Бизнес как прикрытие: аферистка из Владивостока обводила мужчин вокруг пальца на миллионы
24 апреля, 08:30
Китай продолжает бороться с паводками в бассейне реки Чжуцзян
20:00
КНР: Вашингтон - сомнительный судья по вопросам прав человека
19:46
Астролог указала, как впустить в жизнь кристаллический заряд удачи навсегда
19:30
Названа необходимая россиянам зарплата при уровне цен в 2024 году – цифры удивят
19:11
Власть Львов, подъем Весов и психика Рыб: подробный гороскоп на 26 апреля
18:30
Хиромант назвала главные знаки богатства на ладонях - рождены стать миллионером
18:00
Жителя Владивостока "накрыла" ФСБ за связь с террористами из Украины
17:45
Астрологи обещают 3 знакам божественный переворот в карьере с 25 по 30 апреля
17:30
Участок теплотрассы на улице Героев Хасана во Владивостоке отремонтируют в рамках нацпроекта
17:10
Что едят во время поста в разных регионах России
17:10
Прямо сейчас Владивосток во власти песчаной бури - эксклюзивные кадры
17:03
FESCO отмечает 144 день рождения
17:02
К Пасхе готовы: "Владхлеб" представляет широкий ассортимент пасхальной продукции
16:59
Сохранение ОДУ 2025 на уровне 2024 года – условие устойчивости популяции минтая
16:32
Честность, вдохновение и любовь: фильм о женщинах-учёных презентовали в Молодёжной столице
16:30
Дальневосточные верфи не будут штрафовать за срыв сроков постройки судов 12:41
Кожемяко и еще два губернатора из ДФО оказались в списке на повышение 12:05
"#КрасныйУжасУправляек? Это по-дурацки". Надежда Телелюева – о Владивостоке и о себе 09:17
Россия заблокировала резолюцию СБ ООН по неразмещению оружия в космосе 07:30
В России прошла международная встреча по вопросам безопасности 07:23
МИД КНР отверг обвинения о создании "избыточных производственных мощностей" 06:39
Сенат США одобрил выделение 95 млрд $ на помощь Израилю, Украине и "союзникам" 01:49
Глава ООН призвал мировых лидеров к борьбе с изменением климата к 2025 году 24 апреля, 22:00
Юрий Трутнев прибыл в Приморье с трехдневным визитом 24 апреля, 19:00
У проблемных строек в Приморье забрали бюджетные деньги 24 апреля, 17:05
В Приморье осталось четыре района, нетронутые муниципальной реформой. Кто следующий? 24 апреля, 15:10
Россия готова к взаимодействию со всеми в обеспечении глобальной безопасности 24 апреля, 14:10
Дальневосточные губернаторы доложат Трутневу во Владивостоке о мастер-планах 24 апреля, 12:55
Перешедший в собственность государства Дальнегорский ГОК в одночасье стал прибыльным 24 апреля, 08:57
В спецрайоне на острове Русском зарегистрирован 100-й резидент 23 апреля, 19:41

Премьера оперы "Мавра" в Приморье: Маленькое приключение "большой" любви

Арт-критик Нина Шульгина – о "русском сувенире" на малой сцене Театра оперы и балета (ФОТО)
23 ноября 2015, 16:20 Общество
Премьера оперы "Мавра" в Приморье: Маленькое приключение "большой" любви Мария Бородина, РИА PrimaMedia
Премьера оперы "Мавра" в Приморье: Маленькое приключение "большой" любви
Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Малая сцена Приморского театра оперы и балета 20 ноября преподнесла зрителям "русский сувенир" - премьерную постановку оперы-буфф Игоря Стравинского "Мавра", чей сюжет основан на поэме А. С. Пушкина "Домик в Коломне". Режиссер спектакля – Вячеслав Стародубцев, музыкальным руководителем постановки выступил худрук ПТОиБ Антон Лубченко, художник-постановщик — Петр Окунев. По мнению театроведа и арт-критика Нины Шульгиной, малая сцена приморской оперы оказалась отличным местом для подобных "Мавре" неакадемических форм, возможно, речь идет о рождении нового жанра на сценах Владивостока. Подробнее – в рецензии арт-критика, подготовленной специально для РИА PrimaMedia.

Нина Шульгина

Нина Шульгина. Фото: из личного архива Нины Шульгиной

Справка: ШУЛЬГИНА Нина Васильевна - театровед, выпускница театроведческого факультета Санкт-Петербургской театральной академии. Преподаватель теории и истории театра в Дальневосточной государственной академии искусств (ДВГАИ). До 2014 года на протяжении 15 лет преподавала ряд профильных дисциплин в ДВФУ. Специалист в области межкультурных коммуникаций, арт-критик.

