с ГХК "Бор" долга по зарплате в Приморье
Собственники ГХК "БОР" в Приморье выведут свои активы из офшоров