- На малой сцене театра оперы и балета состоялась премьера оперы-буфф Игоря Стравинского "Мавра". Сценическая судьба этой миниатюры не так проста, пройдя на лучших оперных сценах Европы, на сегодняшний день, исполняется не часто. Эта опера–шутка, которая идет не более получаса, была любимым детищем Стравинского — великого мастера стилизации и пародии. Музыкальный язык в "Мавре" полистиличен, это не только яркий гротеск, но и джазовые гармонии, фольклорная мелодика и задумчивые интонации русского городского романса. "Мавра" своего рода реставрация модели ранней комической "оперы в стихах" и русского водевиля начала XIX века. Либретто было написано Борисом Кохно по мотивам поэмы А.С. Пушкина "Домик в Коломне".

При постановке "Мавры" для малой сцены в Приморском театре оперы и балета была сделана специальная оркестровка, что совсем не изменило колорита сочинения Стравинского. Музыкальный руководитель постановки Антон Лубченко видит хорошие перспективы в работе с малыми формами.

Режиссер-постановщик Вячеслав Стародубцев соединил музыку оперы с поэтическим первоисточником – текстом поэмы и лицейскими стихами Пушкина, определяя жанр своего спектакля как "оперный анекдот". 

Режиссерская концепция Стародубцева в "Мавре" как и в других его постановках заключается в соединении драматического театра и оперы. Возможно, это рождение нового жанра, который утверждается на театральных сценах Владивостока.

К яркому ансамблю гротескных персонажей режиссер-постановщик добавил образ Арлекина-Пушкина, который собственно является носителем драматической части спектакля и Коломбины-Цыганки, которая исполняет балетную партию на пуантах.

Простая история о влюбленной девушке Параше и переодетом гусаре Василии решена в пародийном ключе. Художник-постановщик Пётр Окунев наполнил спектакль визуальной иронией. Костюмы у всех персонажей из разных эпох, вне времени. Над сценой парят белые платья как символ девичьих грез о чистой любви. Все действие спектакля происходит на фоне голубого неба и белых облаков, в которых обычно витают влюбленные.

Все артисты увлечены игрой и видно, что они получают большое удовольствие от оригинальности своего сценического существования. Каждый персонаж поет ровно столько, сколько надо, чтобы проявить свою "породу", свой характер и свои чувства во всей ясности. Это - маски, а не индивидуальные личности. Их четверо: сопрано, меццо-сопрано, контральто и тенор. Каждый голос - типичное и характерное проявление особых ему присущих качеств.

Параша в исполнении Алены Дияновой (сопрано) - не только скучающая влюбленная девица, томящаяся по своему жениху, но напористая и отчаянная русская женщина, готовая на любую "авантюру". Более всего характер Параши проявляется в лирических интонациях сентиментального романса. Немало русских девушек изливает свою любовь в подобных мелодиях.

Музыка Стравинского удачно соединяет интонацию бытовой речи с песенным ритмом и напевностью. Параша говорит, как поет, и поет, как говорит: задумчиво, доверчиво и любовно, но вместе с тем ярко и напористо. Антитезой ко всему музыкальному материалу Стравинского в финале звучит романс "Стонет сизый голубочек", о котором писал сам Пушкин в "Домике в Коломне". Покинутая Параша, снимая гротескную театральную "маску", исполняет его пронзительно жалобно, что, несомненно, явилось режиссерской находкой.

Партию Гусара исполняет Илья Астафуров (тенор), он же - кухарка "Мавра". Образ представляет противоположность Параше, но не в искренности чувств - Гусар в данный момент действительно влюблен и романтически настроен, он цельный и непосредственный. Но там, где для Параши "вечность", там для него "удача нынешнего дня". Влюбленный повеса дерзок, уверен в своем влиянии и настойчив, страстно порывист и нетерпелив, но без сладострастия.

Премьера оперы "Мавра" в Приморье: Маленькое приключение "большой" любви

Премьера оперы "Мавра" в Приморье: Маленькое приключение "большой" любви. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Образ Матери наполнен бытовой иронией и представлен причудливым шаржем. Партию исполнила Ирина Колодяжная (меццо-сопрано). Предавшись воспоминаниям о добродетелях "покойницы стряпухи Феклы", чей огромный портрет играет отдельную роль в постановке, мать Параши сожалеет об ушедших днях и радостях. Соседка представлена весьма экстравагантно, все элементы художественного образа, включая мундштук и модную подвязку на чулках и, прежде всего, костюм в совокупности делают этот образ типическим и понятным любому зрителю. Такую соседку обязательно можно встретить в каждом дворе. Простодушная бытовая действительность Пушкинской поры нашла свое новое музыкальное отражение в сочных и рельефных образах.

Малая сцена оперного театра - отличное место для таких неакадемических форм. Немногие театры оперы и балета обладают такой площадкой для творческого поиска.

Опера "Мавра" при создании была посвящена Пушкину, Глинке и Чайковскому — трем русским гениям, чьи имена определили стиль и характер сочинения Стравинского, которое при всей видимой простоте и сегодня остается очень привлекательным материалом для сценического воплощения.

 "Мавра" – это своего рода шуточная игра в русскую оперу, в "русский сувенир", - отмечает театровед, преподаватель ДВГАИ Нина Шульгина.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Репетицию оперы "Мавра" провели в Приморском театре оперы и балета

Семь фестивалей, 14 оперных и балетных спектаклей — два года Приморского оперного театра